kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста»

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

В основу нашей работы с детьми была положена идея В. А. Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возрас­та». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей до­школьного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выво­ду: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: «Каждый воспитатель — психолог». С этой целью организовали «Психологичес­кий лекторий», на котором обсуждали, особенности детского развития, про­водили специальные тренинги, на­страивающие педагога на партнерские отношения с воспитанниками.

Необходимо также изменить обста­новку в детском саду, приблизив, насколько это возможно, условия в нем к домашним. Для этого, в част­ности, в жизнь нашего общего с детьми дома ввели разнообразные обы­чаи: Утро радостных встреч (после выходных, отпусков, болезней), Се­мейные завтраки (обеды, ужины), Походы к друзьям, Дни самоуправле­ния, Веселые каникулы, Изучаю мою родословную (составление семейных альбомов) и т. д.

Разработали многовариантный и гиб­кий режим дня, например «Мы одни» (нет помощника воспитателя), «У нас праздник» (в дни утренников), «Пло­хая погода» (сильный дождь или метель), «Внимание, карантин!»

Большое внимание уделяем эмоцио­нально благополучному микроклимату. Дети по «барометру настроения» (цветной шкале) определяют эмоциональное состояние свое и других детей; разбирая поступки литератур­ных героев, анализируют свои дейст­вия и находят выход из конфликтных ситуаций.

Постепенно дети начали чувствовать себя более уверенно, потому что понимали, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей.

Развивая эмоционально-нравствен­ную сферу детей, мы использовали комплекс психогимнастических игр и упражнений, подбор которых осущест­влялся эмпирическим путем и базиро­вался на многолетнем опыте работы с детьми. Очередность введения игр оп­ределялась принципами постепенности и последовательности принятия ребен­ком норм бесконфликтного общения.

Игры и упражнения

1. «Назови себя». Цель. Учить пред­ставлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или , как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2. «Позови ласково». Цель. Воспи­тывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по же­ланию), ласково назвав его по имени.

3. «Волшебный стул». Цель. Воспи­тывать умение быть ласковым, акти­визировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Мож­но погладить сидящего, обнять, поце­ловать.

4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосно­вений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определен­ный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жиз­ни. Ход. Дети выбирают, какую иг­рушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребенок стано­вится «именинником»; остальные, «дарят» ему подарки, передавая дви­жениями и мимикой свое отношение к «имениннику».

8. «Скульптор». Цель. Учить догова­риваться и взаимодействовать в груп­пе сверстников. Ход. Один ребенок — скульптор, трое—пятеро детей — глина. Скульптор «лепит» компози­цию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают назва­ние «композиции».

9. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают пред­ставить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок рас­пускается. Затем каждый ребенок рас­сказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

10. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с дру­гом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объяс­няя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и уст­раивают хоровод цветов.

11. «Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным со­стоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5—8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, расска­зывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

12. «Солнечный зайчик». Цель. Про­должать воспитывать дружелюбное от­ношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика»: За­тем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает пере­дать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к вос­питателю, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» вы­пускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.

13. «Пирамида любви». Цель. Воспи­тывать уважительное, заботливое отно­шение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель гово­рит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чув­ствуете тепло рук? Вам приятно это со­стояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, по­тому что мы любимы и любим сами».

14. «Волшебники». Цель. Продол­жать воспитывать дружелюбное отно­шение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям пред­лагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои жела­ния и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алеше — ловкости и т. п.


Опыт показал, что сначала дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, робки, неуверенны, не могли обратиться друг к другу, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло им выполнять задачи типа «Постройте вместе гараж и постарай­тесь так вывести из него свои маши­ны, чтобы не было столкновений». Уже через полгода дети научились быстро выполнять аналогичные зада­ния, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными и внимательными друг к другу. Однако, помимо названных позитивных сдви­гов в поведении детей, наблюдалась и некоторая несогласованность их пове­денческих реакций. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недо­статочно. Так появилась мини-про­грамма «Введение в мир общения». Ее задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаи­мопомощи и любви, дать элементар­ные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуа­ции, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выра­жать свои суждения и мнения.

Далее приводится краткое описание программы.

Введение. 1. Понятие «общение». 2. Зачем люди общаются. 3. Цели и средства общения (словесные и не­словесные).

Тема 1. Я и мое имя. Кто я. Как меня зовут. Что означает мое имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Игра «Давайте познакомимся» или «Назови себя». Представление себя в образе сказочного героя.

