2. Условия речевого развития. | В течение первых лет жизни в развитии речи ребёнка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. Большое значение для развития речи ребёнка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком, находящемся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, он активен и восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи. Необходимым условием в развитии личности ребенка во всех видах его деятельности является предметно – развивающая среда. В группе мы создали уютную, рационально-организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линиям развития ребенка. Многие вещи изготовлены руками педагогов. Играя, дети часто сопровождают свои действия речью. Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми. Поэтому, непременным условием для развития речи ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Дети – великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослого быстро становятся особенностями детской речи. Речь педагога должна быть качественной (абсолютно грамотной, культурной, вежливой, эмоциональной, выразительной, литературной). Недопустимо включать в свою речь детские словечки, «сюсюканье» и т.п.. Это замедляет процесс овладения ребёнком правильной речью. Необходимо регулировать темп своей речи и силу голоса. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением применять их в общении с детьми. |
3. Результаты первичной диагностики речевого развития детей. | В начале года мы проводим диагностические исследования развития речи у детей вновь поступивших в детский сад. Проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста затруднено: Во - первых, это связано с возрастными особенностями детей. Во время адаптации ребенок болезненно переживает разлуку с мамой и не всегда вступает в контакт с педагогом. Во – вторых, это связано с личностными особенностями детей. Одни – гиперактивны и расторможены, не слышат речи взрослого, у них повышенная отвлекаемость. Другие – замкнутые, стеснительные, таких деток трудно вызвать на общение. В – третьих, трудности вызывают не говорящие дети. Для того, что бы диагностика речевого развития не была такой затруднительной, а результаты были более объективными, мы наблюдаем за характером общения детей: в процессе предметно – игровой деятельности; во время режимных моментов; при встрече с близкими родственниками. В процессе предметно – игровой деятельности выявляется состояние внешней и внутренней речи (импрессивная, экспрессивная), особенности характера ребенка. Во время режимных моментов (процесс умывания, приема пищи, одевания на прогулку, подготовку ко сну) выявляем состояние активной речи, умение вслушиваться в речь взрослого. Таким образом наблюдения педагога за ребенком и общение детей с родственниками точно определить уровень речевого развития в течении небольшого отрезка времени. Руководствуясь методикой Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт результаты исследования показали, что дети хорошо понимают (т.е более развита пассивная речь), но активная речь развита не по возрасту. Результаты начальной диагностики: выше уровня – нет, соответствует возрасту – 4 ребенка, ниже уровня – 11. |
4. Работа с детьми. | Поэтому мы поставили перед собой определенные задачи по развитию речи: Формирование и развитие словаря детей. Формирование грамматического строя речи. Восприятие звуковой культуры речи. Развитие активной речи. Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста: 1 этап – Накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь. 2 этап – Активизация слов в речи детей. 3 этап – Развитие фразовой речи детей. Основу содержания образования в нашей группе составляет программа «Детство». Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам. Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т.д.. Разнообразные методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития речи детей. В содержание занятий и других форм работы с детьми, на всех этапах работы мы включаем игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой. На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными. На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо. Использовали упражнения по развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки. Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков. Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд. Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу. На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь. Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и т.д. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим. Одним из приемов активизации речи является прием поручений. После того, как ребенок выполнит конкретные поручения, необходимо спрашивать, что ты принес, что у тебя в руках (существительные). Обучение названий действий (глаголы) происходит и в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов типа: Что ты делаешь? Что делает зайчик? Взрослый может также сам описывать все действия ребенка (как бы показывает ребенку слова, выражающие его опыт). Егор возит машинку, Настя качает куклу. Мы разыгрывали ситуации непонимания: ребенок показывает на игрушки, смотрит на педагога. Воспитатель хорошо понимает, что ему нужно, но дает другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка: «Я не могу понять, что тебе нужно куклу или машину?» Именно вопросы активизируют мыслительную деятельность детей. Систематические и целенаправленные речевые контакты взрослого с детьми способствуют возникновению диалога между ними. Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие малыши начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам. На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Настя А., Рома Р. могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ. В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми. Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой. Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» «кукла делает зарядку» и т.д. При проведении таких игр можно задавать ребенку большое количество вопросов. Использование стихов, потешек, игровых песенок, приговоров доставляет детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть со словами. Большинство потешек, игр, песенок связанно с двигательной деятельностью детей. чем больше ребенок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается. Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей. |
5. Взаимодей-ствие с родителями. | Важно также взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе. Работа по развитию речи детей и повышению знаний родителей по данной проблеме осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с родителями. При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей. Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев». Интересными для родителей были аудиокассеты с пальчиковой гимнастикой. Саша лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама стала заниматься с ней дома по кассете. В конце года на итоговом собрании мы показали родителям видео сюжет о работе с детьми по развитию речи на занятиях, и в повседневной жизни. Это вызвало большой интерес родителей, многие попросили переписать кассету для организации работы с детьми и воспоминаний о раннем детстве в будущем. После просмотра была организована беседа по выявлению запросов родителей и удовлетворенности деятельности педагогов группы. На вопрос: «Чего они считают самым главным в развитии детей» родители выделили: развитие речи, сенсорики детей, учет индивидуальных особенностей, укрепление здоровья детей. На вопрос «Как вы довольны работой педагогов по выделенным вопросам?» все родители, посовещавшись, поставили высокие оценки по всем вопросам, особенно по развитию речи детей. Значит, наша работа прошла не напрасно. Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка. |