Просмотр содержимого документа
«Рассматривание отдельного изделия декоративно-прикладного искусства «Хохлома»»
Рассматривание отдельного изделия декоративно-прикладного искусства
«Хохлома»
Цель- Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.
Задачи-
Образовательные- познакомить с возникновением хохломского промысла
-Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
Развивающая- Развивать интерес к изучению народных промыслов
Воспитательная- Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.
Ход:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Подскажите, пожалуйста, какое у нас сейчас время года? От теплого весеннего солнца у всех людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу улыбки.
Ребята, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей).
А кто знает название столицы нашей родины? (ответы детей)
А в каком городе мы с вами живем? (ответы детей)
Беседа «История Хохломы»
Слайд № 1
Воспитатель: Раньше давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими ремёслами, которые изготовляли мастера, причем каждый мастер делал всё сам – от начала и до конца. Да, наша страна красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история.
У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (предположения детей)
Слайд№ 2
Традиция – слово не русское, оно переводиться с латинского как слово «передача», то есть традиция это то, что передается от одного человека к другому. Есть традиции, которые возникли давным-давно и сохранились до наших дней.
Так дошли до наших дней изделия сделанные руками русских мастеров. Это такие изделия, как игрушки и посуда. Вот посмотрите, у нас на столе представлена посуда. Посмотрите на неё, какая она яркая, нарядная. Это хохлома. Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищение – ОХ! И восторженное АХ! А как же все начиналось?
Слайд № 3
Сказ о "Хохломе"
Начинается сказ не про нас, не про вас, а про чудесный рисунок хохломы.
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Слайд № 4
В окрестностях города Нижний Новгород, находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарку для продажи. Потому и называется посуда хохломской.
Слайд № 5
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Дети хором: Хохлома.
Физкультминутка.
На столе хохломской самовар,
(«надуть» живот, одна рука на поясе) .
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки,
(кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки,
(потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос,
(взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) .
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.
Слайд № 6
В чем же секрет красочной хохломы? Как ее рисуют? Оказывается это совсем не просто.
Алгоритм изготовления хохломских изделий:
Вытачивание изделий на станке. Слайд № 7
Покрывают тонким слоем глины.
Протирают наждачной бумагой.
Покрывают специальным составом для деревянных поверхностей (олифят).
Лудят – покрывают алюминиевым порошком. Слайд № 8
Мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Слайд № 9
Покрывают изделие специальным лаком. Под воздействием температуры лак желтеет, тогда и появляется этот восхитительный блеск. Слайд № 10, 11.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое, давайте внимательно ее рассмотрим. Слайд № 12,13, 14, 15.
Основной рисунок – ягоды, листья, цветы и, главное, трава
Слайд № 16, 17
Другой традиционный узор получил название «Кудрины» (от слова Кудри» - вьющиеся волосы).
Слайд № 18,19
Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему говорят «золотая Хохлома»?
«Травка» - черно-красная трава по золотистому фону - считается классической для хохломского художника.
А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.) А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения Жар птиц, рыбок. Слайд № 20
Игра «Положи слово в шкатулочку»
Вопрос: Посуда какая? (красивая, нарядная, золотая, сказочная, восхитительная, удивительная, яркая, радует глаз, узорчатая, праздничная, замечательная, служит для красоты) .
Ребята, какое настроение у вас вызывает, когда вы смотрите на эту хохломскую посуду? (радостное, веселое от яркости и нарядности) Ребята,
Какие цвета для узоров выбираю мастера? (золотой, черный, красный)
Ребята, какими узорами украшают мастера свою посуду? (веточки, цветочки, кустики). Дети рассматривают узоры на посуде
В современном мире люди используют хохломскую роспись для украшения различных изделий. Слайд № 21
Далее, предложить детям высказать свои впечатления от увиденного.
Исследовательская деятельность.
Предложить детям взять любое из понравившихся изделий и внимательно рассмотреть.
Вопросы:
Как называется предмет?
Из какого материала сделан предмет?
А какие узоры нарисованы на предмете?
Как вы думаете, для чего применяется этот предмет?
Игра «Укрась посуду»
На шаблон посуды дети выкладывают элементы хохломской росписи, украшают.
Воспитатель подводит итог:
Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
Напомните мне, как же она называется?
А какого цвета ваша посуда?
Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?
Молодцы! Много интересного сегодня узнали? (ответы детей)
Перспективный план педагогической работы по ознакомлению детей с конкретным народным промыслом
Тема
Виды занятий
Вид деятельности детей
Задачи и методы руководства.
Октябрь
Дымковская игрушка. «Узор в полосе»
Рассказ об истории промысла.
Рисование кистью, квачом.
Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства — дымковской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения. Учить составлять узор в полосе, украшая его кругами одного цвета; рисовать круги безотрывными движениями руки всем ворсом кисти, ставить квачом черные точки; выбирать цвет. Развивать самостоятельность, аккуратность.
Ноябрь
«Дымковская игрушка»
Рисование тычком, ватными палочками, пальчиками.
Рисование элементов росписи.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.
Декабрь
«Барышни-франтихи».
Рисование и конструирование
Расписывание дымковских изделий.
Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полу объёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус.