Просмотр содержимого документа
«Развитие речевых способностей детей средствами художественно-эстетического воспитания»
Развитие речевых способностей детей средствами художественно-эстетического воспитания
Слайд 2
Интеллектуальное и речевое развитие человека невозможно без тонкости чувств,
переживаний, эмоционально-эстетического
отношения к окружающим и к самому себе.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – период активного познавательного развития. В это время последовательно формируются и развиваются все психические процессы, в том числе и речь дошкольника.
Слайд 3
Практика работы с детьми дошкольного возраста показывает, что формирование правильной речи является одной из основных задач в деятельности воспитателя. При этом отметим, что развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. В дошкольном возрасте одной из эффективных сфер развития речевых способностей детей является искусство и художественная деятельность. Развитие речи с одной стороны и художественно-эстетическое воспитание дошкольника с другой составляют два взаимосвязанных компонента процесса воспитания и обучения и являются в одно и то же время началом и продолжением другого.
Соответственно, необходимо найти наиболее эффективные средства и приемы, которые позволят повысить уровень развития речевых умений и навыков, приобретаемых в процессе творческой работы дошкольников.
Слайд 4
Наши воспитанники любят рассматривать произведения изобразительного искусства, а также способны более глубоко воспринимать, сопереживать, сочувствовать доброму и осуждать злое. Они не только замечают выразительно-изобразительные средства в различных произведениях искусства, запоминают поэтические образы, но и умеют объяснить их необходимость в данном жанре, найти выразительные слова, и использовать их в своей речи. У детей активно развиваются художественно-творческие способности, они сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, создают аппликации, рисуют, лепят и создают свои книги.
Слайд 5-6
Речь, творчество, познание имеют огромный развивающий потенциал, когда оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога при его обращении к проблеме речевого развития детей.
Для более эффективного развития речи дошкольников мы уделяем большое внимание правильной организации педагогического процесса с применением средств художественно-эстетического воспитания, а также эстетически-оформленной предметно-развивающей среде.
Знакомим детей с различными видами изобразительного искусства, что дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, речь и интеллект.
Слайд 7
Наши воспитатели, используя эффективные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:
организуют всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности;
мотивируют познавательную, речевую и творческую активность детей посредством художественного слова;
создают положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества, развивая речевую активность детей.
Работа по использованию средств художественно-эстетического воспитания в процессе развития речи дошкольников строится у нас несколько этапов:
Первыйэтап – подготовительный.
Педагоги изучают психолого-педагогическую литературу, проводят методологические исследования. Анализируют методы средства художественно-эстетического воспитания, которые влияют на развитие речевых способностей дошкольников возраста.
Слайд 8-9 (грачи)
Второйэтап – организация комплексной работы по развитию речи дошкольников средствами художественно - эстетического воспитания.
Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого благоприятную среду. Поэтому развитие речевых способностей детей мы проводим по нескольким направлениям. Во-первых, через продуктивную деятельность детей, во – вторых, через художественное слово и, в – третьих, через восприятие музыки и фольклора.
Взаимосвязь речевого и художественно-эстетического развития в данных направлениях предполагают:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
Продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, который позволяет развивать у детей самые разнообразные положительные качества, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, наполняет детскую жизнь яркими красками, развивает психические и психофизиологические процессы.
Связная речь детей развивается и при знакомстве детей с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают, что видят на картине, в иллюстрации, как они это понимают. Рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников, привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.
На занятиях по изобразительному искусству в старшей группе дети знакомятся с картиной А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В рамках занятия ребята устанавливают смысловые ассоциации, находят поэтическое сходство между стихами о весне русских поэтов и картиной Саврасова. В процессе занятия развивается диалогическая речь, обогащается словарный запас по данной теме, создается положительный эмоциональный настрой. Дети, создавая свои работы, с удовольствием представляют их своим друзьям, делясь с ними чувствами, которые они хотели выразить в своем рисунке.
Слайд 10
В процессе образовательной деятельности по развитию продуктивных видов деятельности – рисования, лепки, аппликации и конструирования идет активное обогащение детского словаря. С детьми в процессе диалога и беседы закрепляется названия форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и т.д.), цветов и их оттенков, пространственные обозначения (верх – низ, право – лево, выше – ниже, шире - уже). Формирование активного и пассивного словаря происходит и тогда, когда мы с детьми используем слова, обозначающие свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним во время наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек. При этом дети активно включаются в объяснение задания, последовательность его выполнения.
Педагоги особое внимание уделяют ДПИ. Так как оно имеет глубокие исторические корни и способствует нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Нами придумана и активно используется в работе Интерактивная Матрешка, которая способна менять образ и содержание. С ее помощью у детей повышается интерес к новому материалу, активизируется речь и обогащается словарный запас.
Дети под руководством педагога и гостьи Матрешки играют в словесные игры и выполняют упражнения. Так, например, перед рассматриванием картин или образцов проводилось упражнение «Подбери слово, отвечающее на вопрос «Какой?». Чтобы дошкольники смогли понять состояние изображенных на картине людей, им необходимо научиться понимать язык жестов, мимики, движений. Для развития у детей умения выразить настроение словами, жестами, интонацией использовались такие специальные упражнения, как «Изобрази эмоцию», «Угадай, что я чувствую» и т.п. Или, детям предлагалось произнести словосочетания (весенний луг, яркие краски, довольные дети и т. д.) с разной интонацией: грустно, тихо, радостно, громко, печально, задумчиво. Дети сами анализировали, кто сказал выразительнее, какое было передано настроение. После речевого блока дети с энтузиазмом погружаются в творческий процесс: лепка, аппликация, коллективная деятельность.
Слайд 11
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. Большую роль в восприятии детьми литературных произведений играют иллюстрации детских книг. Мы знакомим детей с работами Билибина, Рачева, Кочергина. Их иллюстрации способствуют развитию речи, формированию зрительного образа у малышей и нашей национальной культуры.
Работа с различными произведениями художественной литературы тесно связана с темой дня и продуктивными видами деятельности.
Интересен прием, когда дети к изображению на картине подбирают и исполняют песню. Такой прием заставляет работать эмоциональную память детей, в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия картины.
Использование разнообразных средств художественно- эстетического воспитания в развитии речи дошкольников привело к следующим результатам.
Третийэтап – результативность
В результате у детей расширяется словарный запас, они строят предложения без серьезных грамматических ошибок, свои игровые действия свободнее сопровождают рассказом. Дошкольники учатся использовать монологическую и диалогическую речь, при этом она, сопровождается интонационной выразительностью. Дети сочиняют сказки, истории с воображаемыми героями. Все это положительно сказывается на их общении друг с другом, с взрослыми, что очень важно для последующего обучения детей в школе.
Таким образом, можно утверждать, что оптимальное сочетание использования разных средств художественно-эстетического воспитания в процессе развития речевых способностей у детей дошкольного возраста позволяет всесторонне развивать речь ребенка, тем самым адаптируя его к дальнейшему обучению в школе.