Тема 2. Моя семья. У меня своя история. Моя семья. Понятие родо­словной. Мои предки. Рисование «Древо рода моего». Составление рас­сказов «Портрет моей семьи». Этикет общения в семье. Семейные традиции. Рисование «Наша дружная семья».

Тема 3. Группа детского сада — новая семья. Детский сад — Дом радостных встреч. Группа — моя новая семья. Эмблема группы. Тради­ции группы. Правила общения в группе со сверстниками и взрослыми. Игра «Волшебный цветок». Коллек­тивное рисование «Наша группа». Составление рассказов «Наша жизнь в детском саду». Игра «Составление букета». Межличностное общение. Разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 4. Мы узнаем мир по именам. Имена вещей. Слова-названия пред­метов окружающего мира. Игра «Кто там? Что там?» Составление рассказов «Моя любимая игрушка». Игры: «Слу­шай, как звучит слово» (тихо, громко, коротко, длинно); «Узнай предмет по описанию».

Тема 5. Словесные формы общения. Диалогическая и монологическая формы речи. Чем отличается монолог от диалога. Правила «красивой речи». Учимся говорить красиво (внятно, понятно, четко, последовательно, не торопясь). Пересказ знакомой сказки (в лицах). Формирование регулирую­щей функции речи: «Послушай—по­думай—скажи». Составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебни­ком...» Правила ведения диалога со взрослыми и сверстниками (понимать вопросы собеседника и соотносить с ними свои ответы). Игра «Слуша­тель — рассказчик». Работа в парах по составлению рассказов по серии сюжетных картин.

Тема 6. Движения и жесты в общении. Выразительные движения и жесты — помощники общения. Взаи­мосвязь словесных и несловесных форм общения. Уместность использо­вания движений и жестов при обще­нии. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали — покажем». Жест и его значение. Многозначность жеста. Игра «Отгадай, кого изобра­жаю». Сравнение словесных и пласти­ческих способов общения. Игровое упражнение «В мире животных и птиц» (звукоподражание и пластическая имитация повадок животных и птиц).

Тема 7. Мимика и ее роль в об­щении. Что такое мимика. Театраль­ные маски как символическое изо­бражение мимики. Изучение эмоций и чувств своих и окружающих. Игра «Определи эмоции» (по схемам). Изучение мимики своего лица — работа с зеркалом. Описание соб­ственного чувственного состояния. Игра «Барометр настроения». Сим­волическое изображение различных настроений детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом), сравнениями (надул­ся, как пузырь).

Тема 8. Роль интонации в общении.

Интонация как средство выразитель­ности речи. Роль интонации в обще­нии. Игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев». Драмати­зация знакомой сказки с интонацион­ной передачей особенностей и эмоци­онального состояния героев. Игра «Расскажи стихотворение по схеме». Изменение интонации речи в зависи­мости от цели беседы. Игра «Произ­неси фразу с определенной интона­цией».

Тема 9. Рисование как своеобразная графическая речь. Общение с помо­щью знаков, символов, рисунков. «За­пись» слов и высказываний с помо­щью рисунков. Игровое упражнение «Письмо заболевшему другу». Исполь­зование символических изображений для обозначения чувств и настроений. Рисование «Портрет нашей группы». Составление рассказов по книжкам «Сказки в картинках». «Чтение» сти­хов и сказок, записанных с помощью символов и схем.

Тема 10. Школа вежливости. Усвое­ние формул речевого этикета в раз­личных ситуациях (знакомство, про­щание, благодарность). Разбор ситуа­ций «Правильно ли мы общаемся в детском саду, на дне рождения у друга». Игра «Волшебные слова». Об­суждение поступков сверстников на примере литературных героев. Состав­ление рассказов «Мой самый вежли­вый поступок».

Наша программа прошла апроба­цию в старшей группе детского сада № 225 Барнаула (заведующая В. М. Шаромова, методисты Т. В. Корнилович и Е. В. Михайлик, психолог Н. В. Колпакова, воспитатели Н. Н. Савкина и О. В. Супрунова; боль­шую помощь в организации работы оказали Л. В. Беляева, сотрудник Института усовершенствования учи­телей, и А. Н. Шадрин, зав. отделом психодиагностики Городского психо­лого-педагогического центра). В ре­зультате было отмечено, что отно­шения детей в группе улучшились, дети стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения.

Подводя предварительные итоги нашего опыта по развитию эмоци­онально-нравственной сферы детей и навыков общения, мы хотим подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти каче­ства у детей необходимо именно в дошкольные годы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Платонова Ольга Федоровна

Дата: 18.12.2022

Номер свидетельства: 620778


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства