kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие художественно-творческой деятельности детей пятого года жизни посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме: "Нетрадиционное рисование детей пятого года жизни".  Помощь педагогам в работе с детьми пятого года жизни применение современных педагогических технологий в нетрадиционной технике рисования. Анализ програмного  обеспечения в художественно -эстетической деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественно-творческой деятельности детей пятого года жизни посредством использования нетрадиционной техники рисования»»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7
«Золотая рыбка»







Методическая разработка раздела программы на тему:

«Развитие художественно-творческой деятельности детей пятого года жизни посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Выполнила:

Шобонова С.А.

воспитатель I кв.категории



г. Выкса
2014 г.


Содержание

Введение……….....................................................................................................3

1.1Нетрадиционная техника рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста…………………………………………7

1.2.Анализ программного обеспечения художественно-эстетической деятельности дошкольников……………………………………………………10

1.3. Мониторинг педагогического процесса по образовательной области «Художественное творчество» ………………………………………………...12

2.1. Нетрадиционная техника рисования в работе
с детьми пятого года жизни ……………………………………………………14

2.2 Применение в работе с детьми современных педагогических технологий……………………………………………………………………….20

2.3. Взаимодействие детского сада с семьей…………………………………..24

2.4.Распространение опыта работы…………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы………………………………………………………………29

Приложение………………………………………………………………………30













Введение

Ум ребенка – на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижность, гибкость мышления, творческий подход к решению больших и малых проблем. Детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется и осуществляется развитие творческой личности. Овладение художественным творчеством одна из важных задач в дошкольном детстве, поэтому педагогам необходимо формировать художественное мышление и креативные черты личности детей.

В Конвенции о правах ребёнка записано, что государства-участники уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

В Законе Российской Федерации об образовании говориться, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания.

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Дети и творчество – понятия неразделимые! В процессе рисования дошкольники испытывают целую гамму чувств: радуются созданному красивому изображению, огорчаются если что – то не получается, стремятся преодолеть трудности.

В изобразительной деятельности, дети получает возможность отразить свои впечатления об окружающем мире, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Творчество ребенка неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Воображение – это присущая только человеку возможность создания новых образов путём переработки предшествующего опыта. Самый благоприятный этап развития воображения или творчества детей – это дошкольный возраст. Следует постепенно, умело вводить ребенка в мир воображения, очень важно нацелить на творческую, оригинальную деятельность. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее, чем знание. Без воображения в дальнейшем дети не смогут учиться и усваивать сложные школьные программы. Значение воображения в художественном развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Несформированность графических навыков и умений мешает выразить в рисунке задуманное, адекватно изображать предмет объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому нетрадиционное рисование раскрывает возможность использование знакомых предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, увлекает детей.


Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности.

Проблемой развития творческой активности занимались многие педагоги. Педагог Е.А. Флёрина – одна из первых дала определение понятию «Детское художественное творчество» расширили и обогатили её исследования Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, и др.

Однако при многообразии педагогических исследований проблема развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности остаётся открытой и недостаточно представлена в практике воспитания детей.

В непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по художественному творчеству нетрадиционные техники изображения, воспитатели используют редко, не учитывают коррекционную значимость или педагог сам не владеет техническими навыками, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, вызывает огромный интерес к изобразительному искусству. Поэтому проблема творческого развития должна рассматриваться как неотъемлемая часть социального механизма, противостоящая тенденциям в развитии общества.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Традиционное рисование требует высокого уровня владения техникой изображения, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отталкивает ребенка от рисования. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

Таким образом, мы полагаем, что овладение детьми нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.























1.1.Нетрадиционная техника рисования в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

«В творчестве нет правильного

или не правильного пути,

есть только свой путь,

к чему стоит стремиться»

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживались других взглядов, и утверждали, что детское творчество совершенно.

Н.П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Тоесть надо использовать в работе с детьми разные техники рисования: традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д.). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Как говорил В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду. Сухомлинский писал: «Клетки детского мозга настолько нежные, настолько чутко реагируют на объекты восприятия, что нормально работать они могут при условии, что объектом восприятия, осмысливания является образ, который можно видеть, слышать, к которому можно прикоснуться. Детское видение мира – это своеобразное художественное творчество. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества. » Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте создавать условия для развития детского художественного творчества.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

Термин «нетрадиционный» (от лат. tradition – привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

Применение нетрадиционной техники рисования способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой фломастерами, карандашами, но и ладошкой, пальцами, кулачком. Также можно получать изображение с помощью подручных средств: ниток, трубочек, листьев деревьев, свечек и разных других материалов.

Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью.

Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства краски (густоту, твердость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки. Развивается тактильная чувствительность, цветоразличение.

Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности работы. Так дети учатся планировать свою работу.

У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается пространственное мышление, развивается мелкая моторика рук, появляется усидчивость и внимательность. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Использование нетрадиционных техник даёт возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Проведение мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования: способствует снятию детских страхов; развивает уверенность в своих силах; развивает пространственное мышление; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображения и полёт фантазии; во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Таким образом, имея представления об использовании нетрадиционных способах рисования, соответствуют методике «свободных ассоциаций».

Нестандартные подходы к организации деятельности вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. Работа начинается постепенно, как принято «от простого к сложному», по китайской пословице «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!».

1.2.Анализ программного обеспечения
художественно-эстетической деятельности

Обновлённое программное содержание по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» к программе «Детство» и методические рекомендации проектировались с учётом современных социально – культурных запросов и новейших научных исследований нормативных документов, а также накопленного опыта реализации программы. Педагогический процесс в средней группе детского сада ориентирован на освоение детьми способов создания изображения в разных видах деятельности и развитии художественно – эстетического восприятия посредствам приобщения к разным видам искусства.

В настоящее время разработаны и специальные программы по художественно-творческой деятельности. Так, программа "Росток" А.В. Шестаковой представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" (И.А. Лыкова) представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

Программа "Гармония" (Д.И. Воробьева) разработана на принципе интеграции различных по содержанию видов деятельности с акцентом на продуктивную деятельность детей (изобразительную, конструктивную, художественно-речевую, театрализованную).

Программа "Красота - радость - творчество" (Т.С. Комарова) строится на авторской концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которой положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств (музыкального, изобразительного, театрального, литературы и архитектуры), сенсорного развития ребенка.

Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемые техники вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляет деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приемами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.

Итак, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.







1.3.Мониторинг педагогического процесса по образовательной области «Художественное творчество»

Нами был проведён мониторинг педагогического процесса по образовательной области «Художественное творчество» с детьми средней группы. Мониторинг показал, что развитие самостоятельной творческой деятельности детей пятого года жизни посредствам нетрадиционной технике рисования находится на низком уровне - 24%, на среднем уровне 60%, а 12% составляет высокий уровень. Таким образом, у детей среднего возраста недостаточно сформированы специальные умения наблюдать, рисунки отличаются схематизмом, простой передаче формы предмета, выполняются по шаблону, не используется передача признаков и характер изображения, что важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Дети не умеют правильно составить композицию. Использование цветовой гаммы в рисунке слабая. Творческое применение различной техники рисования отстаёт.

Исходя из важности данной проблемы, была поставлена цель:
- совершенствование и углубление, изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребёнка, в процессе использования нетрадиционных техник и жанров изобразительного искусства.

Были поставлены такие задачи:

  1. познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования;

  2. формировать умение планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

  3. развивать творческие проявления и воображение в изобразительной деятельности.

Нами была выдвинута гипотеза: применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только каких-то знаний и умений, но и воспитание у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

При реализации задач по развитию детского творчества, необходимо руководствоваться следующими принципами:

Принцип поэтапности - "погружение" в нетрадиционное рисование. Это самый ответственный принцип. Развитие творчества происходит с учетом возрастных особенностей ребенка, от простых (доступных) техник к более сложным. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, а предлагаемая техника понята и освоена в совершенстве. Только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого - освоение навыка, до заключительного, максимально сложного - проявления творчества.

Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций. Помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению

Принцип выбора - в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данного сюжета, без каких либо определенных и обязательных ограничений.

Принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.

Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип сотрудничества - совместная работа со специалистами детского сада, родителями.






2.1.Нетрадиционная техника рисования в работе
с детьми пятого года жизни

Средний дошкольный возраст это благоприятный период, для развития творческих способностей детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне: копируя окружающий мир, они изучают его. Замечено, что дети, которые много рисуют, быстрее и легче обучаются письму, потому что рисунок хорошо укрепляет руку.

Нетрадиционная техника рисования помогает детям почувствовать себя свободным, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать трудно. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, формировании навыков контроля и самоконтроля.

Работая с детьми своей группы, осознаёшь, что каждый ребёнок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.

Рассматривая процесс изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, очевидно, что проявление творчества – процесс сложный, требующий активного направленного вмешательства взрослого, который должен создать условия для наиболее эффективного его развития у детей.

Проанализировав рисунки детей, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Выделили направления работы:

  1. Использование нетрадиционной техники рисования в непосредственно образовательной деятельности по художественному – эстетическому развитию.

  2. Использование нетрадиционной техники рисования в повседневной жизни.

На практике эти задачи реализуются мной через непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность кружка: «Весёлые кляксы». Для реализации поставленных нами задач разработан перспективный план кружка по художественному творчеству с использованием нетрадиционных методик, автор пособия Давыдова Г.Н. (Приложение 2). В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.   Также составили перспективный план работы кружка «Весёлые кляксы», написали конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей среднего возраста. И выбрали тему для самообразования «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как: пособие Г.Н.Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» в двух частях, пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей.

Проанализировав диагностику на начало года, мы пришли к выводу, что необходимо повышать уровень и навыки рисования детей способом нетрадиционного рисования.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это было заметно в начале года, так как навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно.

В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые соответствуют возрасту детей:

1. «Пальцеграфия»

Суть заключается в поочередном обмакивании пальцев в гуашевой краске. Можно использовать только один цвет (например, ягодки, следы на дорожке, летят снежинки-пушинки и т.д.) и рисовать только одним пальцем периодически обмакивая в краску только подушечку пальца. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

2. «Ладошки»

Выполняется аналогично пальцеграфии, только обмакивать нужно целую ладонь в тарелочку с жидкой краской.

3 «Воскография»

Дети рисуют свечой снежинки, различные узоры и закрашивают их краской или гуашью, где нарисовано свечой, остаются не закрашенными. Это удивляет детей. Волшебные картинки могут сделать дошкольники в самостоятельной деятельности.

4. «Кляксография»

Само название говорит о том, что изображение, получается, от нанесения кляксы на середину листа. В работе с детьми по данной технологии беру на себя функцию распознавания образа кляксы, т.к. средний дошкольный возраст характеризуются конкретным мышлением. Предлагаю нарисовать детям лучики у солнца, шляпки у грибов, хвостик у рыбки.

5. «Набрызг»

Суть ее в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в данном случае нам заменяет зубная щетка или стека. Зубной щеткой в одной руке наберем немного краски, а расческой или стекой будем проводить по поверхности щетки - быстрыми движениями, по направлению к себе, а брызги полетят на бумагу. Следует быть внимательными при регулировании направления разбрызгивания.

6. «Рисование по мятой бумаге»

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называют эффектом мозаики. Детям очень нравится сминать бумагу, набирать на неё краску, накладывать её на бумагу и фантазировать.

7. «Тампонирование», «трафарет».

Для данной техники изображения понадобятся штампы. Пусть это будут самые простые вещи, все, что вы найдете вместе с детьми: плоские пуговицы, катушки. Вот след от катушки - на бумаге отпечатался кружок.

8. «Рисование ватными палочками»

Дети опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку  набирается краска разного цвета.

9. «Тычок жёсткой полусухой кистью»

Дети опускают в гуашь кисть, и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности позволяют сделать рисование креативным, увлекательным и раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Работая по этой технологии, я отметила, что у детей уже повышается интерес к изобразительной деятельности. Я считаю, что в дальнейшем дети, имея опыт рисования различными способами, будут уже сами предлагать их, стоит только предложить им тему рисования.

Для решения задач по обучению детей художественному творчеству нетрадиционным способом рисования, необходимо было создать соответствующую развивающую среду. В группе выбрали достаточно освещенное место для изодеятельности. Создали небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. Приобрели весь необходимый для рисования материал, игры, краски, восковые карандаши, цветной песок, трубочки и т. д. Учитывая возможности детей, продумали темы для работы, составили план работы. Ознакомление детей с различным материалом осуществляется постепенно, в игровой форме, по мере того как дети овладевают навыками работы с материалами, старались подвести их к осознанному выбору материала для создания своего образа в самостоятельной деятельности. Здесь очень важным моментом является то, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, в любом виде деятельности, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности. Разнообразная развивающая среда позволяет детям делать выбор в рисовании, открывает возможность творить по-своему по - детскому, а не по указанному шаблону.

Таким образом, применение различных образовательных технологий в художественной деятельности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своей работы.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники рисования: рисование ватными палочками, тычок, оттиск пенопластом, рисование поролоном, трафаретом, рисование смятой бумагой, рисование солью, крупами, тычок жёсткой полусухой кистью, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, рисование кляксами, набрызг. В связи с особенностями среднего возраста на каждой образовательной деятельности использовали игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  1. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  2. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

  3. Внимания и усидчивости;

  4. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

2.2 Применение в работе с детьми современных
педагогических технологий

Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых. Передо мной, как перед педагогом стоит задача помочь детям адаптироваться в социуме дошкольного образовательного учреждения, применяя в процессе воспитания и образования современные педагогические технологии. Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению детьми прогнозируемых результатов. В своей практической деятельности с детьми своей группы по нетрадиционному рисованию применяю следующие технологии: игровые, ТРИЗ технологии, исследовательские технологии, здоровьесберегающие технологии, технологию проектной деятельности,

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Игра - один из видов человеческой деятельности вообще. В игре ребёнок познаёт окружающий мир. В игре воспитывается будущий деятель и творец, стать, которым помогает чуткий и играющий с ним педагог. Придумывая игровые приёмы, мы часто ориентируемся только на интересы детей к игре, их можно строить с использованием содержания знакомых для детей игр.

Используя игровые приёмы в своей работе с детьми по художественно–эстетическому творчеству я пришла к выводу, что детям очень интересно, они с удовольствием принимают задания от имени игрушечных героев и выполняют его с большим интересом. Преодолевая трудности, дети приобретают новый жизненный опыт, который им пригодится в дальнейшей жизни.

Для экспериментирования в творческой деятельности, для развития фантазии, применяем технологию ТРИЗ.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его ТРИЗ технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ, которые мы применяем в работе с детьми: Например: в задании «дорисовка» ребенок, соединяя хаотично расставленные точки, учится видеть образ и дорисовывать его; игры с линией пробуждают воображение, в причудливых завитушках можно увидеть птиц, зверей, либо какие-то предметы. Игра «Кляксы - наши друзья». В этой игре присутствует элемент неожиданности, который очень привлекает маленьких художников. Обычную кляксу, возможно, превратить в сказочное существо. Все эти приемы творческого поиска пробуждают пытливость ума, активизируют познавательную деятельность детей. В работе по формированию художественно-творческих способностей используем нетрадиционные способы лепки, побуждая детей создавать: выразительные образы: скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный; рисунок пластилиновыми мазками (пластилинография), лепка объёмных форм из отдельных частей, налепные украшения.

Применяем и, используем в работе элементы арттерапии, которые помогают детям, перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».

Я считаю, что творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро меняющемся мире.

Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказкатерапия, т.к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. На непосредственно образовательной деятельности по рисованию использую свои авторские сказки: «Сказка об осеннем листочке», «Об облаках», «О чёрной кляксе», «О том, как Зима с Весной поспорили», «Ёж и зайчик», «Новогодняя история», и др. Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки отличаются индивидуальностью и творческим подходом в изображении, дети с большим интересом рисуют придуманные сказки.

Широко использую в своей работе метод проектной деятельности: «Матрёшка - любимая игрушка», «Мастерская природы», в которых сочетается чтение познавательной литературы, рассматривание красочных детских энциклопедий, альбомов об искусстве. Применяем творческое экспериментирование с изобразительным и природным материалами, в работе используем цветной песок, камешки, тополиный пух, сухие листья, ветки, сухие цветы. Создаем поделки в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами: крупами, цветным песком. Таким образом, педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, в художественном творчестве, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Осуществляя взаимосвязь, обучение и творчества, применяю здоровьесберегающую технологию. Здоровьесбережение – это, прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Организация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны.

Использование необычного и нестандартного материала позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.

Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят проявляется интерес к данной работе, а рисование пальчиками, ладошкой, песком вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищают детей. Из практической деятельности замечено, что те дети, которые хоть один раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности.

Также в работе с детьми использую музыкотерапию, песоктерапию, дыхательную гимнастику, физкультминутки.






2.3. Взаимодействие детского сада с семьей.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социологии детей.

Работа с родителями – важная составляющая деятельности педагога. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Поэтому, вначале провели анкетирование родителей по данной проблеме. Анкетирование родителей показало, что не все родители знают, что такое нетрадиционная техника рисования, как её применять и что для этого необходимо, только 32% родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становятся материальные ценности.

