Развитие познавательных интересов дошкольников старшей группы во время прогулок в зимний период.
Развитие познавательных интересов дошкольников старшей группы во время прогулок в зимний период.
В данной статье идёт речь о формах, методах иприёмах организации зимних прогулок с дошкольниками. А так же, о влиянии данной деятельности на развитие внимания, мышления и речи детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных интересов дошкольников старшей группы во время прогулок в зимний период.»
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Я считаю, что в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес.
В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного, неизведанного. Благодаря исследовательской деятельности наши дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям.
Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей.
Я хочу вам сегодня рассказать о таком виде познавательно-исследовательской деятельности как прогулки в зимний период времени.
Все мы знаем, что прогулка в любое время года – это способ познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных. Так же хочу напомнить - прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение.
Для того, чтобы прогулки зимой проходили интересно для детей – их надо правильно организовать.
Мы с вами имеем возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимодействиях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.
Прогулки доставляют детям радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту. На прогулках целесообразно знакомить детей с явлениями природы или с теми признаками объектов, представление о которых могут сложиться лишь в течение длительного времени - в процессе наблюдений, игр, труда.
В зимний период снег – это прекрасный и основной строительный материал для деятельности детей на прогулке. Из заранее заготовленных сугробов можно делать снежные валы (длиной 3-4 м) для упражнений в равновесии, бугорки для спрыгивания, открытый не глубокий лабиринт для разнообразных игр.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического и образного мышления, речи и многих других аспектов. Поэтому очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также практическая исследовательская деятельность.
На прогулке также появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями: изучение свойств снега и льда: "Превращение снега и льда в воду", "Бывает ли снег чистым? ", "Когда лёд не бывает скользким? ", "Когда можно лепить из снега, "Как появляются солнечные зайчики? "," Как появляется тень, " Где можно найти воду? ", " Какой формы вода? ".
А как вы думаете почему дети любят ставить эксперименты? Делают они это потому, что им присуще наглядно- действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям.
Для поддержания исследовательского интереса у детей необходимо сотрудничество с родителями. Для родителей (законных представителей)можно организовать беседы на темы: «Прогулка с детьми в природу», «Развивайте детскую любознательность», разместить памятку на информационном стенде «Зимние подвижные игры на улице со снегом»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и т. д.
Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Подводя итог вышесказанному, можно точно сказать – любопытство и любознательность дошкольников нужно удовлетворять.
Цель зимней прогулки - сформировать целостную картину мира, развить познавательно-исследовательскую деятельность, кругозора детей.
Задачи прогулки :
1. Дать представление о свойствах снега: белый, лёгкий, пушистый, сыпучий, липкий.
2. Формировать у детей навык наблюдательности.
3. Побуждать к экспериментированию.
4. Развивать двигательную активность детей на прогулке через подвижные игры.
5. Воспитывать интерес к живой и неживой природе.
Наша прогулка всегда начинается с того, что вместе с детьми вспоминаем о том, какое сейчас время года, находим признаки зимы в окружающей нас природе, отгадываем загадки о зиме, вспоминаем стихи, отмечаем состояние погоды.
В морозный день обращаю внимание детей, какой чистый, свежий воздух. Наблюдаем за снегопадом, как кружится, падает снег. Рассматриваем снежинки.
С детьми мы наблюдаем, как после снегопада меняется всё вокруг: всё покрыто снегом, становится светлее и чище, деревья запорошены снегом, снег разукрасил их. Любуемся этой красотой. Снег блестит, сверкает на солнце, в морозную погоду скрепит под ногами.
Так же я напоминаю детям о том, что нужно беречь деревья, обращаю внимание на то, что деревья зимой отдыхают, не растут и не цветут, но они живые – и играть около них нужно аккуратно, так как зимой веточки на деревьях и кустарниках очень хрупкие и их можно легко поломать.
Во время прогулки провожу с детьми беседу о защитных свойствах снега. Объясняю детям, как правильно сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, чтобы уберечь их от вымерзания.
С детьми мы проводим опыты со снегом, развиваем умение наблюдать зимние признаки и явления природы. Детям очень нравится рассматривать следы на снегу, рисовать палочками узоры на снегу.
После сильного снегопада, перед тем, как расчищать на участке снег, на свежевыпавшем снеге мы находим и рассматриваем следы, определяем чьи они, кто их оставил, куда они ведут. Проводим игры «Мы следопыты», «Идём по следу», «Узнай по следу».
Во время игр со снегом рассказываю детям об изменениях свойств снега при повышении или понижении температуры воздуха. У детей складываются представления о свойствах снега: он белый, холодный, из него можно лепить.
Ребятам очень интересно на зимней прогулке экспериментировать.
Вместе с детьми мы вспоминаем свойства льда: он твёрдый, гладкий, прозрачный, скользкий. Дети, взяв в руки сосульки, могут почувствовать, что они холодные, твёрдые, выскальзывают из рук, а от тепла начинают таять.
На прогулке мы играем в подвижные игры. Детям это очень нравится!