Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Очень умелые ручки» возрастная группа: средняя группа ДОУ»
ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ «ЛИК» СП детский сад № 11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Очень умелые ручки»
возрастная группа: средняя группа ДОУ
Составитель программы:
Обучающаяся ГБОПОУ СО ССПК
Заочного отделения, 3А группы,
Воробьева Д.В.
г.о. САМАРА, 2016г
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(план на 36 часов в год)
№ недели
Тематика занятий
Кол-во
1 нед.сентября
Волшебные полоски. Цветы из двух крестиков Гирлянда из цветов.
1 занятие
2 неделя сентября
Волшебные полоски. Цветы из снежинок
1 занятие
3 неделя сентября
Волшебные полоски. Светофор
1 занятие
4 неделя сентября
Волшебные полоски. Мышка
1 занятие
1 нед.октября
Волшебные полоски. Цыпленок
1 занятие
2 неделя октября
Волшебные полоски. Котенок
1 занятие
3 неделя октября
Волшебные полоски. Рыбка
1 занятие
4 неделя октября
Волшебные полоски. Медвежонок
1 занятие
1 нед.ноября
Волшебные полоски. Чебурашка
1 занятие
2 неделя ноября
Волшебные полоски. Лиса и заяц
1 занятие
3 неделя ноября
Волшебные полоски. Петушок с семьей
1 занятие
4 неделя ноября
Волшебные полоски. Карнавальные очки Снежинки
1 занятие
1 нед.декабря
Волшебные полоски. Снеговик и елочка
1 занятие
2 неделя декабря
Поделки из фантиков, гофрированной бумаги. « Нарядные крылышки»
2 занятия
3 неделя декабря
Техника бумажная петля. Новогодняя поделка - Еловые ветки
1 занятие
4 неделя декабря
Аппликация из пряжи. «Морковка».
1 занятие
2 неделя января
Аппликация из ткани и нити. Аппликация Верба»
1 занятие
3 нед.января
Аппликация из ткани. « Красивое платье».
1 занятие
4 неделя января
Рванная бумага. Разноцветный коврик
1 занятие
1 нед.февраля
Рванная бумага. Солнышко
1 занятие
2 неделя февраля
Рванная бумага. Строим до
1 занятие
3 неделя февраля
Рванная бумага. Смешные человечки
1 занятие
4 неделя февраля
Рванная бумага. Дерево.
1 занятие
1 неделя марта
Рванная бумага. Натюрморт с яблоком
1 занятие
2 неделя марта
Мятая бумага. Черепашки
1 занятие
3 неделя марта
Рыбки
1 занятие
4 неделя марта
Бабочка
2 занятие
1 нед.апреля
Букет
1 занятие
2 неделя апреля
Ракеты и кометы
1 занятие
3 неделя апреля
Игры с бумагой. Такая разная бумага. Скрутите…
1 занятие
4 неделя апреля
Игры с бумагой. Такая разная бумага. Сверните….
1 занятие
2 неделя мая
Игры с бумагой. Такая разная бумага. Скатайте…
1 занятие
3 неделя мая
Игры с бумагой. Такая разная бумага. Сложите….
1 занятие
4 неделя мая
Игры с бумагой. Такая разная бумага. Сомните…
1 занятие
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением.
Актуальность программы не вызывает сомнения, т.к. для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ «ЛИК» СП детский сад № 11 введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Цель программы – развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Принципы построения:
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Интеграция образовательных областей
«Художественно-эстетическое развитие»
«Познавательное развитие»
«речевое развитие»
«Физическое развитие»
Используемые методические приемы работы с детьми
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Перечень технологий рационализации программ воспитания и обучения дошкольников
Данная программа составлена на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам».
Формы организации работы детей
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа. Общее количество учебных занятий в год – 36.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговой – в мае.
Ожидаемый результат
Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
Научатся видеть необычное в обычных предметах
Разовьют мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование
Для занятий в кружке необходимо иметь: цветную бумагу, гофрированный картон; картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка и прочие материалы
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Цветы из двух крестиков. Гирлянда из цветов.
Цель: Научить детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. Развитие навыков декоративного конструирования.
Материалы: Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры.
Литература для занятия: Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г., стр. 21
Занятие 2. Цветы из двух крестиков. Цветы из снежинок
Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов.
Материал: Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику.
Межпредметная связь: Театрализованная деятельность. Разучивание ролей к новогоднему празднику. Рассматривание и рисование снежинок.
Литература для занятия: Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г., стр. 37
Занятие 13. Волшебные полоски. Снеговик и елочка.
Цель: Изготовление снеговика и елочки, закрепление способов склеивания из полосок и шаров.
Материал: Полоски из плотной бумаги белого и зеленого цвета, снеговик из ваты, елочка из мишуры, игрушки из игрового уголка, дедушка Мороз.
Межпредметная связь: Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворения И.Токмаковой «Живи, елочка»
Литература для занятия: Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г., стр. 37
Занятие 14. «Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).
Цель: изготавливать разные цилиндры из бумаги.
Содержание: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.
Литература для занятия: «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2015г., стр. 29
Занятие 15. Техника бумажная петля. Новогодняя поделка - Еловые ветки.
Цели: Продолжать учить детей вырезать полоски бумаги. Закреплять умение складывать полоски в петли, формировать единый образ.
Материал: Бумага зеленого цвета, белый картон с контурами веток елки для фона, клей, ножницы, салфетка. Иллюстрация снежного леса, елки
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр 11
Занятие 16 «Морковка».
Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.
Материал: белый картон, ножницы, пряжа зеленого и оранжевого цвета.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 30
Занятие 17 Аппликация из ткани и нити. Аппликация Верба
Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.
Материал:ножницы, пряжа зеленого и желтого цвета. Иллюстрация вербы.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 31
Занятие 18 Аппликация из ткани. « Красивое платье».
Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.
Материал:, ножницы, ткань разного цвета и структуры. Картинки с изображением платьев для кукол
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 32
Занятие 19. Рванная бумага. Разноцветный коврик
Цель: Научить детей «правильно» рвать бумагу. Создать разно-цветный коврик
Материал: Разноцветная цветная бумага.
Межпредметная связь: Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 12
Занятие 20. Рванная бумага. Солнышко
Цель: Научить детей из кусочков бумаги скатывать шарики, скручивать веревочки.
Материал: Цветные квадратики, кружочки, треугольники, оторванные от листов цветной бумаги, клей кисточка, 1\2 альбомного листа, картинки с изображением солнышка.
Межпредметная связь: Экологическое воспитание. Игра «Солнышко и дождик».
Беседа «Какая бывает погода».
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 15
Межпредметная связь: Ознакомление с окружающим. Рассматривание зданий, стоящих рядом с детсадом, нарисованных в книжках. Беседа о том, какие бывают дома.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 16
Занятие 23 Рванная бумага. Смешные человечки
Цель: Создать аппликацию «Смешные человечки»
Материал: Различные кусочки цветной бумаги, силуэты человечков.
Межпредметная связь: Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Смешной человечек».
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 17
Занятие 24 Рванная бумага. Дерево
Цель: Изготовление дерева из кусочков рваной бумаги различной величины. Учить детей пользовать выкройками при создании аппликации по образцу.
Материал: Цветная бумага, выкройки, карандаши, клей, кисточки, 1\2 альбомного листа, картины с изображением деревьев.
Межпредметная связь: Художественное воспитание.
Беседа «Что такое пейзаж», рассматривание картин с изображением деревьев.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 19
Занятие 25 Рванная бумага. Натюрморт с яблоками
Цель: Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев.
Межпредметная связь: Художественное воспитание. Объяснить детям, что такое натюрморт, рассмотреть картины.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 18
Занятие 26. Рванная бумага. Картина в рамке.
Цель: Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию.
Материал: Лист бумаги, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке.
Межпредметная связь: Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников.
Литература для занятия: Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г., стр. 20
Занятие 27. Мятая бумага. Черепашки
Цель: Показать новый способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение.
Материал: Листы и кусочки цветной бумаги, клей, кисточка.
Межпредметная связь: Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик».
Литература для занятия: Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 2014г., стр. 29
Занятие 28. Мятая бумага. Рыбки
Цель: Закрепить навыки работы с мятой бумагой, развивать эмоциональную отзывчивость.
Межпредметная связь: Развитие художественно – эстетического вкуса.
Литература для занятия: Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 2014г., стр. 31
Занятие 31. « Ракеты и кометы».
Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).
Материал: Цветная бумага, клей, кисточки.
Литература для занятия: «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2015г., стр. 41
Занятие 32. Игра с бумагой. Скрутите….
Цель: Познакомить детей с различными видами бумаги. Научить детей превращать бумагу в под-зорную трубу, цилиндр.
Межпредметная связь: Физическая культура. Паль-чиковая игра «Осьминожки».
Литература для занятия: Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2013г., стр.6
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 2012г.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение», 2014г.
Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г.
Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2013г.
Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2013г.
Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2014г.
Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 2014г.
Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г.
«Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2015г
Лыкова И.А., «Цветной мир. Изобразительное творчество. Аппликация и бумагопластика», 2008г, стр. 64