Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью
Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью
В данной статье описывается опыт работы по развитию чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с дымковской росписью. Целью данного ислледования являлось изучить возможности развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью»
Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью
Тема выбрана не случайно т.к. заинтересовал вопрос развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста. Цвет помогает выявить основные средства предметов, дает возможность каждому проявить свою индивидуальность. Цвет является одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции.
Следует подчеркнуть силу эстетического и эмоционального воздействия, красоту окружающего мира.
Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к национальному наследию и отечественной истории.
Таким образом, изучение данного вопроса требует необходимости развития и дальнейшего изучения данной проблемы.
Цель данного исследования – изучить возможности развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании.
Развитие чувства цвета будет успешным при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с дымковской росписью, при условиях:
- заинтересованности декоративным искусством;
- разработки педагогической программы ознакомление детей с дымковской игрушкой с поэтапным усложнением;
- использования комплексных методов и приемов развития чувства цвета.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития чувства цвета у детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать методическую литературу по методике ознакомления с народным прикладным искусством.
3. Провести ознакомление детей среднего дошкольного возраста с народным прикладным искусством.
4. Выявить диагностику уровня чувства цвета у детей (констатирующий эксперимент).
5. Продумать и провести работу по развитию чувства цвета через ознакомление с дымковской росписью.
6. Определить эффективность проделанной работы по развитию чувства цвета у детей (контрольный эксперимент).
Для реализации данных задач был разработан перспективный план работы.
Для развития цветовосприятия, была проведена серия занятий по ознакомлению с дымковской росписью («Украсим узором салфеточки для чашек», «Укрась узорами юбку дымковской барышни», «Роспись фартука дымковской росписью», «Укрась узорами кокошник для барышни», «Роспись дымковских коней», «Роспись дымковской игрушки», «Петушок – красный гребешок»). Серия занятий строилась с учетом принципа постепенности – от простого к сложному.
В процессе проведения занятий использовались такие методы, как:
- метод наблюдения;
- метод прорисовывания элементов рисования сухой кистью перед началом работы;
- вопросы к детям;
- показ выполнения работы воспитателем;
- художественное слово;
- индивидуальная работа.
Также в работе с детьми были использованы различные формы организации по подготовке к занятиям по декоративному рисованию. Занятия по ручному труду, дети учились навыкам оформительской деятельности и воспитанию эстетического вкуса. Проводились экскурсии в природу, где дети учились замечать красоту природы. Все полученные знания, умении и навыки применялись в других видах деятельности аппликация, лепка, ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, чтение художественной литературы. В свободное время дети рассматривали предметы народно-прикладного промысла, книги, иллюстрированный материал, составляли узоры, рисовали.
Все формы и виды работы опирались друг на друга, что способствовало развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений и цветовосприятия.
В работе с родителями наиболее доступной формой работы является консультации, беседы. Родители стали чаще интересоваться жизнью, поведением и успехами своих детей, оказывать свою помощь.
Работа по созданию предметно-развивающей среде в группе проводилась в соответствии с требованиями приоритетной деятельности нашего дошкольного учреждения. Были разработаны д/и: «Народные промыслы», «Сложи узор», «Волшебный домик». Внесены различные виды изобразительных и художественных материалов (трафареты, печатки, бумага различных цветов и размеров и т.д.). Пополнен материал по ознакомлению с художественными промыслами (иллюстрации, фото, наборы открыток, предметы декоративного творчества и т.д.).
Заключительным этапом работы был контрольный эксперимент. Из результата диагностики данного эксперимента видно, что уровень развития детей повысился.
Дети самостоятельно научились выбирать цвета краски присущий дымковской росписи. У детей повысился интерес к дымковской игрушке, знают ее особенности. Дети знают цвета дымковской росписи. Во время занятий выражают свои радостные эмоции.
В конце работы дети были довольны результатом своей деятельности. Также делали высказывания по поводу работ товарищей, оценивали их деятельность. Родители стали проявлять интерес к деятельности своих детей.
Изучив теоретические исследования по проблеме развития чувства цвета, у детей среднего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью сказать, что гипотеза подтвердилась, что условия:
- заинтересованность детей декоративным искусством
- разработка педагогической программы, с поэтапным усложнением
- использование комплексных методов и приемов развития чувства цвета
Являются эффективным средством для развития цветовосприятия. Была выявлена динамика в развитии чувства цвета у детей. Использование дымковской народной игрушки дает возможности решать задачи художественного развития и воспитания детей; постепенное знакомство с промыслом, планомерное, целенаправленное обучение росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному творчеству.