kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ранняя профориентация дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель ранней проориентации - эмоциональное отношение к профессионаному миру, возможности проявить свои силы в разных видах деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ранняя профориентация дошкольников»

1-3

Профориентация детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значимость ранней профориентации дошкольников, цель которой - развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможности проявить свои силы в различных видах деятельности: сюжетно-ролевой игре, дидактических играх, непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Проблема профориентации является общественной, от неё зависит благосостояние общества, развитие рынка труда, возможность выявления талантов и их развитие в наиболее подходящих сферах деятельности. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Главная цель ранней профориентации детей - это развитие эмоционального отношения ребенка к профессиональному миру, возможности проявить свои силы в различных видах деятельности. Получая такие знания, у ребенка складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий, расширяется кругозор, что способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к профессиям.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Заложили основы отечественной теории трудового воспитания такие ученые как, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. В дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала.

В своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. говорили о необходимости профориентации детей дошкольного возраста. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми.

Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подражание, имитация трудовым действиям взрослых, в старшем дошкольном возрасте дети овладевают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. К ним относятся экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника. Большое количество времени дети проводят в игре, она является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют в созданной ими игровой обстановке.

Наблюдая за игрой, педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что является первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

В старших группах трудовая деятельность занимает существенное место в воспитательно-образовательной работе, при условии, что труд ребёнка будет не механический, а осмысленный, с элементами творчества. В результате овладевая трудовыми умениями, у ребенка развивается моторика рук, что является важнейшим элементом развития речи детей.

С приобретением трудовых навыков, дети обогащают свою речь словами-названиями инструментов, спецодежды, словами-действиями.

В беседах о труде людей, при чтении художественной литературы на занятиях по развитию речи используется трудовая тематика. На тему труда за время работы подобран определенный речевой материал, который активно используется в педагогическом процессе: стихи, пословицы и поговорки о труде, загадки о профессиях, орудиях труда, инструментах. Предусмотрены  различные формы работы: занятия, экскурсии и наблюдения, чтение художественной литературы, игры (различных видов),  театрализация, трудовая деятельность,  праздники и развлечения, встречи с интересными людьми.

На логопедических занятиях для детей с общим недоразвитием речи (ТНР), активно изучаются оборудование некоторых рабочих мест, а также профессии. В процессе непрерывной непосредственно образовательной деятельности по каждой лексической теме: «Мой любимый детский сад» – работники садика; «Осень: овощи, фрукты, ягоды, грибы, хлеб» - огородник, садовод, садовник, хлебороб, тракторист; «Животный мир» - животновод, конюх, доярка, телятница, птичница, пастух, ветеринар, свинарка, собаковод, овцевод, а также работники пищевой и швейной промышленности, строительные профессии, работники транспорта, военные профессии, профессии наших мам.  Активизируется глагольный словарь детей на всех лексических темах (например, тема «Одежда»: шить, пришить, зашить, ушить, перешить, вышить, нашить, штопать, кроить, строить выкройку…)

Формируется словарь - наречий (тема «Одежда»: аккуратно, удобно, чисто, снизу, спереди, сзади и т.д.). Обогащается словарный запас. Формируются навыки словообразования и словоизменения (шерсть-шерстяной, ситец- ситцевый, вязать-вязаный, шить-шитый, один бархатный жилет – пять бархатных жилета, один портной – много портных).

На занятиях по коррекции звукопроизношения дети разучивают скороговорки, стихи, загадки и поговорки и труде, профессиях и инструментах.

Например: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 

Труд — дело чести, будь в труде на первом месте.

Не разгрызёшь орешка — не съешь и ядрышка.

Кому работа в тягость, тому неведома радость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактические игры по трудовому воспитанию развивают речь детей; пополняют и активизируют словарь ребенка; формируют правильное произношение, развивают связную речь.

По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы. Проведение всех указанных мероприятий служит благоприятной основой для развития речи детей, а также способствует их ранней профориентации.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ранняя профориентация дошкольников

Автор: Борщева Галина Васильевна

Дата: 19.09.2020

Номер свидетельства: 557848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация "Ранняя профориентация дошкольников""
    ["seo_title"] => string(52) "prezentatsiia_ranniaia_proforientatsiia_doshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "582064"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1622407056"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»"
    ["seo_title"] => string(78) "pedagogicheskii_proekt_po_rannei_proforientatsii_doshkolnikov_v_mire_professii"
    ["file_id"] => string(6) "597961"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1642355408"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«Ранняя профориентация дошкольников в условиях современного дошкольного учреждения»"
    ["seo_title"] => string(80) "ranniaia_proforientatsiia_doshkolnikov_v_usloviiakh_sovremennogo_doshkolnogo_uch"
    ["file_id"] => string(6) "630467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1682513897"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Ранняя профориентация дошкольников"
    ["seo_title"] => string(40) "ranniaia_proforientatsiia_doshkolnikov_1"
    ["file_id"] => string(6) "640771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1701070853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Особенности ранней профориентации дошкольников в условиях ДОУ"
    ["seo_title"] => string(64) "osobennosti_rannei_proforientatsii_doshkolnikov_v_usloviiakh_dou"
    ["file_id"] => string(6) "636328"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1693988966"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства