"Разработка плана работы по психолого-педагогическому просвещению родителей"
"Разработка плана работы по психолого-педагогическому просвещению родителей"
Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Разработка плана работы по психолого-педагогическому просвещению родителей"»
РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ
(с методическими разъяснениями)
Пояснительная записка
Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В современном обществе школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родительской общественностью. Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.
В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы; родительские конференции, посвященные обмену опытом семейного воспитания. Вместе с тем в последние годы появляются и новые формы: организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и другие. Меняется и тематика педагогического просвещения.
Качество педагогического просвещения родителей повышается в зависимости от актуальности выбранных тем, уровня организации и ведения занятий (приглашение на занятия родительского лектория авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, деятелей искусства и науки), использования технического оснащения. Предлагаем примерную, наиболее актуальную тематику для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.
I. Приоритет семьи в воспитании ребенка
1. Семья и ее роль в воспитании детей.
Воспитательный потенциал семьи. Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье. Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях. Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания. Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства. Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления. Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье. Диалог в семейном общении. Принципы творческой педагогики в семье.
2. Уклад жизни в семье.
Современная семья: возможности и проблемы ее уклада. Необходимость семейных традиций в жизни ребенка. Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях. Место традиций в современном семейном укладе. Этика и эстетика семейного быта. Возможности воспитания трудом в современной семье. Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение. Искусство создания детского праздника. Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка. О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье. Традиция семейного чтения.
II. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка
Школа как открытая социально-педагогическая система. Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации). Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты). Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка. Модель работы социального педагога с семьей. Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.
III. Здоровый ребенок - здоровое общество
Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь. Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
IV. Особенности детской и подростковой психологии
Что такое личность? Иерархическое строение личности. Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию. О развитии самосознания у детей и подростков. Нравственные чувства человека и особенности их формирования. Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности. Нравственный облик и поведение человека. Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки. Педагогическая запущенность подростка, ее причины. Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей
за воспитание детей.
Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования. Правовая и экономическая защита личности ребенка. Проблема воспитания правовой культуры у детей.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Формы работы с родителями
педагогический просвещение семья воспитательный
Повышение роли воспитательной функции школы обуславливает необходимость совершенствования форм, способов взаимодействия учителя начальных классов и родителей. Школа накопила огромное количество форм работы с семьей, приобщения родителей к соучастию в творческом построении взаимоотношения "учитель - родители - дети", например такие коллективные формы, как родительское собрание, конференция, диспут, день открытых дверей и др.; индивидуальные - беседа, консультация, письменное поручение, посещение семьи, телефонный разговор.
Некоторые учителя могут возразить: "Так это все известно! Что нового посоветуете?" И это правильно. Однако, важно не забывать, что любое реформирование, в том числе и отношений "учитель - родители", проходит ряд этапов, на каждом из которых по крупицам собирается, актуализируется что-то новое, которое, как правило, "возникает" на основе известного ("старого") - таков закон диалектики. Поэтому не следует категорически отказываться от тех форм работы с родителями, которые стали традиционными. Безусловно, их надо совершенствовать, сделать более действенными, привлекательными, целесообразными, продуктивными.
Педагогам также важно, независимо от того, какую из форм взаимодействия с родителями они выбрали, соблюдать определенные правила его построения: основываться на позитивном стиле общения; не создавать "союз сильных" против детей; вырабатывать единые подходы к организации, оценке жизнедеятельности ребенка, которая должна быть на радость детям и взрослым; выявлять и анализировать причины деформирования воспитательных семейных отношений, отклонений в поведении ребенка.
Какая бы из форм работы с родителями ни выбиралась учителем, содержание ее должно стимулировать их приход в школу, заинтересовывать (например, "Как я могу пропустить лекцию, в которой речь будет о "похитителях" здоровья ребенка?" и т.п.). Это особенно важно в отношении тех родителей, чьи дети плохо учатся, нарушают правила поведения. К таким отцам и матерям следует относиться очень тактично, уделять подчас им больше внимания, чем остальным. Известно, что многие родители обходят школу стороной, так как боятся оказаться в неловком положении. Они, как правило, пытаются справиться со своими проблемами самостоятельно, и их решение затягивается на длительное время - не хватает знаний, опыта, сил. Дети же из таких семей постоянно испытывают тревогу за свои социальные и индивидуальные достижения, их не радует посещение родителями школы.
Так постепенно рождается дефицит общения, дискомфорт в отношениях "учитель - родители - дети"; социально ответственные взрослые и дети уединяются, устраняются, избегают друг друга. От этого больше всех страдает ребенок, потому что он беспомощен.
В настоящее время используются всевозможные формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Например: информационные стенды, посещение семей, родительские собрания, беседы и консультации, конференции родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр и др..
Стоит коснуться некоторых форм более подробно.
Посещение семей
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
Определение уровня педагогической культуры родителей.
Выявление трудностей, испытываемых родителями.
Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.
Профессиональный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи младшего школьника выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития учебной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня младшего школьника», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности младшего школьника».
Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений социальный педагог может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания. Также во время посещений на дому социальный педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.
Информационные стенды
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им учебно-воспитательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь класса - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в школе и семье.
В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в школе. Под общим заголовком, к примеру, «Чем занимались ваши дети сегодня», помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.
Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В первом классе материалы стенда можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в школе в первом классе», «Совместная подготовка детей к школе в семье» и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу» и т.п., а так же они посвящаются определенным темам, например: «Любовь, дружба, взаимное уважение - основа нормального развития детей» (для многодетных семей), «Воспитание трудолюбия в семье», «Я сам», «Мир вокруг нас» и т.д.
На выставках используются различные материалы. Например, на выставке по теме «Радость творчества» можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивка, макраме и т.д., Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): «Мы трудимся, стараемся», «Красота и дети», «Мы и природа».
Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики. При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть младшие школьники.
Родители проявляют большой интерес к тому, как учатся дети в школе, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какой урок они будут смотреть, их цель, необходимость проведения.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий. Данная форма работы хорошо известна, широко применяемая. Тем не менее, как показывает наблюдение, многие педагоги упускают ряд моментов в проведении «Дня открытых дверей», что уменьшает его эффективность. Это прежде всего красочное приглашение, в котором целесообразно написать программу дня (открытые уроки, выставка творческих работ, совместные коллективные творческие дела и т.п.) с указанием времени каждого из этапов праздника, которые впоследствии следует строго соблюдать. Важно также написать в приглашении фразу: «Приходите в любое время». Это дает возможность каждой семье выбрать то время дня, в которое есть возможность и желание присутствовать, не смущаться при опоздании и т.п.
Одна из важных задач «Открытых дверей» - создать у детей и родителей праздничное настроение (по поводу начала нового учебного года, его окончания; по поводу того, что все, как дети, так и социально ответственные взрослые, поднялись в жизни на какую-то ступеньку выше благодаря совместным усилиям в полезной деятельности и др.).
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.
В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.
В папке-передвижке на тему «Совместная работа школы и семьи по физическому воспитанию» можно подобрать следующее:
текстовый материал о значении физического воспитания детей младшего школьного возраста;
консультация для родителей на определенную тему;
рекомендуемые упражнения для детей младшего школьного возраста;
планы-конспекты физкультурных занятий;
рекомендации, советы по организации физической деятельности в семье;
фотоматериал, отражающий занятия физическими упражнениями в школе;
газетные и журнальные статьи.
О папках-передвижках следует упоминать на родительских собраниях, рекомендовать ознакомиться с папками, давать их для ознакомления на дом. Когда родители возвращают папки, учителям или социальным педагогам желательно провести беседу о прочитанном, выслушать вопросы и предложения.
Сочетание всех форм способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как педагога, так и родителей.
Следует отметить, что в последнее время снизилось качество проведения родительских собраний. Их традиционная структура (знакомство с отметками, организационные вопросы, общая констатация состояния дел в классе и др.) не соответствует требованиям времени, а особенно не позволяет успешно решать проблему сотрудничества родителей и учителя.
Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад учителя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний. Но все-таки, многие образовательные учреждения используют новаторские формы проведения.
Для совершенствования проведения мероприятия необходима организация семинаров-практикумов, на которых стоит рассматривать вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей. Также можно провести обсуждение рекомендаций, которые даются по этим вопросам в пособиях, определить общие требования к подготовке и проведению собрания.
Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать классные руководители других классов. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется вопросник для родителей, памятка. Объявить о собрании следует заранее - за одну две недели до его проведения.
На доске информации помещается материал примерно по таким рубрикам:
«Наши успехи»: выполнение программы по какому-либо виду воспитания (зависит от темы собрания), уровень знаний у детей.
«Наши задачи»: задачи, которые предстоит решить вместе с родителями.
«Консультации»: краткое изложение темы собрания, ее значение в воспитании детей.
«Литература по теме проведения мероприятия»: список литературы с краткими аннотациями.
«Детская художественная литература»: список литературы с аннотациями и рекомендациями к ее использованию в том или ином аспекте воспитательной деятельности (трудовое, эстетическое, физическое и т.п.).
«Наши проблемы» (в зависимости от тематики собрания).
Помимо подобной информационной доски можно оформить ширму-складку, выставку литературы для родителей. Активное собрание родителей предусматривает собой показ занятий-бесед, затем обсуждение увиденного, раздача памяток по теме собрания.
Организуя родительские собрания по такой схеме можно за короткое время добиться результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, более активными в его работе. Такая форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада, когда в свободной беседе обсуждаются педагогические проблемы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.
Деловые игры
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования
Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.
Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать учителя, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Встречи за круглым столом
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, учителя, социальный педагог, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Раскрыв богатый арсенал форм педагогического просвещения родителей младших школьников, необходимо проанализировать, насколько они эффективны в реальной практике.
Психолого – педагогическое просвещение родителей
2016-2017 учебный год
Цель: повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей.
Октябрь, ноябрь, март, апрель – (информационно-просветительские) тематические родительские собрания
Особенности детской и подростковой психологии.
Октябрь
1 классы
Проблемы адаптации учащихся 1-х классов в системе новых требований и норм.
Влияние родителей на устойчивую позитивную мотивацию и успешность обучения ребёнка в школе.
2 классы
Психолого-возрастные особенности младших школьников. Режим дня и его влияние на качество обучения.
3 классы
Младший школьный возраст и его особенности. Значение друзей, дружбы в жизни ребенка младшего школьного возраста.
4 классы
Учёт особенностей психофизического развития младших школьников в воспитании.
5 классы
Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи. Роль семьи и школы в адаптации учащихся при переходе на новую ступень обучения.
6 классы
Психологические и возрастные особенности подростка. Проблемы подросткового возраста. Влияние семьи на особенности социализации школьника-подростка.
7 классы
Формирование системы ценностей в подростковом возрасте. Негативные тенденции и противоречия в формировании ценностных ориентаций подростков.
8 классы
Основные причины конфликтов между подростками. Предупреждение и преодоление конфликтов.
9 классы
Психологические основы подготовки выпускников основной школы к государственной итоговой аттестации. Создание в семье благоприятных условий для подготовки выпускников к экзаменам.
10 класс
Особенности старшего школьного возраста. Психологические основы подготовки выпускников школы к государственной итоговой аттестации.
11 классы
Мотивация профессионального и жизненного самоопределения старшеклассников-выпускников как механизм стимулирования успешной сдачи ЕГЭ. Создание в семье благоприятных условий для подготовки выпускников к государственной аттестации.
Правовая культура.
Ноябрь
1 классы
Права и обязанности участников образовательного процесса. Ответственность родителей за воспитание детей. Защита прав и достоинств ребёнка в условиях семьи.
2 классы
Влияние семьи на формирование толерантных качеств личности.
3 классы
Профилактика правонарушений среди младших школьников. Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки.
