расширение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта через реализацию модели инклюзивного образования
Расширение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта через реализацию модели инклюзивного образования
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем - ранней социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы по внедрению модели инклюзивного образования в условиях ДОУ. В статье раскрывается основное содержание и методика внедрения детей с нарушением интеллекта в общеобразовательные группы детского сада, что поможет педагогическим работникам в организации деятельности детей разных категорий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«расширение социального опыта дошкольников с нарушением интеллекта через реализацию модели инклюзивного образования »
Расширение социального опыта 1 - 11
дошкольников с нарушением интеллекта
через реализацию модели инклюзивного образования
Мантур Марина Валерьевна, учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 32 «Родничок» комбинированного вида города Белово»; 652612, Кемеровская область, г. Белово, ул. Каховская, 17. Тел. 8 (38452) 9-28-72.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем - ранней социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлен опыт работы по внедрению модели инклюзивного образования в условиях ДОУ. В статье раскрывается основное содержание и методика внедрения детей с нарушением интеллекта в общеобразовательные группы детского сада, что поможет педагогическим работникам в организации деятельности детей разных категорий.
Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья определяется Законом "Об образовании", где гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. К этой категории детей по данным Министерства здравоохранения за 2010 год относится более 2 миллионов детей, что составляет 8% от всего детского населения.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обуславливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение позволяет предотвращать или смягчать эти нарушения. До недавнего времени считалось, что только в условиях специальных (коррекционных) учреждений можно создать более благоприятную среду для развития, обучения и воспитания детейс ограниченными возможностями здоровья.
С 1998 года МБДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида города Белово» занимается вопросами обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Мы заметили, что рамки специализированной группы ограничивают социальные контакты детей и затрудняют возможность своевременного развития их коммуникативных навыков. Это обусловлено рядом факторов, среди которых: изолированное пространство коррекционной группы, социальная закрытость семьи, которая не посещает с ребенком общественные места, лишая его жизненных впечатлений.
Поэтому перед нами встал вопрос о преодолении объективных ограничений в социальном общении детей с выраженными нарушениями развития, поиске вариантов их обучения и воспитания. Одним из вариантов является инклюзивное обучение, которое создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными.
При выборе модели инклюзивного образования мы опирались на позиции таких авторов, как Н.Н. Малафеев, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова, которые считают, что умственно отсталых дошкольников нельзя лишать специально созданных условий воспитания и обучения, но при этом необходимо максимально расширять их социальный опыт.
Мы организуем социальное взаимодействие детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками в рамках своего дошкольного образовательного учреждения, которое предполагает посещение детьми с нарушением интеллекта общеобразовательных групп. В каждую группу во вторую половину дня вводится 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, близких по возрасту и уровню развития. Мы учитывали, что поступающие в специализированную группу дети существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников и представляют весьма неоднородный контингент: кроме нарушений интеллектуального развития, присутствуют вторичные отклонения (нарушение зрения, нарушения слуха, опорно – двигательного аппарата). Поэтому за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, мы сохраняем необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь и поддержку. Приоритетное значение уделяем качеству отношений участников образовательного процесса, а участие в образовательных программах детей с ОВЗ выступает как средство формирования их социальной компетентности. Мы видим смысл инклюзии – не просто в том, чтобы поместить ребенка в обычную группу на часть дня, но и в изменении организации пространства учреждения, адаптации его к ребенку с особыми потребностями.
Внедрение модели инклюзивного образования потребовало от нас соблюдения следующих условий: наличие нормативно - правового обеспечения инклюзивного образования, позитивно настроенного общественного мнения на совместное обучение и воспитание детей разной категории; владение педагогами методами и приемами работы с детьми разной категории; наличие доступной развивающей для детей с ОВЗ.
Предварительно нами было изучено мнение педагогов, родителей о возможностях организации совместного воспитания детей разных категорий.
Анкетирование педагогов показало, что:
39 % не имеют опыта работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
10 % педагогов считают невозможным совместное обучение детей с нарушением интеллекта и здоровых детей;
50% считают, что снизится качество обучения дошкольников.
Проанализировав анкеты родителей, мы увидели, что:
- 50 % родителей отрицательно относятся к идее совместного обучения;
- 29 % родителей опасаются снижения качества образования своих детей;
- 16 % родителей волнует: смогут ли педагоги обеспечить гармоничное развитие всех воспитанников;
- 12 % родителей согласны воспитывать своего ребенка с категорией детей, имеющих сенсорные отклонения, но категорически против совместного взаимодействия с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Опросы семей воспитанников специализированной группы показали:
- 96% родителей готовы дать согласие на совместное обучение их детей с нормально развивающимися сверстниками; из них 15% обеспокоены тем, что их ребенок столкнется с трудностями в общении.
Проанализировав выявленные в анкетах проблемы, мы сделали вывод, что необходимо: подготовить родителей нормально развивающихся детей к совместному обучению со сверстниками, имеющими нарушения интеллекта, повысить профессиональную компетентность участников образовательного процесса.
Творческой группой были разработаны программы: спецкурса «Я, ты, мы», тренингов «Мир ребенка», « Радуга жизни», постоянно –действующего семинара «Формирование доброжелательных отношений у дошкольников в современных условиях». Реализация этих программ способствовала повышению мастерства педагогов, пополнению их теоретических и практических знаний. Кроме этого педагоги были участниками веб-семинаров, мастер – классов, междисциплинарных консилиумов.
Еще один очень важный момент, положенный в основу нашей деятельности - просветительская работа с родителями. На общем родительском собрании проведена консультация «Актуальные проблемы инклюзивного образования в ДОУ»; на сайте дошкольного учреждения и в газете ДОУ был создан раздел «Равные среди равных», выпускались брошюры, посвященные инклюзивному образованию.
Был организован и начал свою работу родительский клуб «Мы вместе». Работа клуба велась с родителями воспитанников специализированной группы, а также в ней принимали участие родители нормально развивающихся детей. В рамках клуба проведены консультации «Я такой же, как и все», «Повернемся друг к другу лицом», практикумы, психологические игры и упражнения. В работе клуба принимали участие все специалисты ДОУ. В процессе взаимодействия у родителей детей общеразвивающих групп сформировались новые взгляды на процесс совместного воспитания детей разной категории, появилось желание взаимодействовать с детьми, имеющими отклонения в развитии, и их родителями.
Для успешной реализации модели инклюзивного образования велась предварительная работа с детьми общеразвивающих групп. С этой целью учителем – дефектологом и педагогом – психологом разработан и проведен комплекс занятий, направленный на осознание себя и принятие других детей. Воспитатели провели беседы и экскурсии в специализированную группу, организовали совместные праздники и развлечения. В результате этой работы мы увидели, что у детей возник интерес к совместному общению.
Для развития речи и интеллекта, обогащения сенсомоторного и социального опыта детей с ОВЗ, в группах размещено оборудование по типу мини- центров развития: «Центр игры и игрушек», «Центр детского творчества», «Центр познавательно-исследовательской деятельности».
Повторное анкетирование педагогов и родителей показало, что:
- 93% родителей готовы к организации совместного воспитания детей разной категории;
- 91% педагогов готовы принять ребенка с ОВЗ в общеразвивающую группу.
Кроме этого:
изданы приказы по внедрению модели инклюзивного образовании и созданию творческой группы;
разработаны Положения о творческой группе и об организации инклюзивного образования в ДОУ;
разработана программа по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ;
внесены дополнения в основную общеобразовательную программу ДОУ по инклюзивному образованию;
разработаны обучающие программы для всех участников образовательного процесса;
общеразвивающие группы пополнены оборудованием, доступным для детей с ОВЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что нами были созданы условия для внедрения модели инклюзивного образования.
Прежде чем вводить ребенка с нарушением интеллекта в общеразвивающую группу, мы проводим встречи с родителями, на которых подписываем договора о согласии.
Далее, на заседании психолого-медико-педагогического консилиума, по результатам комплексного обследования специалистов, принимается решение о включении детей с нарушением интеллекта в общеобразовательную группу. При обсуждении результатов педагоги конкретизируют и уточняют представления о характере и особенностях развития детей, определяют вероятный прогноз их дальнейшего развития и комплекс развивающих, коррекционных мероприятий.
Дошкольники с умственной отсталостью воспитываются совместно с нормально развивающимися сверстниками в процессе тех мероприятий, которые доступны им (игры, режимные моменты, прогулки, продуктивная и трудовая деятельность). Учитель – дефектолог и педагог – психолог ведут тщательное наблюдение за процессом адаптации, участвуют в совместной детской деятельности, ежедневно заполняют дневник наблюдений. Педагоги помогают ребенку с ОВЗ освоиться в коллективе сверстников, стараются подружить его с детьми, выбирают для его размещения на занятии такое место в группе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказать индивидуальную помощь. Такой ребенок посильно участвует в жизни группы.
