kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие позновательной активности у детей раннего возраста посредством дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описана проделанная работа за год по теме развитие познавательной активности. Об оснащении группы дидактическими игрушками и о разработанных дидактических пособиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие позновательной активности у детей раннего возраста посредством дидактических игр»


РАЗВИТИЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Чеканова А.В.

воспитатель МБДОУ № 61

г. Апатиты Мурманская обл.

Детям раннего возраста не свойственна созерцательность, они стремятся к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но в тоже время пораждает у него множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать, как можно больше. Только взрослый может помочь малышу понять суть интересующих его явлений.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: пирамидки, матрешки и многие другие. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных ребенку.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавателную и воспитательную, игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Организация воспитательно – образовательная деятельность в первой группе раннего возраста выстраивается образовательной программы МБДОУ № 61 г. Апатиты, разработанной с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Работая по методической теме «Дидактические игры как средство развития познавательного интереса к окружающему миру у детей раннего возраста» поставила перед собой цель: развивать познавательный интерес у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Решала следующие задачи:

  • Развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

  • Обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно – игровой деятельности через дидактические игры.

  • Развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом: по цвету, форме, величине и др. свойствам.

  • Формровать представление о сенсорных эталонах: цвет, форму, величину, фактуру и др. признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

  • Приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В каждом возрасте познавательная деятельность имеет особые, отличительные черты. Мышление детей раннего возраста носит преимущественно наглядно – действенный характер. Основной формой познавательной деятельности является предметно – манипулятивная игра. Это самостоятельная игра, в ходе которой ребенок, манипулируя предметами, практически соотносит их по размеру и форме, знакомится с их внутренним устройством.

Очень важно создать в группе благоприятные условия для организации такой игры, потому что в ней развивается интеллект раннего возраста.

  • Создала в группе такую психологическую атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя любимым и желанным, чтобы он не был «зажат», а мог свободно проявлять свои стремления и интересы;

  • Предоставляла малышу свободу для игры, поощряла самостоятельность и любознательность;

  • Постоянно использовала в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество.

В работе с детьми использовала разнообразные виды дидактических игр:

  1. Игры с предметами. Это игры мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними нанизование, выкладывание, собирание целого из частей т. д. Эти игры развивают чувтсво цвета, величины и формы.

  2. Настольно – печатные игры. Эти гры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развтие мыслительных процессов и операций.

  3. Словесные игры. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

В ходе работы над данной темой мною были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры.

Для разнообразия дидактического материала мною изготовлены дидактические игры «Домики для неваляшек», «Камушки и ракушки». «Накормим поросят», «Пальчиковый бассейн».

В играх с предметами использую игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходства и различие, знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, велчиной, формой, качеством. Играя, малыши приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы: шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у малышей воспитываются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнеру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работу с дидактическим столом в группе организую по двум направлениям:

  1. Проведение игр – занятий с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.

  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм. В процессе работы добавляю необходимый дидактический материал.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В игровой – жилой комнате собраны игрушки и предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гардероб, гладильная доска, столик, кресла и т. д. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды т. д.

Проводятся дидактические игры – занятия с использованием игрушек – жилой комнаты. Цель этих занятий расширять представления детей о назначении предметов, учить действовать с ними, переносить полученные знания и навыки в самостоятельные игры и повседневную жизнь. Темы занятий: «Приготовим кукле Кате суп», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Постираем кукле платье», «Накроем на стол», «Уложим мишку спать» и т. д.

В марте в группе был реализован познавательно – развивающий проект «В гости к нам пришла матрешка, поиграй с нами немножко!». Цель проекта: воспитание интереса к дидактической игрушке матрешка, формировать целенаправленные действия с матрешкой. В работе над проектом использовались различные методы и приемы по знакомству и умению действовать с игрушкой «Матрешкой». Все задачи были успешно решены. Закрепили умение различать основные цвета (красный желтый синий зеленый) и понятие величины (большой маленький). Научились открывать и закрывать матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их. Приобщение к народной игрушке матрешка вызвало радостное настроение у детей и возникновение чувства удовлетворения от игровых действий.

Сделала подборку музыкальных дидактических игр с погремушками, бубнами, колокольчиками и лентами: «Тихо - громко», «Угадай на чем играем», «Кукла плачет, кукла спит», «Мы в ладошки тихо ударяем» и др.

Проводится и активная работа с родителями. Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр. Подготовила консультацию для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста», «Не мешайте детям играть», «Игры в кубики», на родительском собрании родители прослушали консультацию по приобретению дидактических игр. С помощью родителей постоянно пополняется и обновляется предметно – развивающая среда в группе.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной теме, а также использование дидактических игр, эффективно помогает развивать познавательный интерес, развитие речи и сенсорных эталонов, навыки самостоятельности и активизирует социальное развитие.

К концу учебного года у детей развито умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом: по цвету, форме, величине и др. свойствам. Входе предметно – игровой деятельности малыши легко управляются с предметами – орудиями, адекватно действуют в игровой ситуации (кормят куклу, укладывают мишку спать). Проявляют интерес к окружающему миру.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чеканова Александра Викторовна

Дата: 15.04.2022

Номер свидетельства: 604877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства