kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрывается особенности развития речи детей 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»


«Развитие активной речи детей 2-3 лет».

План.

1. Актуальность.

2. Условия речевого развития.

3. Результаты первичной диагностики речевого развития детей.

4. Этапы работы с детьми.

5. Взаимодействие с родителями.

6. Результаты работы.


1. Актуаль-ность.


Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришёл к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Цель развития речи дошкольного возраста – это формирование не только правильной, но и хорошей устной речи и навыков речевого общения с окружающими, с учетом возрастных особенностей и возможностей детей на основе овладения литературным языком своего народа.

2. Условия речевого развития.

В течение первых лет жизни в развитии речи ребёнка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка.

Большое значение для развития речи ребёнка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается – уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности. Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение режима дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком, находящемся в бодром и радостном состоянии, легче установить общение, он активен и восприимчив к обучающим воздействиям, у него чаще и в большем объеме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.

Необходимым условием в развитии личности ребенка во всех видах его деятельности является предметно – развивающая среда. В группе мы создали уютную, рационально-организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом. Среда мобильна, многофункциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линиям развития ребенка. Многие вещи изготовлены руками педагогов. Играя, дети часто сопровождают свои действия речью.

Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь.

Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми. Поэтому, непременным условием для развития речи ребёнка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Дети – великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослого быстро становятся особенностями детской речи.

Речь педагога должна быть качественной (абсолютно грамотной, культурной, вежливой, эмоциональной, выразительной, литературной). Недопустимо включать в свою речь детские словечки, «сюсюканье» и т.п.. Это замедляет процесс овладения ребёнком правильной речью. Необходимо регулировать темп своей речи и силу голоса. Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением применять их в общении с детьми.

3. Результаты первичной диагностики речевого развития детей.


В начале года мы проводим диагностические исследования развития речи у детей вновь поступивших в детский сад. Проведение диагностики речевого развития детей раннего возраста затруднено:

  • Во - первых, это связано с возрастными особенностями детей. Во время адаптации ребенок болезненно переживает разлуку с мамой и не всегда вступает в контакт с педагогом.

  • Во – вторых, это связано с личностными особенностями детей. Одни – гиперактивны и расторможены, не слышат речи взрослого, у них повышенная отвлекаемость. Другие – замкнутые, стеснительные, таких деток трудно вызвать на общение.

  • В – третьих, трудности вызывают не говорящие дети.

Для того, что бы диагностика речевого развития не была такой затруднительной, а результаты были более объективными, мы наблюдаем за характером общения детей:

  • в процессе предметно – игровой деятельности;

  • во время режимных моментов;

  • при встрече с близкими родственниками.

В процессе предметно – игровой деятельности выявляется состояние внешней и внутренней речи (импрессивная, экспрессивная), особенности характера ребенка.

Во время режимных моментов (процесс умывания, приема пищи, одевания на прогулку, подготовку ко сну) выявляем состояние активной речи, умение вслушиваться в речь взрослого.

Таким образом наблюдения педагога за ребенком и общение детей с родственниками точно определить уровень речевого развития в течении небольшого отрезка времени.

Руководствуясь методикой Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт результаты исследования показали, что дети хорошо понимают (т.е более развита пассивная речь), но активная речь развита не по возрасту.

Результаты начальной диагностики: выше уровня – нет, соответствует возрасту – 4 ребенка, ниже уровня – 11.


4. Работа с детьми.

Поэтому мы поставили перед собой определенные задачи по развитию речи:

  • Формирование и развитие словаря детей.

  • Формирование грамматического строя речи.

  • Восприятие звуковой культуры речи.

  • Развитие активной речи.

Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста:

1 этап Накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.

2 этап – Активизация слов в речи детей.

3 этап – Развитие фразовой речи детей.

Основу содержания образования в нашей группе составляет программа «Детство». Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам.

Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т.д..

Разнообразные методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития речи детей.

В содержание занятий и других форм работы с детьми, на всех этапах работы мы включаем игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.


На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.

Использовали упражнения по развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки. Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.

Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.


На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и т.д. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л.П. Павловой по ознакомлению с окружающим.

Одним из приемов активизации речи является прием поручений. После того, как ребенок выполнит конкретные поручения, необходимо спрашивать, что ты принес, что у тебя в руках (существительные). Обучение названий действий (глаголы) происходит и в процессе показа способов действий с предметами и игрушками с помощью вопросов типа: Что ты делаешь? Что делает зайчик? Взрослый может также сам описывать все действия ребенка (как бы показывает ребенку слова, выражающие его опыт). Егор возит машинку, Настя качает куклу. Мы разыгрывали ситуации непонимания: ребенок показывает на игрушки, смотрит на педагога. Воспитатель хорошо понимает, что ему нужно, но дает другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка: «Я не могу понять, что тебе нужно куклу или машину?» Именно вопросы активизируют мыслительную деятельность детей. Систематические и целенаправленные речевые контакты взрослого с детьми способствуют возникновению диалога между ними.

Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие малыши начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.

На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Настя А., Рома Р. могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» «кукла делает зарядку» и т.д. При проведении таких игр можно задавать ребенку большое количество вопросов.

Использование стихов, потешек, игровых песенок, приговоров доставляет детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть со словами. Большинство потешек, игр, песенок связанно с двигательной деятельностью детей. чем больше ребенок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.


5. Взаимодей-ствие с родителями.

Важно также взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе.

Работа по развитию речи детей и повышению знаний родителей по данной проблеме осуществляется в разнообразных формах взаимодействия с родителями.

При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей. Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев». Интересными для родителей были аудиокассеты с пальчиковой гимнастикой. Саша лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама стала заниматься с ней дома по кассете.

В конце года на итоговом собрании мы показали родителям видео сюжет о работе с детьми по развитию речи на занятиях, и в повседневной жизни. Это вызвало большой интерес родителей, многие попросили переписать кассету для организации работы с детьми и воспоминаний о раннем детстве в будущем.

После просмотра была организована беседа по выявлению запросов родителей и удовлетворенности деятельности педагогов группы.

На вопрос: «Чего они считают самым главным в развитии детей» родители выделили: развитие речи, сенсорики детей, учет индивидуальных особенностей, укрепление здоровья детей.

На вопрос «Как вы довольны работой педагогов по выделенным вопросам?» все родители, посовещавшись, поставили высокие оценки по всем вопросам, особенно по развитию речи детей. Значит, наша работа прошла не напрасно.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

6. Результаты работы.

В течении года мы проводим промежуточную диагностика развития речи в детей в соответствии с методикой К.Л.Печора, Г.В. Пантюхиной.

У 10 (50 %) обследуемых детей речевое развитие соответствует возрасту детей. Они стали во время игры и при общении со взрослыми и детьми обозначать свои действия словами и простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения, вступать в диалог.

У 5 детей (25 %) речевое развитие превышает возрастную норму. Саша П., Егор Л., Андрей, Ваня, Соня З. пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказки, читают простые стихи.

.

Таким образом, результатами проделанной работы стали:

    1. Развитие активной речи детей.

    2. Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.

    3. Развитие мелкой моторики детей.

    4. Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.

    5. Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

То есть, главным результатом нашей работы стало повышения уровня развития речи каждого ребенка.























































В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи, понимания, использования усваиваемых языковых средств в целях общения. В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Эмоциональное общение – это первичная психическая связь взрослого с ребёнком.


Деятельность и общение являются важнейшими показателями уровня психического развития ребёнка.

Разговор с самим собой. Когда малыш недалеко от взрослого, педагог, родитель начинает говорить вслух о том, что видит, слышит, думает: говорить нужно медленно, (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми фразами. Пример: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьёт из чашки молоко» и т.п.

Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка (мы как бы показываем ребёнку слова, выражающие его опыт).

Провокация или непонимание ребёнка. Малыш показывает на полку, смотрит на вас. Вы хорошо понимаете, что ему нужно, но даете другую игрушку. Сначала будет возмущение, потом подсказка. «Я не могу понять, что тебе нужно: куклу, машину, кошку и т.д.»

Распространение. Продолжайте и дополняйте всё сказанное, но не принуждайте к повторению. Пример: ребёнок «суп», взрослый – «очень вкусный овощной суп». Постепенно приучаем ребёнка заканчивать свою мысль.

Приговор. Использование игровых песенок, потешек, приговоров доставляют детям огромную радость, способствует обучению вслушиваться в звуки речи, играть словами. Большинство потешек приговоров связано с двигательной деятельностью детей. Чем больше ребёнок выполняет движений, тем больше участков коры головного мозга включается: (с правой рукой – левое полушарие, с левой – правое).

Выбор. Предоставлять ребёнку выбор. Уже к двум годам ребёнок может самостоятельно делать выбор, если ему это право предоставлено «Тебе налить пол стакана молока или целый?», «Ты хочешь играть с куклой или с медведем?»

Игры с природным материалом. В своем инстинктивном стремлении к самостоятельности и саморазвитию ребёнок неудержимо тянется к песку, воде, дереву, бумаге. В «возне» с ним большой смысл: ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства. Самые любимые игрушки те, что ребёнок сотворил сам: крепости из песка, куклы из соломы.

Продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация развивают не только речевые но и сенсорные.

Замещение. «Представь, что мы самолеты, что это пирожок» Дети любят пантомимические игры: «Угадайте, что я сейчас делаю». Это игры театрализованные.

Ролевая игра. Игры в «телефон» и др.

Музыкальные игры. Дети с удовольствием подпевают, обожают шумовые игрушки, игры типа «Каравай», «Пузырь», «По кочкам» и т.д.


4. Мы провели диагностическое исследование активной речи детей 2,5 лет по методике Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухта. Методика тестирования – ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребёнком на любую близкую ему тему, либо провоцирует ответ ребёнка с помощью картинки. Результаты исследования показали, что дети хорошо понимают, показывают иллюстрации, но активной речи не наблюдается.


5. В эмоциональном общении речь участвует лишь своей звуковой стороной, сопровождающая действия взрослого. Однако речь, слово всегда обозначают вполне определённые действия (встань, сядь), конкретные предметы (чашка, мячик), определенное действие с предметом (возьми мячик, дай куклу), действие предмета (машина едет) и т.д. Без такого точного обозначения предметов, действий, качеств предметов и их свойств взрослый не может руководить поведением ребёнка, его действиями и движениями, поощряя или запрещая их. Детский сад стремится расчищать дорогу для беспрепятственного развития всех способностей и здоровых наклонностей ребёнка, а между последними нет более существенной и важной, чем способность владеть речью. Интересы социального воспитания человека теснейшим образом связаны с развитием его языка. Язык этот главнейший фактор социального общения людей, является цементом, спаивающим все проявления человеческой жизни в одно целое. Таким цементом в жизни детского сада является беседа. Надо стремиться к тому, чтобы обстановка детского сада предусматривала интересы развивающего языка детей. Как дидактический материал наибольшего значения мы выдвигаем в этих целях картины, игрушки, а также предметы жизненной обстановки и объекты природы. Язык является фоном, на котором развёртывается педагогический процесс в целом. Нет такой его части, нет педагогической задачи, которые могли бы быть обособлены от языка и которые в силу этого не могли бы быть использованы в интересах его развития. Широчайшие возможности для развития языка представляют все виды деятельности: игра, лепка, рисование, труд и т.д.

С маленькими детьми ведутся игры – занятия преимущественно на конкретном материале: игрушках, предметах, картинах. Запас их опыта ещё слишком мал, круг возможностей для занятий по живому слову (без материала) ограничен.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия.


6. К концу работы мы провели повторное диагностическое тестирование, которое показало, что дети достигли лучших результатов. Структура речи согласованна с возрастом детей. Дети говорят короткими простыми предложениями. Пополнился словарь слов. Значит наша работа имела положительный эффект.


















На первом году развиваются голосовые реакции, подражание и понимание, усваиваются первые слова; на втором году – понимание, подражание, активная речь (в основном усваивается словарь); на третьем году – понимание, активная речь: словарь, грамматические формы, синтаксические конструкции (различные предложения). Уже на первом году речь начинает выполнять функцию общения и становится орудием развивающегося мышления.


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм

Автор: Булавинова Лариса Викторовна

Дата: 30.01.2023

Номер свидетельства: 624438


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства