«Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс ТРИЗ – технологий»
«Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс ТРИЗ – технологий»
Перед дошкольным образованием стоит задача развития познавательной активности и любознательности, умственных способностей и речи воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями, их стремления к самостоятельному познанию. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя добиться высоких результатов. Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Этому способствует ТРИЗ-теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приёмы, используемые в дошкольном воспитании, которые и позволяют активнее развивать познавательно исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Цель: повышение уровня исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс ТРИЗ – технологий»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №44»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения в образовательный процесс ТРИЗ – технологий»
Автор - разработчик: воспитатель первой квалификационной категории
Фадеева Елена Валерьевна
Саранск, 2022
Проблема:
Перед дошкольным образованием стоит задача развития познавательной активности и любознательности, умственных способностей и речи воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями, их стремления к самостоятельному познанию. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя добиться высоких результатов. Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Этому способствует ТРИЗ-теория решения изобретательских задач, а точнее методы и приёмы, используемые в дошкольном воспитании, которые и позволяют активнее развивать познавательно исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Цель: повышение уровня исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Разработать систему применения ТРИЗ-технологии для развития исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать дидактические материалы и электронные образовательные ресурсы для внедрения проекта в образовательную деятельность учреждения дошкольного образования.
Разработать методические материалы по использованию ТРИЗ-технологии с целью развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Развить исследовательские способности у детей дошкольного возраста можно посредством внедрения фрагментов ТРИЗ-технологии в образовательный процесс на основе метода проектов.
Вид образовательного проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный.
Целевая группа: педагоги, воспитанники старшей группы, родители.
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. 2004 г.
2. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. КТК Галактика, 2018 г.
3. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…// КТК Галактика, 2017 г.
4. Гин А.А. ТРИЗ педагогика, 2015г.
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. – СПб: «Издательство «Детство – Пресс», 2019.
Материально-техническое обеспечение:
1. Оборудование для познавательно-практической деятельности.
2. Дидактические игры.
3. Электронные образовательные игры.
4. Компьютер.
5. Мультимедийная техника.
Предполагаемый результат:
- создана система работы применения ТРИЗ-технологии в развитии исследовательских способностей у детей дошкольного возраста;
- разработаны дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы и методические материалы по теме;
- у воспитанников сформирован устойчивый познавательный интерес к исследовательской деятельности, могут самостоятельно планировать предстоящую деятельность;
- дети проявляют инициативу и творческий подход в решении исследовательских задач, делают выводы;
- у воспитанников развито активное познавательное отношение к окружающему;
- развиты интеллектуально-творческие способности личности воспитанников.
Способы проверки результатов: изучение продуктов деятельности, педагогическое наблюдение.
Конечный продукт:
Электронный образовательный модуль по теме проекта, ссылка.
Картотека дидактических игр.
Стендовый доклад «Развитие исследовательских способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста посредством методов ТРИЗ-технологии».
Пакет рекомендаций для педагогов.
Представление исследовательских работ на республиканском конкурсе «Я – исследователь».
Выставки, плакаты, бизибуки. Статьи, публикации.
Перспективы дальнейшего развития проекта: внедрение в практику работы новых приёмов, технологий на основе – системно – деятельностного подхода, расширение банка методических разработок, освещение опыта работы по проблеме.
Этапы и содержание работы:
I Организационно-подготовительный этап
Задачи:
Содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах организации познавательной деятельности воспитанников.