Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной сферы детей младшего и среднего дошкольного возраста средствами ТРИЗ технологии»
ДОКЛАД
«Развитие познавательной сферы
детей младшего и среднего дошкольного возраста методами ТРИЗ технологии»
Подготовила:
Педагог-психолог
Гафурова Г. Н.
г. Кузнецк. 2022
Слайд 1.
Тема «Развитие познавательной сферы детей младшего и среднего возраста средствами ТРИЗ технологии»
Слайд 2
В рамках развития познавательной сферы детей младшего и среднего дошкольного возраста мы используем различные игры, задания, упражнения, в том числе из арсенала ТРИЗ педагогики, которая позволяет максимально раскрыть возможности познавательной активности дошкольников.
Я поставила перед собой цель: внедрение методов и приемов ТРИЗ технологии в различные виды деятельности познавательного развития детей.
Слайд 3
Направление технологии ТРИЗ – это развитие высших психических функций.
Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип - от простого к сложному.
Слайд 4
Методы ТРИЗ реализуются поэтапно, в зависимости от степени подготовленности детей:
1 этап – педагог сам рассказывает и показывает, что делает (с помощью Игрушки-помощницы, или волшебников);
2 этап – действия взрослого дополняются детьми;
3 этап – сами дети производят действия или создают ситуации, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей;
4 этап – ребёнок самостоятельно выполняет действия по проблеме или ситуации.
Сегодня мы рассмотрим некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ, направленные на формирование навыков познавательного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Слайд 5
Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений. Для развития воображения и творческой активности мы используем типовые приемы фантазирования, такие как
прием «Увеличения - уменьшения»,
прием «Деления-объединения»,
прием «Оживления-окаменения»,
прием «Преобразование признаков времени»,
прием «Наоборот» и др.
Детей с 3 лет знакомим с волшебником Большого (Маленького) размера, Волшебником Деления, Оживления, и др., которые помогают составлять новые объекты. Дети средней группы самостоятельно производят преобразование объекта.
Вашему вниманию представляю игры, развивающие творческое воображение, способствующие приобретению умений видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы.
Детям 3-4 лет можно предложить игровую ситуацию «На что похоже?».
Я показываю листочки с изображением овалов, предлагаю присмотреться, вспомнить знакомые сказки: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» – что тогда напоминает овал? (варианты ответов коллег в зале).
Предлагаю взять ожившие карандаши, волшебные палочки, которые помогут овалы превратить в волшебных зверей. (Дети рисует зверей, которых в жизни не бывает, и придумывают сказку)
Слайд 6
С детьми 4-5 лет провожу игру «Волшебные картинки».
C закрытыми глазами, под приятную музыку дети рисовать на листе бумаги разнообразные линии. Когда музыка закончится, необходимо посмотреть на свой рисунок и найти в нем знакомые предметы, образы животных, людей и т.д. Дорисовать и закрасить необходимые части.
Вот какие получились картинки.
Слайд 7
Прием «Наоборот» используется совместно с методом мозгового штурма с детьми средней группы, суть которого заключается в поиске свойств, противоположных по значению (игры «Хорошо-плохо», «Замена», «Наоборот»). Примеры ответов детей вы видите на слайде.
Слайд 8
Интересен прием «Преобразование признаков времени» своей многофункциональностью, в связи с тем, что для преобразования берутся разные свойства времени. С группой детей младшего возраста мы выстраиваем временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток - взрослое растение). Знакомим с возможностями приема «Зеркало Времени» (ребенок видит себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ), с детьми 4-5 лет расширяется диапазон рассматриваемых моментов (дети видят себя младенцами, малышами, школьниками, взрослыми). С детьми среднего возраста повторяем и усложняем игры. Вводим новых Волшебников быстрых и медленных минут. Осуществляем перемещение с помощью приема «Машина времени» (во времена древнего человека, в далекое будущее).
Cлайд 9
Круги Луллия – это пособие многофункционального характера, которое можно применять во всех образовательных областях. Во время игры создаются условия для развития интеллектуальных и познавательных интересов. Тренинги должны быть подобраны по нескольким направлениям: на закрепление и уточнение уже имеющих знаний, на развитие воображения, фантазии и создание условий для освоения детьми обобщенной модели комбинаторики.
Я представляю детям круги «Луллия», как чудесные кольца или загадочные круги, работая индивидуально или подгруппами. Для детей 3 лет использую только два круга разных диаметров на ном стержне с 4 секциями на каждом, а для детей 4 лет – два – три круга с 4-6 секторами, с 5лет - 3 круга с 8 секторами.
Слайд 10
Типы тренингов с Кругами Луллия вы видите на слайде.
На основе пособия «Круги Луллия» возможно большое число вариантов сочетаний элементов (игры «Больше, меньше», «Найди, чем похожи», «Чья это часть?», «Кто что ест», «Кто где живет?» и др.
Приведу примеры игр.
Технологическая цепочка проведения тренинга.
Младший возраст (3-4 года)
1. На малом круге я располагаю картинки с изображением домиков животных и птиц (гнездо, нора, и т. д.), на большом – изображения животных и птиц.
Реальное Задание (РЗ): найти животному домик. Ребенок называет одно из животных, изображенных на нижнем круге, затем находит на верхнем круге изображение домика, называет его и, поворачивая этот круг, совмещая картинки.
2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались изображения собаки и гнезда.
Фантастическое Задание (ФЗ): подумать и сказать, каким образом собака будет жить в гнезде? Сможет ли она жить в гнезде? Ей будет хорошо или плохо?
Средний возраст (4-5 лет)
На 1 круге располагаются картинки животных и птиц, на 2 круге - картинки с изображением домиков животных и птиц (гнездо, нора, и т. д.), на 3 – чем питаются животные и птицы.
Дидактические игры "Кто где живёт?" «Кто чем питается?»
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животное, определить домашнее оно или дикое. С правой стороны, путём вращения 2 круга, дети находят картинку, где живёт животное, а справа путём вращения 3 круга находят картинку, чем питается животное.
Игры на развитие творческого воображения
Для этих игр кольца раскручиваются произвольно. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.
(Предлагаю поиграть в эту игру)
Слайд 11
В работе с детьми я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод — Моделирование Маленькими Человечками. Есть множество вариаций использования ММЧ: карточки с нарисованными маленькими человечками, кубики, «живые» человечки, в роли которых выступают дети. Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по‑разному. Человечки твёрдого вещества крепко держатся за руки – поэтому предмет твёрдый. Чтобы его разделить, нужно приложить усилия. Человечки жидкого вещества стоят рядом, не держась за руки, поэтому их легко разделить. Человечки газообразного вещества очень неусидчивы. Они любят прыгать, бегать, летать.
Предлагаю вам поиграть в эту игру.
По команде «твердое» нужно всем взяться за руки, по команде «жидкое» стоять рядом, по команде «газообразное» нужно бегать или прыгать. Затем я назову конкретные названия каких-то однородных объектов, а вы соответственно реагировать (камень, пар, сок, чашка, дым, молоко, морковь, запах, вода).
Слайд 12
Метод эмпатии является частью синектики, суть метода: сделать незнакомое – знакомым, а привычное – чуждым. В основе лежит отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии. Целесообразно начать использовать в работе с детьми с 3 лет, в этом возрасте дети представляют живой объект, показывают несложные действия и говорят, что чувствуют. В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.
Представляю вашему вниманию видео-фрагмент игровой ситуации «Мы ожившие дома» для детей младшей группы, в которой дети по желанию выбирали животных и их домики.
Слайд 13
Огромный прогресс в познавательном развитии я отметила в играх, в творческих заданиях, формирующих мыслительные операции, основанных на дихотомии. Метод основан на выявление признаков объекта и отсечения ненужных.
Главное средство работы с детьми по обучению сужения поля поиска – игра «Да-нет». Тренинги на основе этой игры могут быть использованы в освоении разных видов пространств с 3 лет (игры «Найди загаданный предмет», «Найди фигуру определенного цвета» (в линейный ряд выставляются фигуры плоские и объемные , доступные для восприятия детьми младшего и среднего дошкольного возраста), «Угадай предмет и определи по величине (по высоте)» (в младшем возрасте используются фигуры одного цвета двух размеров по величине (5 штук), в среднем – разные фигуры одного цвета трех размеров (9-11 штук).
Развитие мышления невозможно без формирования мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. От уровня их развития зависят классификационные навыки человека. Развитие классификационных умений необходимо начинать с 3,5 лет через систему творческих заданий, игр: «Кому что нужно», «Четвертый лишний», «Раз, два, три, ко мне беги», «Кто быстрее поможет волшебнику-путанику», «Чудесный мешочек», для детей пятого года жизни: «Что в круге?», «Теремок», «Природный и рукотворный мир», «Да, нет».
Приведу пример игры «Домашние и дикие животные», целью которой является обучить классификационным умениям, показать причинно-следственные связи, формировать понятие о генетической линии.
Предлагаю детям 3-4 лет найти диких животных и домашних, расположить их по этажам и поселить рядом детенышей. Вдруг подул ветер, все перепуталось, зайчата оказались вместе с лисой, волчата – у зайцев. (Кому хорошо, кому плохо?)
Рассмотрим игру «Природный и рукотворный мир» для детей младшей и средней групп.
Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать логическое мышление, память, обогащать словарный запас детей.
Для игры используется «модель мира», которая на первом этапе ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. На слайде вы видите изображения руки и солнца. Во 2 младшей группе педагог сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с педагогом дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру, а затем взрослый обобщает.
Правила игры со средней группой:
Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками
Далее проводится серия заданий на закрепление полученных знаний:
«Все в мире перепуталось» (педагог перемешивает картинки на модели мира, дети правильно их раскладывают);
«Раз, два, три, ко мне беги» (у кого картинки с изображением предметов рукотворного мира, бегут к ведущему);
Соревнования «Кто быстрее разложит картинки» или «Кто поможет волшебнику-путанику».
Практика показала, что применение ТРИЗ всегда вызывает у детей живой интерес, положительный эмоциональный настрой, всплеск познавательной активности, что ведет к развитию умственных способностей и творчества у детей.