Просмотр содержимого документа
«Работа учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения»
Работа учителя-логопеда с детьми
с нарушением зрения.
Митина Елена Алексеевна, учитель-логопед.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкар.
Р асстройство речи детей с нарушением зрения является сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности. Это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка, она формируется на патологической основе восприятия окружающего мира.
При различных нарушениях у ребенка страдают зрительные функции: снижается острота зрения, затрудняется фиксация взора, нарушается цветоразличение и форморазличение, отсутствует бинокулярное зрение, нарушается глазодвигательная функция и др.
Нарушение зрительных функций влечет за собой возникновение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии ребенка:
- страдает ориентировка в пространстве;
- замедляется восприятие предмета;
- восприятие глубины пространства;
- возникают сложности формирования
двигательных умений, координация движений;
- обнаружен дефицит информации, что как следствие ведет к замедлению познавательных процессов;
- отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами;
В силу нарушения деятельности зрительного анализатора, дети, как правило, не имеют реальных, конкретных представлений об окружающем мире.
Недостаточность чувственного опыта может проявляться своеобразием речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы.
Так же как у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но из-за нарушения зрительного анализатора характеризуется определенными особенностями:
- замедлением темпа речевого развития;
- отсутствием необходимого запаса слов;
- вербализмом;
- эхолалией;
- малым запасом предметных и пространственных представлений.
Недостаточность конкретной информации об окружающей реальности не позволяет детям с нарушением зрения всегда правильно понимать взаимосвязи и взаимозависимость в предметном мире.
Это объясняется внутрисистемными нарушениями зрения, наличием у детей бессистемных данных об объектах действительности, что обуславливает некоторый разрыв между чувственным опытом и словесными действиями детей.
Снижение остроты зрения, нарушение различения цвета, бинокулярности, стереоскопии и глазодвигательных функций, приводит к тому, что скорость, точность и полнота зрительного анализа и синтеза страдают, из-за чего процесс развития речи и мышления протекает своеобразно и специфично.
В результате недостаточности предметных образов действительности, ограничения или отсутствия зрительных впечатлений, отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения, затруднения при описании предмета, составлении последовательного рассказа.
Словесное знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знаний. По существу, дети понаслышке судят о многих предметах, словесно обозначают их, но неясно себе их представляют и мало знают о них.
У дошкольников отмечается резкое отставание в области развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, первичных навыков чтения.
Выявлена и задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксиса, гнозиса, координации, пространственной ориентировки, снижение возможностей двигательной сферы).
Кроме того, зрительный и речевой дефекты накладывают определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняют его общение с взрослыми и сверстниками. Недостатки речевого развития ограничивают и без того суженый круг общения детей, что ведет к появлению у них замкнутости, негативизма и других отрицательных черт личности.
Исследованиями установлено, что 80-90% детей с нарушением зрения страдают недоразвитием речи, которое проявляется в самых разнообразных формах:
Учитывая психо-физическое и речевое развитие воспитанников с нарушением зрения, организация коррекционно-логопедической работы с детьми имеет свои особенности.
Коррекция нарушений речи слабовидящих детей осуществляется с учетом не только речевого дефекта, но и состояния зрения, особенностей способов восприятия и специфических приемов подачи одного и того же материала в процессе обучения.
Коррекционные занятия логопеда проводятся в соответствии с учебным планом и специальными программами в форме индивидуальных, мало- групповых и фронтальных занятий.
Занятия по формированию правильного звукопроизношения проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме; по развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий и связной речи, развитию фонематического восприятия – в подгрупповой; подготовка к обучению грамоте проводится на фронтальных занятиях.
Коррекционная работа с детьми строится с учетом ведущих дидактических и специфических принципов: основное внимание уделяется опоре на сохранные анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности.
Специфичность коррекционной работы с детьми состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптационных форм общения и поведения.
Коррекционная работа осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
В детском саду функционирует «Кабинет охраны зрения». Детей осматривает врач офтальмолог и назначает лечение, которое ежедневно проводят медсестры ортоптистки.
Вся коррекционно-образовательная работа с детьми с нарушениями зрения строится с учетом рекомендаций врача офтальмолога и этапом лечения ребенка.
Работа учителя-логопеда по развитию речи детей с амблиопией и косоглазием имеет свои особенности.
На занятиях, в целях охраны остаточного зрения, необходимо создать такую обстановку, которая бы облегчала работу зрительного анализатора.
Слабовидящие воспринимают наглядные пособия зрительно при определенных размерах, окраске, насыщенности цвета, контрастности объекта с фоном и других качествах пособий.
