kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие музыкально-ритмического чувства с помощью музыкально-дидактических игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешного осуществления музыкальной деятельности, нужны три основных компонента: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слухчувство ритма. Музыкально-ритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей. Чувство ритма, необходимо  для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке,способностьактивно (двигательно) переживать музыкучувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Большой развивающий эффект производят на ритмическое чувство музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игре на музыкальных инструментах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкально-ритмического чувства с помощью музыкально-дидактических игр.»

Развитие музыкально-ритмического чувства с помощью музыкально-дидактических игр.

Для успешного осуществления музыкальной деятельности, нужны три основных компонента: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слухчувство ритма. Музыкально-ритмическое чувство является одной из главных музыкальных способностей. Чувство ритма, необходимо для движения, танцев и игре на музыкальных инструментах. Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке,способностьактивно (двигательно) переживать музыкучувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Большой развивающий эффект производят на ритмическое чувство музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, игре на музыкальных инструментах. Теория вопроса музыкально-дидактических игр в области музыкального воспитания и обучения дошкольников освещена в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Ею определены типы музыкально-дидактических игр в соответствии с дидактическими задачами и развертыванием действий : наглядно-предметные (настольные) игры; подвижные с элементами музыкально-пластической импровизации; танцевально-хороводные. О. П. Радынова разделяет игры по возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувствамузыкально – слуховых представлений и чувства ритма. Музыкальные игры различны по задачам и видам. Специфика музыкально-дидактических игр в том, что они содержат в себе обучающую (и воспитывающую) задачу, игровые действия детей и игровые правила. Музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий, должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны и красочно оформлены. Проведение музыкально-дидактических игр включает в себя ознакомление с ее содержанием, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, повторение игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. Музыкально-дидактические игры должны быть отобраны с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и предпочтений детей. Большой популярностью пользуются у детей старшего возраста ритмизированные стихи, которые развивают чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь.

Таким образом, у детей происходит автоматизация навыков ритмического проговаривания. Если дети от этих музыкально-двигательных упражнений получают удовольствие, они носят непринужденный игровой характер и только положительную оценку, то задача формирования чувства ритма будет успешно решена. Но недостаточно только воспроизводить ритм, необходимо ощущение музыкальности: динамики, темпа, речевого и пластического интонирования. Музыкально - дидактические игры - это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Они обогащают новыми впечатлениями, развивают у детей инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др. Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах. Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально- эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей. Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада. «Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. На каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничится этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально- ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. В программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогает планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены и разделы пения и музыкально -ритмического движения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие музыкально-ритмического чувства с помощью музыкально-дидактических игр.

Автор: Ольга Александровна Бочкова

Дата: 06.12.2022

Номер свидетельства: 619329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства