«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия»
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия»
Одним из приоритетных направлений в работе педагога-психолога является охрана и укрепление психологического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. Важнейшим фактором, влияющим на его эмоциональное состояние и развитие, является окружающая среда. Развивающая среда должна быть оформлена эстетично и вызывать интерес у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия»»
Тема: «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – залог их эмоционального благополучия»
С введением ФГОС ДО приоритетным направлением в работе педагога-психолога является охрана и укрепление психологического здоровья детей - их эмоциональное благополучие.
Одним из главных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. У них агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Наблюдения показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения, не умеет решать конфликтные ситуации. Главной целью нашей работы является воспитание инициативного, самостоятельного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, творческого современного человека.
Важнейшим фактором, влияющим на его эмоциональное состояние и развитие, является окружающая среда. Развивающая среда должна быть оформлена эстетично, вызывать интерес у детей. Все материалы и пособия должны быть красочными, постоянно обновляться, так как всё новое вызывает ещё более устойчивый интерес. Организуя среду у нас в группе, мы ориентируемся на создание не столько предметно – развивающей, сколько эмоционально – развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально – чувственной сферы.
В соответствии примерной программой дошкольного образования мы создаем в детском саду различные возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, прежде всего реализуя принципы личностно-развивающего общения и содействия, предоставляя детям возможность принимать участие в различных событиях, планировать совместную работу. Помогаем детям распознать эмоциональное переживания и состояния окружающих, выражать собственные переживания, что способствует формированию у детей представление о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др., таким образом создавая условия освоения ребёнком этических правил и норм поведения.
Мы предоставляем детям возможность выразить свои переживания, чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у них опыта. Эти возможности свободного самовыражения играют ключевую роль в развитии речи и коммуникативных способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои мысли, называют готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем развития. Что важно для речевой группы.
В своей практике я использую различные игры и упражнения:
- игры на сближение, которые помогут преодолеть трудности в общении развитию сплочённости группы. Например: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Клеевой дождь», «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Хорошие новости»;
- разнообразные этюды проводятся под сопровождение музыки, которые формируют положительные чувства и эмоции, способствуют развитию эмпатии, внимания, памяти, мышления, речи;
- игры – массажи с использованием разнообразного материала, дыхательные гимнастики, пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи, стимулируют развитие творческих способностей, побуждают фантазию, воображение;
- игры – перевоплощения, элементы драматизации, кукольный театр, игры - имитации создают хороший фон для развития у детей фантазии, развивают актёрские способности;
- графическое изображение эмоций поможет расширить знания об эмоциях;
- игры на снижение тревожности, упражнения на расслабление, релаксация формируют положительные чувства и эмоции, воображение.
- проведение «Утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимание.
- применение физкультминуток, релаксационных пауз во время организованной образовательной деятельности.