Для повышения знаний родителей о нетрадиционном рисовании в художественном творчестве, проводилось родительское собрание, консультации (индивидуальные и подгрупповые), также выставляется и обновляется информация в родительский уголок, предоставлялась родителям возможность присутствовать на образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей, присутствие родителей в кружковой работе. Родители с удовольствием знакомятся с литературой, которую я рекомендую, читают предложенные статьи, приносят множество работ нарисованные совместно с детьми нетрадиционными способами. Они наши первые помощники. Всегда с пониманием относятся к просьбам. Радует, что наша работа интересует родителей. Они принимают активное участие в жизни детей: помогают в оформлении уголка по художественному творчеству в детском саду, уделяют большое внимание развитию творческих способностей, прислушиваются к советам воспитателей.

Родители, в свою очередь, помогают в развитии интереса ребенка к искусству, приобщении к различным видам художественной деятельности, стараются создать дома среду, стимулирующую детскую художественную деятельность, прислушиваясь к советам педагога.

Мы с родителями постоянно взаимодействуем. Варианты совместных творческих дел:

  1. Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционным способом»;

  2. Анкета для родителей: «Ребёнок и нетрадиционное рисование»;

  3. Информационный стенд для родителей: «Методы и приёмы рисования»

  4. Родительское собрание в МБДОУ «Цветные ладошки»

  5. Буклеты для родителей «Рисуем песком», «Использование природного материала в рисовании».

  6. Выставки рисунков детей совместно с родителями.

Родители продолжают помогать в оформлении групповой комнаты, в пополнении предметно-развивающей среды, принимают активное участие в организации выставок («Поделки из природного материала», «Кормушки для птиц своими руками», «Рисуем, чем хотим», выставка плакатов «Вместе дружною семьёй мы природу бережём»).

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс МБДОУ, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей детей, повышается эффективность всего воспитательного процесса.









2.4. Распространение опыта работы

Для того, чтобы моя работа по развитию художественно-творческой деятельности детей посредством нетрадиционного рисования была социально-педагогически значимой, я распространяла свой педагогический опыт.

Мною был разработан проект «Мастерская природы», большая часть которого была посвящена именно развитию художественно-творческой деятельности детей через нетрадиционные техники рисования. В рамках этого проекта, в нашем детском саду мною был проведен открытый показ НОД «Божья коровка – алая спинка». С отчетом о реализации этого проекта я выступала как на педсовете нашего детского сада, так и на Районном методическом объединении педагогов по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

Данный проект я опубликовала на сайте Mаам.ru, тем самым распространила свой педагогический опыт в интернет-сообществе.

Также, перспективный план работы кружка «Веселые кляксы» был опубликован в Национальной сети работников образования.














Заключение

Реализуя поставленную цель и задачи, пришли к выводу, что рисование нетрадиционными техниками эффективно влияет на развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Дети с интересом знакомятся и осваивают новые способы изображения.

Были изучены различные нетрадиционные техники рисования, разработаны рекомендации по организации работ, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности, консультации для родителей.

Рисование нетрадиционными техниками способствует развитию творческих способностей детей, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, повышает интерес к художественной деятельности, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

О результативности проделанной работы свидетельствуют собственные наблюдения за всей группой. Прослеживается положительная динамика в развитии у детей творческих способностей. Повысился интерес к данному виду деятельности. Если уровень художественно-эстетического развития детей группы в начале года находился на низком уровне - 24%, 60% детей – средний уровень, а 16% на высоком уровне, то результаты промежуточного мониторинга значительно изменились (см. диаграмму 2, приложение 1). Высокий уровень стал составлять 32%, средний - 52%, а низкий 16%. Мы считаем, что к концу года высокого уровня будет ещё больше, чем среднего, а низкого не останется.

На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

В дальнейшей работе планируется:

  • познакомить детей с другими нетрадиционными техниками изобразительной деятельности: свеча + акварель, ниткография, рисование зубным порошком и пастой, рисование на мокрой бумаге, декоративное рисование, рисование на пакете, монотипией;

  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты образовательной деятельности;

  • подготовить консультации для родителей; буклеты, памятки;

  • организация и проведение совместного детско-родительского праздника («Цветные ладошки», чаепития).

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.

Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Таким образом, нетрадиционное рисование - оригинальное рисование, которое привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов; играет важную роль в психическом развитии ребенка, самоценным является не рисунок, а развитие личности; формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Используя нетрадиционные техники рисования и материалы, заметила, что дети с удовольствием и увлечением выполняют разного рода упражнения, чувствуют себя свободными и раскрепощенными, сильными и уверенными. Рисунок, сделанный руками детей - это успех от сознания того, что я могу сам!

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шобонова Светлана Александровна

Дата: 31.03.2024

Номер свидетельства: 648322


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства