Работа педагога-психолога ДОУ в условиях реализации программы инклюзивного образования.
Работа педагога-психолога ДОУ в условиях реализации программы инклюзивного образования.
В данной публикации предоставлен опыт работы педагога-психологас детьми ОВЗ. Даны рекомендации по работе с такими нозологиями как ТНР и ЗПР. Материал будет интересен воспитателям и педагогам-психологам ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа педагога-психолога ДОУ в условиях реализации программы инклюзивного образования.»
Работа педагога –психолога ДОУ в условиях реализации программы инклюзивного образования.
В настоящее время внимание педагогического сообщества обращено к реализации ФГОС ДО, суть которого состоит в создании условий для максимального развития возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в психолого-педагогическом сопровождении их индивидуальности и творческого потенциала. В связи с этим в дошкольных учреждениях ведется активная работа по внедрению адаптированных программ в рамках инклюзивного образования.(1 слайд)
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется (2 слайд)
- Конституцией Российской Федерации;
- «Конвенцией о правах ребенка»;
- «Конвенцией ООН о правах инвалидов»;
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Законом РФ «Об образовании»;
- Резолюцией 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в «Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г;
- Декларацией прав ребенка;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617;
- Федеральным законом от 24.11.95г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Федеральным законом от 24.07.98г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Программой «Доступная среда для инвалидов»;
- Концепцией непрерывного образования.
Проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.
Психолого-педагогические трудности и проблемы инклюзивного образования заключаются в следующем: (3 слайд)
проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного психолого-педагогического сопровождения, которое гарантирует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействие на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, а у детей с особыми образовательными потребностями - положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ строится на следующих принципах: (слайд 4)
Непрерывность. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей.
Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
Индивидуальный подход. Им руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Междисциплинарный подход выражается и в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормы и нарушений в развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий на материале, включенном в содержание общеобразовательной программы.
Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает педагога-психолога. Его роль в данном процессе - создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. (слайд 5)
Основными направлениями деятельности педагога-психолога ДОУ,реализующего инклюзивное образование являются: (слайд 6)
Психодиагностика.
Развивающая и психокоррекционная работа.
Психологическое консультирование.
Психологическое просвещение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;
- определение образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- планирование коррекционных мероприятий, разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Здесь следует пояснить, что под ИОМ ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении мы понимаем систему конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс.
ИОМ содержит разделы по развитию познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие), по коррекции и развитию эмоциональной сферы ребёнка и развитию межличностных отношений. Индивидуальный маршрут реализуется через проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в рамках работы ПМП консилиума);
- отслеживание динамики развития и эффективности коррекционной работы. Полученные сведения позволяют в дальнейшем вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Вся коррекционно - развивающая работа строится с учётом результатов входящей диагностики и направлена на устранение выявленных у ребёнка проблем.
В настоящее время по показаниям ПМПк я провожу работу с детьми у которых имеются тяжелые нарушения речи. По рекомендациям специалистов ЦПМПк педагог психолог ДОУ должен проводить с ними коррекционную работу по развитию мелкой моторики. Моя работа заключалась в следующем: мной была написана рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет с ТНР, как часть адаптированной программы для детей с ТНР.
Моя рабочая программа основывается на материалах комплексной программы О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь». Также при написании своей программы я включила в ее содержание игры с природным материалом для развития мелкой моторики, кинезеологические упражнения и пальчиковую гимнастику. Кроме этого прививаю детям навыки самомассажа кистей и пальцев рук. Иногда для этого используется шарик суджок. Предъявляются задания для развития умения пользоваться ножницами и карандашом.
На начальном этапе по работы с этими детьми, была проведена диагностика для выявления уровня развития мелкой моторики. Диагностика выявила низкий уровень развития мелкой моторики. Дети не правильно держали карандаш в руке, при рисовании сильно нажимали на карандаш, линии рисунка были прерывистыми, ломанными. Также было выявлено, что у них не сформировано умение пользоваться ножницами. При выполнении различных кинезеологических упражнений дошкольники не могли их повторить, не наблюдалась ловкость пальцев, их движения были скованными, наблюдались трудность при собирании пальцев в шепоть.
После проведения нескольких коррекционных занятий, у детей произошли небольшие улучшения. А именно движения пальцев при выполнении кинезеологических упражнений и пальчиковой гимнастики стали менее скованными, более уверенными. Дети пытаются правильно держать карандаш, но непродолжительное время. Потом все равно рисуют, раскрашивают или выполняют штриховку привычным способом.
Так как у детей произошли улучшения в развитии мелкой моторики. Я и в дальнейшем планирую продолжать работу по своей программе. В конце учебного года с этими дошкольниками будет повторно проведена диагностика для выявления динамики уровня развития мелкой моторики.
Также в ноябре 2020 года еще один ребенок посетил городскую ПМПк. По их рекомендациям с этот ребенок должен заниматься по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного образования для воспитанников с задержкой психического развития. Основным направлением работы психолога ДОУ, специалисты ЦПМПк выделили занятия по развитию произвольного внимания. Развитием остальных психических процессов, по их мнению, должен заниматься дефектолог. Так как у нас в штате нет такого специалиста. При разработке своей рабочей программы с ребенком с зпр 6-7 лет, как части адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР, я буду использовать игры и упражнения на развитие всех психических процессов, а также материалы из
«Программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой, О.П. Гаврилушкиной.
Программы «Система работы с дошкольниками с задержкой психического
развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.
Т.Г.Неретиной.
Программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.
Не менее важным направлением у условиях реализации программы инклюзивного образования является консультирование и просвещение родителей. Просвещение происходит через информирование на родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного стенда.
Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в индивидуальном порядке. На индивидуальных консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем .
Ещё одним немаловажным направлением работы является консультирование педагогов ДОУ по вопросам сопровождения детей с ОВЗ. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком.
Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является оказание психологической помощи, поддержки для преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка, а также разработка инструментария сопровождения, создание условий, при которых обеспечивается единство всех участников образовательного процесса. (слайд7)
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и детском коллективах.