Работа по «Психолого - педагогическому сопровождению многодетных семей в Дошкольном образовательном учреждении».
Работа по «Психолого - педагогическому сопровождению многодетных семей в Дошкольном образовательном учреждении».
В статье описаны цели и задачи дошкольного образовательного учреждения в работе по психолого-педагогическому сопровождению многодетных семей. Разработан план работы с детьим и родителями с использованием разнообразных методов и приемов в ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа по «Психолого - педагогическому сопровождению многодетных семей в Дошкольном образовательном учреждении».»
Статья
Работа по «Психолого - педагогическому сопровождению многодетных семей в Дошкольном образовательном учреждении».
Аннотация
В статье описаны цели и задачи дошкольного учреждения в работе по психолого – педагогическому сопровождению многодетных семей. Разработан план работы с детьми и родителями с использованием разнообразных методов и приемов совместно с ДОУ.
Ключевые слова: Многодетные семьи, дошкольное образовательное учреждение, дошкольники, психолого-педагогическое сопровождение.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех - и для педагогов, и для родителей. Сколько-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей. Ведущим компонентом педагогической культуры родителей является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется определенной суммой психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в процессе практики воспитания детей. [2].
Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. Существующие проблемы таких семей обуславливают необходимость оказания им помощи со стороны общества. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения.
Главной задачей дошкольного учреждения является- учить детей быть самоопределяющихся, творческими, развивающимися , духовными личностями.
Важным фактором, в становлении значимых для личности ребенка является создание всестороннего и единого воспитательно-образовательного процесса «Дошкольное учреждение и его семья».
Воспитание в многодетных семьях является главным процессом целенаправленного формирования личности и осуществляется под воздействием факторов общественных институтов, первое место которое занимает семья.
Особое внимание требуют дети дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте происходит первый выбор будущей жизни, закладывается , формируется первый опыт взаимодействия с миром, духовно – нравственные основы ребенка.
В последние годы интенсивно меняются тенденции и интересы во всех сферах общества , семья должна переосмыслить свою значимость, свои цели и задачи в обществе, в воспитании [1].
В рамках детского сада решаются следующие задачи:
-Формирование объединённых усилий Дошкольного учреждения и многодетных семей для всестороннего развития ребенка, и родителей , при этом учитываются интересы и особенности , права и обязанности;
-осуществление индивидуальных подходов;
-совместная забота о психо-фическом, эмоциональном и психологическом здоровье;
- Предупреждение и преодоление спорных ситуаций между детьми, взрослыми;
- совместная деятельность в дошкольном учреждении воспитательной и образовательной среды.
Разрешить эти задачи можно путем доверительных отношений педагога и членов семьи ребенка и при осознанности родителями своей воспитательной роли, своего опыта взаимоотношений с ребенком.
Задачами работы по психолого-педагогической поддержки детей из многодетных семей являются:
- Создание благоприятных социальных, психологических и педагогических условий для развития ребенка.
-Включение детей и родителей в образовательный процесс.
- Рост развития ребенка- это мониторинг и диагностика.
-Организация взаимодействия с многодетными семьями в детском саду предполагает проведение мероприятий с привлечением родителей.
Направления работы по психолого-педагогической поддержки детей из многодетных семей:
-развивающее-направление предполагает проведение мероприятий с участием родителей, детей и всех педагогов учреждения, это помогает всестороннему развитию личности ребенка, ребенок начинает раскрепощаться.
-диагностическое -изучение многодетных семей , изучение семейного опыта воспитания детей. Проведение диагностики на выявление конфликтов семье, «Семь проблем «Я» замкнутый, агрессивный, застенчивый, недисциплинированный, импульсивный, гиперактивный, неуверенный в себе ребенок.
-коррекционное - направление предполагает привлечение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения(совместные занятия) благодаря чему родители лучше узнают детей, полает это им находить общие интересы, ребенок чувствует себя увереннее и т.д. Занятия построены таким образом, что на протяжении большей части времени родитель и ребенок находятся в тесном тактильном контакте. Обязательная часть занятия – творческое задание, в ходе которого родитель и ребенок не только осваивают и отрабатывают навыки творческой деятельности, но и получают ценный опыт сотворчества. Совместное творческое задание используется как для диагностики характера детско-родительских отношений и стиля общения, так и для их коррекции [5].
План реализации Программы
1 Диагностика семей - изучение образа жизни семьи. Выявление особенностей семейного воспитания. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений. 1. Изучение семей будущих первоклассников. 2. Составление социального паспорта группы, ДОУ 3. Раннего выявления кризисных семей. Посещение семей. 4. Своевременное выявление детей, требующих особого внимания. Диагностика «Рисунок семьи»( Воспитатели, Инспектор по охране детства Воспитатели, Инспектор по охране детства, ст. медицинская сестра, педагог-психолог Педагог-психолог)
2 Работа с родителями - установить неиспользованный резерв семейного воспитания. Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Пропаганда здорового образа жизни. 1. День открытых дверей для родителей. 2.День семьи. 3.Встречи для вопросов и ответов. 4.Спортивные соревнования « Папа, мама и я - спортивная семья» 5.Выставка поделок семейного творчества. 6.Выставка семейных газет. 7.Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей. (Воспитатели, Инспектор по охране детства, ст. медицинская сестра, педагог-психолог)
3 Проведение конкурсов: « А ну-ка бабушки!», « А ну -ка дедушки!», « У меня сестренка есть, у меня братишка есть.» 9.Поздравление дедушек и бабушек с днем пожилого человека, с Днем Победы.
4 Педагогическое и психологическое просвещение родителей - Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей. 1. Собрание родителей будущих воспитанников. 2. Открытые занятия для родителей. 3. Тематические собрания с привлечением родителей. 4. Собрания практикумы для родителей. 5. Индивидуальная работа с родителями. 6. Родительские конференции. (Воспитатели, Инспектор по охране детства, ст. медицинская сестра, педагог-психолог)
5.Непосредственная работа с многодетными семьями - учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации. 1. Регулярное посещение проблемных семей. 2. Индивидуальные беседы с родителями. 3. Составление индивидуальных программ воспитания. 4. Психодиагностика уровня развития детей. 5. Проведение консультаций для родителей; (Воспитатели, Инспектор по охране детства, ст. медицинская сестра, педагог-психолог)
6 Работа с семьёй в системе дополнительного образования .1.Оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции. 2. Привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам. (Администрация, Воспитатели)
7 Работа с педагогическими кадрами - способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями. 1. Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. 2. Выявление потребностей педагога в обучении и повышение профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей. 3. Создание творческих групп педагогов по работе с семьей. 4. Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей. педагог-психолог Педагог-психолог Воспитатели Воспитатели, педагог-психолог .(Воспитатели, Инспектор по охране детства). [3,4].
Для эффективной реализации разнопланового потенциала многодетной семьи, как наиболее естественной среды развития личности, проблемы многодетной семьи необходимо решать с привлечением и участием всех социальных институтов, предоставляя многодетной семье необходимую экономическую помощь, психолого-педагогическую поддержку в саморазвитии с учетом особенностей этого разновозрастного коллектива.
Список литературы:
1. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ ребенка. - Издательство: АРКТИ, 2014 г. С. 80 (Газетная)
2. Аседова Э.М. Многодетная семья: социальные проблемы // Сб. научн. трудов «Современные проблемы культуры и воспитания». Махачкала: ДГПУ, 2009. - С. 9-10.
3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство “Речь”, 2005.
4. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика //Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Академия, 2003. — 320 с.
5. АлексееваЕ.Е., Кремлякова А.Ю., Никулина Ф.Х. Организация психологической службы в современном детском саду. ФГОС.-Издательство: Детство-Пресс, 2017 г.