Совместная деятельность детей разных категорий организуется через следующие формы:
сюжетно – ролевые и дидактические игры («Больница», «Магазин», «Семья»; «Поможем маме», «Едем в автобусе» и др.);
системные прогулки и экскурсии со сверстниками («В гости к Лесовичку», «Зимние забавы», « Идем в магазин» и др.);
совместное проведение праздников («Веселые старты», «Вместе с папой, вместе с мамой» и др.);
совместные трудовые поручения («Кукольные хлопоты», «Расчистим снежные дорожки», «Книжкина больница», «Оденемся на прогулку» и др.);
участие в общих садовских развивающих мероприятиях («Неделя театра», различные выставки рисунков, фотографий, совместных с родителями поделок и др.).
Например, при проведении игры «Больница» дети с нарушением интеллекта могут брать на себя роли, доступные для их понимания (пациент); в процессе игры «Магазин» - роль покупателя, мамы, папы или ребенка. В этих играх они учатся выражать свои чувства, пожелания, у них вырабатываются навыки правильного поведения в общественных местах.
В процессе проведения режимных моментов, совместных трудовых поручений дети учатся выполнять элементарные правила поведения среди взрослых и сверстников, сервировать стол, ухаживать за растениями, убирать игрушки, следить за своим внешним видом. У них формируются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. У детей общеобразовательных групп во время совместной деятельности воспитываются такие важные качества, как желание помочь слабому, толерантность, чувство поддержки. Участие в тематических мероприятиях детского сада (например, «Неделя театра») помогает овладеть возможными способами невербального общения: дети учатся привлекать внимание партнера, выражать заинтересованность в общении и игре с ним жестами, мимикой и т.д.
По итогам каждого дня все педагоги, работающие с детьми разных категорий, обсуждают эффективность проведения мероприятий, вносят коррективы в индивидуальные планы каждого ребенка, решают проблемные ситуации.
Для изучения результатов включения детей с ОВЗ в общеобразовательные группы был разработан мониторинг по усвоению навыков взаимодействия детей с нарушением интеллекта с окружающим миром. Отслеживание результатов проводится специалистами (учителем – дефектологом, педагогом – психологом) и воспитателями 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Результаты мониторинга позволяют определить дальнейший маршрут психолого-педагогического сопровождения детей.
Данные промежуточного мониторинга, проведенного в январе 2014 года, показали, что 64% детей специализированной группы овладели социально – бытовыми умениями, которые они могут использовать в повседневной жизни.
98% педагогов общеразвивающих групп увидели преимущества совместного воспитания и обучения детей разных категорий в том, что нормально развивающиеся дошкольники адекватно, с пониманием относятся к сверстникам с ОВЗ. Дети, получившие положительный опыт общения друг с другом в процессе инклюзивного образования, сделают перенос в школьную, а затем и во взрослую жизнь.
93% родителей увидели преимущества, оценили работу учителя-дефектолога и воспитателей с их детьми, особенно с теми, которые имеют определенные трудности. Теперь уже сами родители выступают инициаторами сохранения инклюзивной группы или открытия новой. Ими было отмечено, что целенаправленная работа совместного обучения детей разных категорий не только создает благоприятные условия для развития дошкольников с ОВЗ, но и обогащает социальное и эмоциональное развитие детей массовой группы.
Дальнейшая наша работа предполагает расширение рамок социального окружения детей с ОВЗ, мы планируем привлечь к сотрудничеству социальных партнеров – дворец детского творчества, городскую детскую библиотеку, выставочный комплекс «Вернисаж», благотворительные организации.
Список литературы
Дорофеева, И. И. Организация интегрированного обучения в детском саду комбинированного вида [Текст] / И. И. Дорофеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 5. - С. 33-37.
Леонтьева, Е. Е. Группа развития "Особый ребенок" в инклюзивном детском саду [Текст] / Е. Е. Леонтьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 6. - С. 110-113.
Малофеев, Н. Н. Совместное воспитание и обучение - закономерный этап развития системы образования [Текст] / Н. Н. Малофеев, М. М. Маркович, Н. Д. Шматко // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 6. - С.8-23
Расторгуева, Т. Н. От специальной группы - к инклюзивному воспитанию [Текст] / Т. Н. Расторгуева, Ю. Н. Наседкина, В. Н. Шадрова // Современный детский сад. - 2009. - № 1. - С. 65-71.
Шматко, Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности [Текст] / Н. Д. Шматко // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 52-59. - ISSN 0130-3074.