4 классы
Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за обучение и воспитание детей.
5 классы
Когда можно и нужно звонить в полицию? За что ребенка могут поставить на учёт в КДНиЗП?
6 классы
Профилактика противоправного поведения учащихся. Ответственность родителей за правонарушения, совершённые детьми.
7 классы
Ответственность несовершеннолетних за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.
8 классы
Воспитание в семье уважения к закону. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних за противоправные действия.
9 классы
Законы Российской Федерации, ХМАО-Югры и ответственность подростков за их нарушение.
Правонарушения подростков и их возможные последствия.
10 класс
Путь к согласию, или как научиться разрешать конфликты.
11 классы
Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги.
Семья и школа – партнёры в обучении и воспитании ребёнка.
Март
1 классы
Влияние родителей на мотивацию учения ребенка. Практические рекомендации по оказанию помощи ребенку в учебе.
2 классы
Воспитание ответственного отношения к учёбе. Как воспитать самостоятельного ребенка?
3 классы
Как развить у ребенка желание читать? Копилка полезных советов.
4 классы
Свободное время – для души и с пользой.
5 классы
Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника.
6 классы
Ребёнок и взрослый: как научиться разрешать конфликты с пользой для обеих сторон.
7 классы
Ребенок в среде сверстников. Уроки этики поведения для детей и родителей.
8 классы
Проектная деятельность как средство интеллектуального развития ребенка.
9 классы
Как подготовить ребенка к будущим экзаменам? Тактика поведения в стрессовой ситуации.
10 класс
Роль семьи на этапе профессионального самоопределения старшего школьника. Современный рынок труда и его требования к выпускнику образовательного учреждения.
11 классы
Формирование у ребенка ценностного отношения к собственной жизни и потребности в её проектировании и реализации.
Здоровый ребёнок – здоровое общество.
Апрель
1 классы
Безопасность детей в школе и на улице. Причины детского дорожно-транспортного травматизма. Ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения.
2 классы
Воспитание потребности безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Правила поведения на остановке маршрутного транспорта и в транспорте.
3 классы
Создание атмосферы эмоциональной защищенности в семье. Активные формы совместного отдыха родителей и детей.
4 классы
Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни. Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
5 классы
Вредные привычки, их пагубное влияние на здоровье, способы противостояния принуждению. Роль родителей в предупреждении вредных привычек ребенка.
6 классы
Компьютер: вред или польза? Компьютерные игры: забава или проблема? Негативные последствия увлечения компьютерными играми.
7 классы
Психологическое здоровье. Качества, необходимые для адекватного переживания стрессов. Способы конструктивного выхода из стрессовых (экстремальных) ситуаций.
8 классы
Роль родителей в профилактике вредных привычек у детей. Профилактика употребления ПАВ.
9 классы
Подростки в информационном мире. Интернет – виртуальная территория свободы или опасность, прямая угроза физическому и психическому здоровью?
10-11 классы
Медиабезопасность. Основные правила работы в интернете для старшеклассников и их родителей.
Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?
Поскольку родители являются социальными заказчиками, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в саду и в своих группах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в группе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении дошкольной жизнью.
Одной из форм участия родителей является деятельность родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете, Устава. Выборы родительского комитета осуществляются общим голосованием родителей группы. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в группе мероприятий учебного и внеурочного плана. Заседания родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет группы привлекает родителей к организации и проведению досуговых мероприятий в группе. Родители-профессионалы могут организовать в группе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.
Родителей можно привлекать к проведению разовых информационных часов. Эти часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеурочных мероприятий в группе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Все зависит от того, насколько воспитатель сумел привлечь родителей к сотрудничеству. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении экскурсий. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением детей и делятся впечатлениями на родительском собрании. Иногда мнение, высказанное родителями группы, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение воспитателя.
Привлекая родителей к участию в воспитательной и образовательной работе в группе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения воспитанников группы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни детского коллектива.
Список литературы:
Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.
Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.
Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.
Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227599-razrabotka-plana-raboty-po-psihologo--pedago