Раскрытие творческих способностей через театрализацию у детей старшего дошкольного возраста
Раскрытие творческих способностей через театрализацию у детей старшего дошкольного возраста
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Н.А. Ветлугина писала, что творчество и обучение связаны меж собой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раскрытие творческих способностей через театрализацию у детей старшего дошкольного возраста»
Раскрытие творческих способностей через театрализацию
у детей старшего дошкольного возраста
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир»
С.И. Мерзлякова.
В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Н.А. Ветлугина писала, что творчество и обучение связаны меж собой. Она считала, что к критериям успешности творчества детей можно отнести наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. В.В. Давыдовым было рассмотрено воображение, как основное новообразование в дошкольном возрасте. Автор отмечает, что «основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра». Также, Е.Е. Кравцова считает воображение одним из основных новообразований дошкольного возраста. Ею было выдвинуто предположение о том, что «психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности». Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей исследовал Л.С. Выготский. Этой проблеме посвящена его книга «Воображение и творчество в детском возрасте». Творческой деятельностью Л.С. Выготский называет такую «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и сладких пятниц.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
игры-драматизации;
разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный);
упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Характерными особенностями театрализованных игр является литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность, как "сценарист" и "режиссер" управляет артистами. "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. Вместе с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита. Изготовление декораций - труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали. Для оформления спектакля не нужно стремиться точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробности. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной - двумя характерными предметами, определяющими место действия. Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля. Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т.п. В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали (пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно. Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.д. Атрибут - признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элемент рабочей одежды), пояс (элементы национального убора) и т.д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам - с помощью интонации, мимики, жестов, движений.
Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение. Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей. Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно-тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью.Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая
мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.