Для занятий подбирается яркий, красочный материал, способствующий развитию зрительного внимания и восприятия.
Показ предметов, картинок осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить движение предмета до конца.
На занятиях создаются соответствующие условия для зрительного восприятия.
Освещенность рабочего места, игровых комнат, физкультурных и музыкальных залов в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения должна быть намного выше, чем в массовых садах.
Организуется правильное расположение рабочих мест и пособий с учетом состояния зрения и вида косоглазия:
- чем острота зрения ниже, тем ребенок находится ближе к объекту;
- детей с расходящимся косоглазием, независимо от остроты зрения, посадим ближе, так как рассматривание предмета на близком расстоянии способствует сведению зрительных осей, а значит и устранению косоглазия;
- материал детям со сходящимся косоглазием помещаем на подставку, с расходящимся – на стол, это наиболее удобно для зрительного восприятия детям с данным видом косоглазия;
- при окклюзии (это когда ребенку закрывается здоровый или лучше видящий глаз, для стимуляции развития второго) воспитанника располагаем так, чтобы рассматриваемый объект находился со стороны не заклеенного глаза.
Наглядные пособия, которые используются на занятиях, должны подбираться с учетом зрительных нарушений воспитанников.
Их размер, цвет и масштаб должны соответствовать определенным требованиям.
Наглядность должна быть более крупной фронтальной (до 15-20см) и дифференцированной индивидуальной (1-5см); преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов; изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четким контуром, конкретным по отношению к фону; должен соблюдаться масштаб (собака меньше дома, дерево больше кошки). Необходимо использовать по возможности натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни (или их реалистическое изображение).
Выбор методов и приемов осуществляется с учетом состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия воспитанников.
Применение специальных, правильно подобранных средств наглядности ведет к снижению зрительного утомления и поддержанию общей работоспособности.
Для частично видящих детей используются средства наглядности, доступные для бисенсорного восприятия (использования осязания и остаточного зрения).
На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рассматривание картин, работа в тетради, рисование) для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных болезней, следует отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.
Т ак же проводим физкультурные паузы, корригирующую гимнастику для глаз, так как быстрая утомляемость детей требует смены деятельности.
В процессе коррекционно-логопедической работы используются разнообразные речевые средства: игры, связанные с речью, чистоговорки, загадки, пословицы.
При умелом и правильном подборе речевой материал способствует не только речевому развитию дошкольника, но и оказывает большое воздействие на уточнение, закрепление, расширение знаний и представлений об окружающем мире, развитию зрительных функций.
При постановке и закреплении звуков большая часть времени на занятиях уделяется развитию произносительной стороны речи.
Приемы постановки звуков практически не отличаются от традиционных. При работе со слепыми и слабовидящими детьми чаще используются механические методы постановки, используется тактильный контроль положения органов артикуляции.
Многие знания и умения дети приобретают на этапах закрепления звуков в словах, при введении их в самостоятельную речь. На занятиях воспитанники уточняют, обогащают свой словарный запас, узнают много нового, получают дополнительные сведения об игрушках, животных, окружающих их предметах быта, учатся обобщать, классифицировать предметы.
Р азвивая речь воспитанников, закрепляя поставленные звуки формируем цветоразличение и цветовосприятие.
На занятиях уделяем внимание развитию прослеживающей функции глаза, фиксации и локализации взора. Используем игры бродилки, лабиринты, различные перфокарты.
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения.
Развивая ориентировку в малом пространстве, уделяем внимание совершенствованию сенсорных эталонов: цвету, форме, величине; используем не только предметные картинки, игрушки, но и контурные и силуэтные изображения предметов.
Все игры проводятся с учетом вида косоглазия на двух плоскостях, при сходящемся на подставке или магнитной доске, ребенок с расходящимся косоглазием играет на столе.
Большинство игр, занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий разнообразна: это времена года, мир животных и растений, отношения между взрослыми и детьми и др.
Изучаемые объекты предъявляются в различных вариантах: натуральные предметы, муляжи, картинки, силуэтное и контурное изображение.
Что помогает накоплению сенсорного опыта детей, происходит соотнесение предметов с их объемным изображением, узнавание различных изображений, соотнесение со звуковой оболочкой слова.
Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа имела специфическую методическую направленность, проводилась дифференцированно и охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности. При таких условиях происходит не только развитие речи, но и сама речь становится мощным компенсаторным фактором. Коррекция дефектов речи у детей с нарушением зрения должна достигать успехов без ухудшения зрительных функций.