kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности"»


«Развитие познавательных способностей младших дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

В психолого-педагогической литературе понятие познавательная активность человека трактуется Т.И. Шамовой как «деятельное состояние», а Т.И. Зубковой как «стремление человека к познанию».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

По мнению Н.Н. Поддьякова экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем интереснее и разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  • игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;

  • в эксперименте объект преобразовывается;

  • деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: занятиях, игре, прогулке, КГН и т.д.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, получая возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Поэтому необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.

Поэтому я поставила цель: развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности, стремления к получению новых знаний

Задачи:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;

  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;

  • формировать у детей первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, и др.)

  • Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;

  • Формировать умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;

  • формировать умение находить простые причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;

  • Включать воспитанников в совместные со взрослым практические познавательные действия экспериментального характера, выделяя свойства изучаемого объекта;

  • Понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Для себя уяснила, что развивать познавательную активность у дошкольников лучше через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Отобрала методы, обеспечивающие реализацию познавательной активности, это:

  • Проблемные ситуации

  • Игры-экспериментирования

  • Метод выбора

В ходе наблюдений выявила:

  • дети с удовольствием включаются в совместную исследовательскую деятельность;

  • не испытывают затруднений при определении формы, цвета, размера предметов;

  • Вместе с тем,

  • у детей недостаточно развиты навыки обследования предметов (понюхать, погладить, потрогать, послушать, попробовать и т.д.);

  • дети затрудняются выделять свойства предметов и действовать по алгоритму, установленному воспитателем.

Была спланирована работа, которая включала в себя 3 этапа.

На 1 этапе (подготовительном):

  • подобрала и изучила необходимую методическую литературу,

  • максимально обогатила содержание уголка экспериментирования

  • Собрала картотеку опытов;

  • Изготовила совместно с детьми альбом «Волшебная лаборатория»

  • Изготовила лэпбук «Исследуем вместе»

  • Собрала коллекции тканей и бумаги;

  • Добавила различный природный материал (шишки, камешки, песок, ракушки, семена и т.д.), а также крупы, сахар, соль, мука, масло растительное;

  • Для опытов были собраны различные емкости (одноразовые стаканчики, колбы, пипетки, шприцы, ложки, воронки, спринцовки и т.д.);

  • Приобрела песочные наборы, мельницы, кинетический песок, набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, сачки, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»)

  • На 2 этапе (основном) стояли задачи:

  • Обучала детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий

  • Обучала экспериментированию с объектами неживой и живой природы

Обучать детей способам обследования объектов неживой природы нам помогла технология ТРИЗ. Так с помощью пособия имена признаков выяснили, что исследуемые объекты имеют (влажность, форму, размер, цвет, рельеф и т.д.), а помогали малышам в этом «помощники умной головы»: руки, уши, нос, язык, глаза. С помощью рук дети трогали, ощупывали гладили исследуемый объект, глаза смотрели и помогали голове видеть тот или иной признак предмета (цвет, размер, форму). Уши слышали звуки, издаваемые этими предметами, нос – нюхал и подсказывал голове, имеет ли исследуемый предмет запах.

Для экспериментирования мы взяли самые простые и доступные объекты живой и неживой природы: вода, песок, камни, веточки или плоды растений.

Малыши очень любят игры с водой и песком. В ходе игр и выявили с детьми свойства воды и песка: нос подсказал, что вода и песок не имеют запаха, руки определили, что вода может быть холодной, горячей, теплой, а песок – прохладный, может быть сухим и мокрым, уши услышали, что вода льется, булькает, шумит, а песок – сыплется, шуршит, язык определил, что вода на вкус может быть разной. Речной песок на вкус пробовать не стали, а попробовали сахарный, и, определили, что он сладкий, крупинками, скрипит на зубах. Но если добавить в воду сахар, вода становится - сладкой, соль – соленой, эти вещества в воде растворяются. Попробовали подружить воду и речной песок, вывод – они не подружились.

В ходе совместных игр – экспериментов, дети определили, что в воде растворяется сахар и соль, но не растворяется мука, крупы, речной песок. Глаза «увидели», что вода прозрачная, видны опущенные в неё предметы, но если положить в воду краски, то она окрашивается в разные цвета. Опуская в воду различные игрушки, ребята отметили, что резиновые и деревянные игрушки не тонут, а плавают, а камушки сразу «идут ко дну».

Во время исследовательской деятельности с детьми мы хорошо зарекомендовали себя такие игры, как

  • игра «Переливашки»,

  • игра «Найди ракушку»

  • игра «Тёплое – холодное»

  • игра «Тонет – не тонет»

  • «Мыльные пузыри»,

  • «Сухой и влажный»

  • «Найди клад»

  • «Вылепи, что хочешь» и др.

Выявление свойств объектов живой природы проходило по алгоритму, установленному воспитателем. Приведу пример, «Эксперимент с луком», чтобы определить наиболее благоприятную среду для выращивания лука на перо, я принесла в группу две луковицы и вместе с детьми поместили их в разные баночки: в одной баночке была – вода, в другой – земля, для выяснения, где быстрее появятся зеленые перышки у лука. В течении недели наблюдали, совместно с воспитателем зарисовывали (я заготовила шаблон, а дети просто закрашивали). Или где быстрее распустятся веточки в воде или без воды.

На 3 этапе (заключительном) совместно с воспитателем ребята осуществляли:

  • пытались самостоятельно экспериментировать с различными веществами

  • фиксацию результатов опытов (ребята раскрашивали заготовленный воспитателем шаблон, тем самым зрительно запоминая опыт, эксперимент)

  • активно привлекали родителей (предлагали организовать совместные игры-экспериментирования в домашних условиях, организовали мастер-класс «Как организовать для детей фокусы с разными предметами», предлагали разнообразные консультации и тематические выставки)

  • для начинающих педагогов показала в ДОУ открытое занятие по экспериментальной деятельности

Отмечаю, что в ходе работы удалось:

  • научить детей обследовать изучаемые предметы с помощью различных анализаторов;

  • научить выделять свойства предметов;

  • действовать по алгоритму, установленному воспитателем.

Внесла также вклад в свое профессиональное развитие:

  • мною были разработаны конспекты образовательной деятельности по экспериментированию «Волшебный песок», «Лук – наш друг», «Фокусы с водой».

Транслировала свои достижения профессиональной педагогической деятельности на;

  • образовательном портале «ЗНАНИО», публикации конспектов образовательной деятельности по экспериментированию

  • на педагогическом совете с опытом работы на тему «Организация опытно-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками»

В дальнейшем планирую:

  • Создать в группе лабораторию «Хочу всё знать!» для проведения разнообразных опытов и экспериментов;

  • Изготовить и поместить в уголок экспериментирования куклу-героя «Всезнайка»;

  • Принять участие в конкурсе «Я – исследователь».

4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Блохина Александра Александровна

Дата: 16.11.2025

Номер свидетельства: 677182


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства