Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
В основу нашей работы с детьми была положена идея В. А. Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.
Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог». С этой целью организовали «Психологический лекторий», на котором обсуждали, особенности детского развития, проводили специальные тренинги, настраивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками.
Необходимо также изменить обстановку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого, в частности, в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи: Утро радостных встреч (после выходных, отпусков, болезней), Семейные завтраки (обеды, ужины), Походы к друзьям, Дни самоуправления, Веселые каникулы, Изучаю мою родословную (составление семейных альбомов) и т. д.
Разработали многовариантный и гибкий режим дня, например «Мы одни» (нет помощника воспитателя), «У нас праздник» (в дни утренников), «Плохая погода» (сильный дождь или метель), «Внимание, карантин!»
Большое внимание уделяем эмоционально благополучному микроклимату. Дети по «барометру настроения» (цветной шкале) определяют эмоциональное состояние свое и других детей; разбирая поступки литературных героев, анализируют свои действия и находят выход из конфликтных ситуаций.
Постепенно дети начали чувствовать себя более уверенно, потому что понимали, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей.
Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, мы использовали комплекс психогимнастических игр и упражнений, подбор которых осуществлялся эмпирическим путем и базировался на многолетнем опыте работы с детьми. Очередность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребенком норм бесконфликтного общения.
Игры и упражнения
1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или , как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
2. «Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребенок становится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
8. «Скульптор». Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход. Один ребенок — скульптор, трое—пятеро детей — глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
9. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
10. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
11. «Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5—8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
12. «Солнечный зайчик». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика»: Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
13. «Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
14. «Волшебники». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше — ловкости и т. п.
Опыт показал, что сначала дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, робки, неуверенны, не могли обратиться друг к другу, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло им выполнять задачи типа «Постройте вместе гараж и постарайтесь так вывести из него свои машины, чтобы не было столкновений». Уже через полгода дети научились быстро выполнять аналогичные задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу. Однако, помимо названных позитивных сдвигов в поведении детей, наблюдалась и некоторая несогласованность их поведенческих реакций. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недостаточно. Так появилась мини-программа «Введение в мир общения». Ее задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.
Далее приводится краткое описание программы.
Введение. 1. Понятие «общение». 2. Зачем люди общаются. 3. Цели и средства общения (словесные и несловесные).
Тема 1. Я и мое имя. Кто я. Как меня зовут. Что означает мое имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Игра «Давайте познакомимся» или «Назови себя». Представление себя в образе сказочного героя.
Тема 2. Моя семья. У меня своя история. Моя семья. Понятие родословной. Мои предки. Рисование «Древо рода моего». Составление рассказов «Портрет моей семьи». Этикет общения в семье. Семейные традиции. Рисование «Наша дружная семья».
Тема 3. Группа детского сада — новая семья. Детский сад — Дом радостных встреч. Группа — моя новая семья. Эмблема группы. Традиции группы. Правила общения в группе со сверстниками и взрослыми. Игра «Волшебный цветок». Коллективное рисование «Наша группа». Составление рассказов «Наша жизнь в детском саду». Игра «Составление букета». Межличностное общение. Разрешение конфликтных ситуаций.
Тема 4. Мы узнаем мир по именам. Имена вещей. Слова-названия предметов окружающего мира. Игра «Кто там? Что там?» Составление рассказов «Моя любимая игрушка». Игры: «Слушай, как звучит слово» (тихо, громко, коротко, длинно); «Узнай предмет по описанию».
Тема 5. Словесные формы общения. Диалогическая и монологическая формы речи. Чем отличается монолог от диалога. Правила «красивой речи». Учимся говорить красиво (внятно, понятно, четко, последовательно, не торопясь). Пересказ знакомой сказки (в лицах). Формирование регулирующей функции речи: «Послушай—подумай—скажи». Составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебником...» Правила ведения диалога со взрослыми и сверстниками (понимать вопросы собеседника и соотносить с ними свои ответы). Игра «Слушатель — рассказчик». Работа в парах по составлению рассказов по серии сюжетных картин.
Тема 6. Движения и жесты в общении. Выразительные движения и жесты — помощники общения. Взаимосвязь словесных и несловесных форм общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем». Жест и его значение. Многозначность жеста. Игра «Отгадай, кого изображаю». Сравнение словесных и пластических способов общения. Игровое упражнение «В мире животных и птиц» (звукоподражание и пластическая имитация повадок животных и птиц).
Тема 7. Мимика и ее роль в общении. Что такое мимика. Театральные маски как символическое изображение мимики. Изучение эмоций и чувств своих и окружающих. Игра «Определи эмоции» (по схемам). Изучение мимики своего лица — работа с зеркалом. Описание собственного чувственного состояния. Игра «Барометр настроения». Символическое изображение различных настроений детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом), сравнениями (надулся, как пузырь).
Тема 8. Роль интонации в общении.
Интонация как средство выразительности речи. Роль интонации в общении. Игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев». Драматизация знакомой сказки с интонационной передачей особенностей и эмоционального состояния героев. Игра «Расскажи стихотворение по схеме». Изменение интонации речи в зависимости от цели беседы. Игра «Произнеси фразу с определенной интонацией».
Тема 9. Рисование как своеобразная графическая речь. Общение с помощью знаков, символов, рисунков. «Запись» слов и высказываний с помощью рисунков. Игровое упражнение «Письмо заболевшему другу». Использование символических изображений для обозначения чувств и настроений. Рисование «Портрет нашей группы». Составление рассказов по книжкам «Сказки в картинках». «Чтение» стихов и сказок, записанных с помощью символов и схем.
Тема 10. Школа вежливости. Усвоение формул речевого этикета в различных ситуациях (знакомство, прощание, благодарность). Разбор ситуаций «Правильно ли мы общаемся в детском саду, на дне рождения у друга». Игра «Волшебные слова». Обсуждение поступков сверстников на примере литературных героев. Составление рассказов «Мой самый вежливый поступок».
Наша программа прошла апробацию в старшей группе детского сада № 225 Барнаула (заведующая В. М. Шаромова, методисты Т. В. Корнилович и Е. В. Михайлик, психолог Н. В. Колпакова, воспитатели Н. Н. Савкина и О. В. Супрунова; большую помощь в организации работы оказали Л. В. Беляева, сотрудник Института усовершенствования учителей, и А. Н. Шадрин, зав. отделом психодиагностики Городского психолого-педагогического центра). В результате было отмечено, что отношения детей в группе улучшились, дети стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.
Подводя предварительные итоги нашего опыта по развитию эмоционально-нравственной сферы детей и навыков общения, мы хотим подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.