Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок
Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление дифференциации индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет5 искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Игры-головоломки дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Между тем достигнутый к 5–6 годам уровень развития нагляднообразного мышления позволяет широко использовать в процессе обучения игры-головоломки, обеспечивающее возможность наглядного представления о геометрических фигурах и формах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок»
Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное развитие, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Проблеме математического развития на современном этапе дошкольного образования уделяется особое внимание, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития познавательных способностей, учитывая потребности и интересы дошкольников. В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решать каким-либо усвоенным3 ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Для детей 5-7 лет задачи-головоломки можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. Знакомить с играми надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур. На первом этапе освоения каждой игры-головоломки проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей. Дети часто допускают ошибки в соединении фигур по сторонам и в пропорциональном соотношении. Содержание работы на втором этапе развертывания игр — это обучение детей анализу образца и словесному выражению способа соединения пространственного расположения частей. Затем следуют упражнения в составлении фигур. В случае затруднений дети обращаются к образцу. Он4 изготовляется в виде схемы такой же по размеру фигуры, как и наборы фигур, имеющиеся у детей. Это облегчает на первых занятиях конструирование, а затем анализ и проверку воссозданного изображения с образцом [3, с. 70]. Третий этап освоения игры — это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных силуэтов. При условии обучения данный тип заданий доступен детям 6–7 лет. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу [3, с. 75]. Сначала игра-головоломка может быть частью занятия в течение 5–7 минут. После этого можно вводить элемент соревнования и предоставлять головоломки для самостоятельной деятельности детей. Это позволяет проводить математические досуги, викторины, где дети играют до 20–40 минут. Следующий этап по усложнению игр-головоломок - подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки, физминутки. Речевой материал к схемам для игрголоволомок подбирается так, чтобы загадки, стихи, скороговорки были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку и отдых. Таким образом, игра-головоломка в силу свойственной ей занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает познавательные и математические способности, логические операции. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление дифференциации индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом дальнейшего исследования. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет5 искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Игры-головоломки дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Между тем достигнутый к 5–6 годам уровень развития нагляднообразного мышления позволяет широко использовать в процессе обучения игры-головоломки, обеспечивающее возможность наглядного представления о геометрических фигурах и формах.
Список использованных источников 1. Белошистая, А.В. обучение математике в дошкольных образовательных организациях: учебно-методическое пособие/ А.В. Белошистая. – 2-е изд. – Москва: ИНФРА - М, 2020. - 320 с.- (Среднее профессиональное образование). 2. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе, из: Детство-Пресс, 2019 г. – 16 с. 3. Столяр, А. А. под ред / Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М.: Просвещение, 1988-303 с. 4. Щетинина, А. М. Смирнова Н. П. Формирование умственных действий у дошкольников− Великий Новгород, 2000 г. - 114 с.