"Растим маленьких гениев посредством использования сказок в экспериментальной деятельности"
"Растим маленьких гениев посредством использования сказок в экспериментальной деятельности"
Дети любого возраста обожают экспериментальную деятельность, а что если добавить немного наших любимых сказок? То получится волшебное и полезное сочетание, которое увлекает не только детей, но и родителей!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Растим маленьких гениев посредством использования сказок в экспериментальной деятельности"»
Родительское собрание
Тема: Растим маленьких гениев через опытно - экспериментальную деятельность с использованием сказок.
Цель: развитие познавательной, опытно – экспериментальной деятельности детей средствами сказок.
Задачи:
Развивающие: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, развивать речь.
Образовательные: познакомить детей со свойствами воды, бумаги, воздуха, пластилина, пузырьков газа.
Воспитательные: воспитывать интерес к придумыванию и составлению своих сказок, переделок.
Воспитывать интерес к наблюдательности, любознательности.
Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, экспериментальной активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное экспериментально- творческое отношение к миру.
Дошкольники прирожденные исследователи, экспериментаторы, сказочники. Эта особенность заложена от природы. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к экспериментам, желанию самостоятельно находить решение проблемной ситуации. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делится своими впечатлениями , принимает участие в разговоре.
Экспериментально-исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а активно помогать.
Всем известно, что важным критерием в подготовки к школе ребенка является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Таким образом, в дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Отличительной особенностью моего собрания является то, что все идеи экспериментов берутся по мотивом сказок, либо сказок переделок. Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Проводя эксперименты с этими сказочными предметами, мы тренируем интеллект ребенка, так как его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.
Ожидаемые результаты.
Дети:
проявляют устойчивый интерес познавательный интерес к экспериментированию, составлению интересного сюжета сказки. Учатся выдвигать гипотезы, предложения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательством.
Проявляют свою инициативу и творчество, в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности, делают выводы. Развивают речь и словарный запас благодаря прочтению сказок.
Родители:
получили новые знания, расширили возможности сотрудничества с детьми.
Ход собрания
Тема нашего собрания «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей с использованием сказок».
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
(Конфуций)
Такое выражения отлично подходит к теме нашего собрания.
Дети любого возраста обожают экспериментальную деятельность, а что если добавить немного наших любимых сказок? То получится волшебное и полезное сочетание, которое увлекает не только детей, но и родителей!
Еще одна немаловажная особенность сказки и экспериментирования — это способность объединять все сущее (живой и неживой мир, землю, воду, небо, их обитателей, общество в целом и временное пространство — прошлое, настоящее и будущее). Это позволяет ребенку увидеть мир объемно и многомерно, а это как нельзя лучше соответствует детской психике.
Сказка способна с помощью малого представлять большое, в крошечном сюжете отобразить огромную проблему, с помощью одного персонажа — изобразить силу зла или добродетель и непрекращающуюся борьбу этих сторон. Это очень важно на начальном этапе становления психики ребенка.
И так уважаемые родители начнем!
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на собрание, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые родители, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам.
Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)
Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?
Давайте ласково обратимся к нему:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок»(педагог открывает)
-Здесь живет сказка!
-Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где все интересно.
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Что за девушка такая? Платье — бархат и парча. И корона золотая, Нежность шеи и плеча. Только плачет все девица, Не смеется, не поет, Ничему не удивится, Безутешно слезы льет. Нет у девушки изъяна Все же плачет … .
-Вы узнали героя этой сказки?
-Это «Царевна Несмеяна»
(Показ из сундучка атрибут Несмеяны платок и ее портреты»
-Жила-была Царевна Несмеяна. Была она очень грустной и постоянно плакала. Однажды ее Отец Царь издал указ: тому, кто развеселит Царевну обещаю мешок золотых монет!!!
Пробовали многие ее развеселить и удивить, но не у кого это не выходило. Ничем не удивить и не развеселить Несмеяну!
Я предлагаю вам коллеги попробовать удивить и развеселить нашу Царевну!
(Заранее пишу письмо Царевне!!!)
Здравствуй дорогая Царевна пишет тебе письмо педагог дополнительного образования …!
Приглашаю тебя вместе с нашими родителями прогуляться к волшебному озеру!!! Обещаю мы тебя удивим и развеселим!!!
Царевне стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Несмеяна отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, но ничего не веселило. Несмеяна собирала цветы, шагала грустная к нам на встречу вдруг она увидела, что неподалеку течет молочная река, в кисельных берегах. Она подошла поближе и увидела, что река была сказочно- разноцветной. Давайте вместе с Несмеяной полюбуемся этой волшебной красотой. Именно такое сказочное молочное озерцо можно создать прямо в тарелке.
Налейте молоко. Добавьте него несколько капель пищевого красителя разных цветов, Старайтесь это делать аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь Мы заставим молоко двигаться с помощью обычного средства. Возьмите ватную палочку, окуните её в средство прикоснитесь ей в цветные капельки.
-Чудо произошло, молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваются.
-Давайте попробуем объяснить, почему это происходит? (моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. А красители делают чудо красочнее).
- Несмеяна увидела озеро, в этом озере красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка.
Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки! А почему они распускаются? Потому что простая улыбка Царевны провоцировала цветение благоухающих садов!
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением. Опыт №2.
Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тарелочка с водой.
Перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее)
Несмеяна полюбовалась, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Царевна спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Несмеяне понять - как идет дождь?
Опыт № 3 «Дождевые облака»
Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.
В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)
Педагог: - Дождик закончился. Выглянуло солнышко.
А что после грозы появляется??? Правильно радуга! Опыт 4.
Предлагаю вам взять бумажное полотенце сложить его вдвое и черным маркером нарисуем 7 дуг радуги!
А с другой стороны, уже цветную радугу!
Складываем, опускаем наше полотенце в воду, и вот наша радуга появилась!!!
Как же это произошло?
Бумага намокает и проявляет цвет!!!
Наша Царевна улыбается!!!
Но у нее к нам вопрос, а что это за круги на воде рядом с кувшинками? Кто-то выныривает и исчезает?
Правильно это рыбки!!!
Опыт5
Уважаемые родители, перед вами стакан, минеральная вода и пластилин.
Нальем половину стакана минеральной воды с газом, далее катаем небольшие шарики пластилина и бросаем их в стакан.
Что же происходит?
Наш пластилин поднимается вверх и снова падает на дно!
А почему это происходит?
Пузырьки воздуха прилипают к пластилину и делают его легче, поэтому он всплывает. Значит воздух легче воды!
Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Несмеяна обязательно покажет и расскажет об этом всему своему Царству!
Мы чудесно погуляли
Много нового узнали
Но прощаться нам
С Несмеяной пора
Скажем ей,
До свидания!
Ну что, родители, наша Царевна счастлива! И с улыбкой возвращается к Царю батюшке!
А Царь в свою очередь слово сдержал и передал нам мешочек золотых монет!
Рефлексия
Наша работа на сегодня закончена. Нам удалось найти ответы на вопросы. Многое увидели и узнали.
Сейчас я предлагаю с помощью разного цвета монет выразить свое впечатление от мероприятия на чудо сундучке.
Золотая монета – полученная информация полезна для меня.
Серебреная монета- полученная информация не полезна, ничего нового не узнала.
Хочется завершить наше собрание со словами К. А. Тимирязива.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном уровне, в сравнение с теми, кто такой школы не прошел».