kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие эмпатии как условие позитивной социализации дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмпатии у дошкольников формирует положительное отношение к миру, к окружающим взрослым и сверстникам. Сформированная способность понимать состояние другого человека, сопереживать, оказывать активную поддержку окружающим облегчает процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь, способствует социальной успешности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмпатии как условие позитивной социализации дошкольников»

2


Кутякова Н.В.,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детский сад №102

г.Владимир

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ КАК УСЛОВИЕ

ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста» (В.А. Сухомлинский)

Дошкольное детство – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном возрасте интенсивно начинается формирование личности ребёнка, воспитание таких качеств, как нравственность, духовность, самостоятельность, социальная активность, инициатива, самопознание[3]. Поэтому данный возраст ответственен за позитивную социализацию ребёнка. Именно дошкольный период является сенситивным для социального развития и усвоения социальных норм. Успешность ребёнка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько благополучным оказался его ранний социальный опыт. Однако, взрослые, окружающие ребёнка, нередко недооценивают значимость этого возрастного периода. В сознании большей части родителей задача социального развития детей занимает второстепенное место, а зачастую не определяется совсем. Приоритет отдаётся «интеллектуализации» ребёнка, усвоению им системы знаний, умений и навыков. А процессу социализации,   формированию умений быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость, налаживать социальное партнерство и эффективные коммуникации не уделяется должного внимания. Поэтому проблема социального развития ребёнка особенно актуальна в настоящее время.

Обращаясь к трудам Л.С. Выготского, можно сделать вывод о том, что  социальная ситуация развития ребенка представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих у ребенка [7].  Одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание социальной ситуации развития, открывающей возможности для позитивной социализации ребёнка. Понятие «социализация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом [6]. Посредством социализации развивается положительное самоощущение, формируется положительное отношение к деятельности человека, ребёнок усваивает нормы поведения, ценности, свойственные его культуре. Успешность адаптации в современном социокультурном пространстве напрямую зависит от способности к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных проявлений других людей. В этой связи педагогам дошкольного образования следует уделять особое внимание формированию у дошкольников эмпатии -  способности человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его эмоциональное состояние.

Проблема современности состоит в том, что многие дети имеют проблемы в эмоциональном развитии. Нередко наблюдается неадекватная реакция в простых ситуациях общения, дети не умеют откликаться на состояния и чувства окружающих. Большую часть свободного времени ребёнка занимают компьютерные игры, мультфильмы, планшеты, смартфоны. Как результат подобного образа жизни – дефицит живого общения со взрослыми и сверстниками, дошкольники нечувствительны и невнимательны к окружающим людям, не умеют ни контролировать, ни уместно проявлять личные эмоции.

Исходя из этого, формирование эмпатии у дошкольника – необходимое условие его лёгкой социализации. Развитие эмпатии – не только процесс развития эмоций, но и процесс формирования нравственных мотивов в пользу других людей. По определению психолога Карла Роджерса, «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает.»

Эмпатия состоит из трёх компонентов:

  1. Когнитивный (понимание состояния другого человека, не изменяя своего состояния);

  2. Эмоциональный (сопереживание и сочувствие);

  3. Поведенческий (оказание помощи и активная поддержка другого).

Процесс развития эмпатии у дошкольников сложный и многоэтапный. Опираясь на исследования Э.Р.Овчаренко, в работе по развитию эмпатии можно выделить три этапа.

Первый этап. Внимание педагога акцентируется на освоении «языка эмоций», преобладают ситуации, ориентированные на констатацию и распознавание эмоциональных состояний и переживаний, (распознавание интонаций и интонированной речи; различные картинки, иллюстрации к книге, пиктограммы и фотографии эмоциональных проявлений; изучение речевой и поведенческой этики на эмоциональной основе и т.д.).

Второй этап. В работе используются педагогические ситуации, направленные на познание ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека. Ведётся работа по обогащению эмоционального опыта и изучению «языка чувств и переживаний в процессе работы над художественным произведением (сопереживание персонажам книги, беседы по содержанию, слушание музыкального сопровождения, организация творческой сюжетной игры и т.д.).

В ходе третьего этапа преобладают ситуации, направленные на помогающее, содействующее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого. Работа направлена на обогащение опыта в ситуациях сочувствия, сопереживания – действия посредством решения нравственных ситуаций; формирование позитивного отношения к младшим, к родителям и т.д.

Знакомство детей с эмоциями начинается с четырехлетнего возраста: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для этого возраста понятием «настроение». Знакомство с моральными чертами характера помогут ребенку задуматься о нравственных и безнравственных качествах, научиться отличать хорошее от плохого.

Развитие эмпатии дошкольников осуществляется в различных видах детской деятельности:

1. Взаимодействие со сверстниками.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения детей друг с другом. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

2. Трудовая деятельность.

В процессе  трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

3. Специально организованная деятельность.

На музыкальных занятиях, при чтении сказок, рассказов дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки). Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же.

4. Игра.

Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Игра позволяет детям по- настоящему переживать чувства, которые должны испытывать воображаемые персонажи – симпатию, сочувствие к больным, уважение к старшим и др. Игровые действия и взаимоотношения, которые ребёнок принял на себя в соответствии с замыслом игры, позволяют ближе познакомиться с мотивами поведения, чувствами взрослых. Выполнение выбранной игровой роли заставляет дошкольника действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам. Ребёнок встаёт на позицию другого человека. А сама организация игры, участие в ней помогает понимать и учитывать интересы товарища, учит сопереживать друг другу, проявлять взаимопомощь. Сюжетно – ролевая игра служит своего рода «школой чувств». Ребёнок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать его в различных доступных возрасту формах.

Таким образом, одна из задач современного дошкольного образования – развитие эмпатии у детей. Развитие эмпатии формирует положительное отношение к миру, к окружающим взрослым и сверстникам. Сформированная способность понимать состояние другого человека, сопереживать, оказывать активную поддержку окружающим облегчает процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь, способствует социальной успешности.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред.Д.Б. Эльконина [электронный ресурс] http://tlf.narod.ru/school/vygotskiy4_detskaya_psihologiya.htm

  2. Гайдаш Н.С.  Особенности развития эмпатии и сопереживания у детей дошкольного возраста [электронный ресурс] http://www.openclass.ru/node/371811

  3. Гущина У. В. Развитие эмпатии у дошкольников 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [электронный ресурс] http://e-koncept.ru/2015/95095.htm.

  4.  Кондрашова Н.В. Развитие у детей эмпатии в условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс] https://e-koncept.ru/2014/54781.htm

  5. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста [электронный ресурс]
    http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-empatii-u-detei-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrast#ixzz4MtpODdL9

  6. Попова А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №1

  7. Социализация детей дошкольного возраста [электронный ресурс] http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/193-sozializaziya-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

  8. Токарева О.В. Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО [электронный ресурс] http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/12/20/pozitivnaya-sotsializatsiya-doshkolnikov-v-usloviyah

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [электронный ресурс] https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие эмпатии как условие позитивной социализации дошкольников

Автор: Кутякова Нина Вячеславовна

Дата: 19.10.2022

Номер свидетельства: 615358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "влияние коммуникативных игр на развитие социальной уверенности в себе. "
    ["seo_title"] => string(79) "vliianiie-kommunikativnykh-ighr-na-razvitiie-sotsial-noi-uvieriennosti-v-siebie"
    ["file_id"] => string(6) "234807"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443532540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства