Рабочая программа (далее Программа) для детей первой младшей группы МАДОУ детский сад № 87 «Кораблик» (далее ДОО) является составным компонентом Образовательной программы ДОО, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа (далее Программа) для детей первой младшей группы МАДОУ детский сад № 87 «Кораблик» (далее ДОО) является составным компонентом Образовательной программы ДОО, разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение.
Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Дополнительными общественно образовательными программами дошкольного образования являются:
Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушка» (Каплунова И.М., Новоскольцева И.А.)
Программа по физическому развитию «Играйте на здоровье» (Л.Н. Волошина. Т.В. Курилова)
Парциальная программа «Приобщение к истокам русской народной культуры» (Князева О.Л., Маханева М.Д.)
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка в основе которых заложены следующие международные принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество детского сада с семьёй;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1.2. Значимые характеристики развития детей раннего возраста
Содержание рабочей программы отражает возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников. Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Период с 1,5 до 3 лет связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания. Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий. На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.3. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. Диагностика.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Целевые ориентиры образования в раннем детстве.
Социально-коммуникативное развитие: наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения с взрослым, эмоциональное благополучие детей;ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;развитие готовности и способности к обобщению с взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.
Физическое развитие: развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.
Познавательное развитие: от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно -исследовательской деятельности.
Речевое развитие: владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.
Художественно-эстетическое развитие: ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства; интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Диагностика.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованной деятельности.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (сентябрь-май).
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план ООП ДО в первой младшей группе.
Согласно действующему СанПиН от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.-3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
длительность непосредственно-образовательной деятельности – не более 10 мин;
перерывы между непосредственно образовательной деятельностью - не менее 10 мин;
максимальный объем непрерывной непосредственно образовательной деятельности в I половине дня - не более 10 минут, во вторую половину дня НОД не более 10 минут;
обязательное проведение физ. минутки.
Учебный план в первой младшей группе на 2022-2023 учебный год
Образовательные области
Виды непосредственно образовательной деятельности
Количество образовательных ситуаций и занятий в неделю
1.
Познавательное развитие
Познание (Формирование целостной картины мира. Предметное окружение. Явление общественной жизни. Природное окружение.)
1
2.
Речевое развитие
Развитие речи
1
Чтение художественной литературы
1
3.
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
2
Лепка
1
Рисование
1
4.
Физическое развитие
Физическая культура
3
ИТОГО:
10
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе.
Направления развития
Методическое
пособие
Наглядно- дидактическое
пособие
Рабочие
тетради
Физическое развитие
Физическая культура
Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет: Вторая группа раннего возраста.
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о зимних видах спорта»;
«Расскажите детям об олимпийских играх»;
«Расскажите детям
об олимпийских чемпионах».
Плакаты:
«Зимние виды спорта»;
«Летние виды спорта».
Речевое развитие
Развитие речи
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста.
Демонстрационный материал к программе развития речи дошкольников и пособиям В.В.Гербовой.
Серия наглядно-дидактических пособий
«Рассказы по картинкам»:
«Времена года»,
«Распорядок дня».
Картотека предметных картинок «Животные наших лесов», «Домашние животные и их детёныши», «Птицы», «Домашние птицы»,
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Познавательное
развитие
Ознакомление с миром природы
Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста
Ознакомление
с предметным и социальным окружением
Винникова Г.И.
Занятия с детьми 2-3 лет: Познавательное и социальное развитие.
Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»;
«Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
Расскажите детям:
о рабочих инструментах, о музыкальных инструментах,
о бытовых приборах. Демонстрационный материал: «Спорт»,
Беседы по картинкам.
«Моя семья»,
«Уроки вежливости»,
«Уроки доброты».
Рассказы по картинкам
«Мой дом»,
«Хорошие манеры и привычки»
Художественно-эстетическое развитие
Конструирование
Рисование
Колдина Д.Н.
Рисование с детьми 2-3 лет
Лепка
Колдина Д.Н.
Лепка с детьми 2-3 лет
Лыкова И.А.
Изобразительная деятельность в детском саду: Первая младшая группа
Наглядно-дидактический комплект из 7 программных построек
Образцы для совместного рисования;
образцы с последовательным
выполнением художественной поделки, рисунка, лепки.
«Мир в картинках».
Мир искусства «Пейзажи», «Сказка в русской живописи», «Животные в русской графике».
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.
Рабочая программа ориентирована на активное освоение детьми 1,5 - 3 лет разнообразных умений (игровых, коммуникативных, художественно - изобразительных и трудовых) и соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка через осознание своих потребностей, возможностей и способностей.
Решение программных образовательных задач осуществляется и в ходе режимных моментов, и в рамках непосредственно образовательной деятельности, в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, что отражается в следующей таблице.
-НОД (рисование, лепка, конструирование, муз. развитие, ознакомление с худ. лит. и фольклором);
-праздники;
-досуги;
-развлечения;
-музыкально – дидактич. игры;
-слушание музыки;
-выставка детских работ;
-совместная продуктивная деятельность;
-инд. работа;
-совместная деятельность.
-наблюдения;
-самостоят. продуктивная деятельность;
- детское экспериментирование;
-рассматривание книг;
-дидактические игры;
-музыцирование;
-танцевальная; импровизация;
-самостоятель
ное конструирова
ние.
-совместные праздники;
-консультации;
-участие в конкурсах и выставках.
Наглядный.
Словесный.
Практический
-рассматривание картин и иллюстраций;
-дид. игры;
-показ способов.
-беседа;
-объяснение.
-упражнения;
-экспериментирование;
-игра на муз. инструментах;
-исполнение муз движений.
2.4. Взаимодействие с семьёй и социумом
Месяц
Название мероприятия
Цель мероприятия
Сентябрь
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»
Организация эффективного взаимодействия родителей с педагогами ДОО по вопросам воспитания и развития детей. Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
Папка –передвижка «Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям».
Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю.
Папка – передвижка "Дорожная азбука".
Привлечение внимания родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения, повышение их ответственности за формирование у детей знаний ПДД.
Памятка для родителей «Особенности развития детей 2-3 лет».
Познакомить родителей с особенностями развития детей 2-3 лет.
Наглядная информация: «Режим дня», «Учите и читайте вместе с нами», «Наши именинники».
Привлечение родителей к работе детского сада. Нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.
Родительское собрание «Первый раз в детский сад, об адаптации детей»
Ознакомление с правилами внутреннего распорядка детского сада. Познакомить родителей с результатами адаптации детей в группе, программой, задачами развития и воспитания на год. Создание родительского комитета. Обсуждение рекомендаций и пожеланий.
Октябрь
Папка – передвижка «Осенняя палитра».
Датьродителям практические советы по проведению наблюдений в осеннее время года.
Выставка «Осенняя фантазия» (поделки из природного материала).
Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить начатое дело до конца и видеть свой результат на выставке.
Индивидуальные беседы «Если ваш ребёнок кусается», «Привычки», «Первые дни ребенка в ДОУ».
Повышение педагогической культуры родителей. Нацелить родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек».
Информационный проспект «Профилактика гриппа и ОРВИ»
Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях детского сада.
Консультация «Режим дня в жизни ребенка».
Информировать родителей о важности соблюдения режима для полноценного развития младших дошкольников.
Ноябрь
Консультация «Пальчиковые игры для детей 2- 3 лет».
Развитие воспитательного потенциала семьи. Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития мелкой моторики рук.
Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков.
Фотовыставка: «Это мы! Первые дни пребывания в детском саду».
Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду. Привлечение родителей к работе детского сада.
Родительская гостиная «Учимся играть в дидактические игры».
Научить родителей играть в некоторые дидактические игры. Осуществление практической подготовки родителей по вопросам воспитания детей. Развитие воспитательного потенциала семьи.
Копилка Добрых дел. Пошив атрибутов в театральный уголок.
Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Декабрь
Родительское собрание «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста».
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте. Обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Консультация «Игра – инсценировка как средство развития речи ребенка».
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах развития речи в младшем возрасте. Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей.
Акция «Новогодняя сказка».
Помощь родителей в совместной подготовке к новогоднему празднику.
Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, оформлению приемной и групповой комнат, изготовлению костюмов, подделок, новогодних подарков.
Праздник «Новый год».
Развивать творчество у родителей, способствовать совместному времяпрепровождению родителей и детей. Демонстрация творческих способностей детей,
сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально - насыщенного взаимодействия.
Январь
Буклет «Игры и упражнения для развития речи детей»
Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Активизация взаимодействия родителей с ребёнком с целью развития речи.
Индивидуальные беседы «Одежда детей в группе и на улице».
Напомнить, что правильно подобранная одежда в соответствии с температурным режимом благоприятно влияет на самочувствие и здоровье детей.
Папка- передвижка «Прогулка с детьми в зимний период».
Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года.
Информационный стенд «Книжки в нашем доме». Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Знакомство родителей с произведениями, определяющими круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка, методами и приёмами ознакомления ребёнка с художественной литературой.
Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
Февраль
Консультация для родителей «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём».
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Раскрыть значение сенсорного развития для детей раннего возраста. Показать в какие игры родители и дети могут играть дома для закрепления полученных знаний.
Папка-передвижка «Для чего развивать мелкую моторику?»
Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики; обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей.
Консультация «Как провести выходной день с детьми».
Повышение педагогической культуры родителей.
Наглядная информация «Роль отца в воспитании ребенка».
Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей. Внедрение положительного опыта семейного воспитания.
Беседа «Роль фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Март
Консультации «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития игровой деятельности детей.
Памятка «Учить цвета просто и весело».
Активизация родительского внимания к вопросам воспитания ребенка.
Индивидуальные беседы
«Что должно быть в шкафчиках?»,
«Наши привычки - привычки наших детей».
Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
Папка-ширма «Зачем ребенку кукольный театр?»
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей младшего дошкольного возраста.
Обогащение родительскихпредставлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.
Беседа «Нетрадиционная техника рисования в развитии младшего дошкольника».
Беседа с родителями об использовании нетрадиционных средств в изобразительной деятельности.
Папка-передвижка «Игры со строительным материалом детей младшего возраста».
Установить тесное сотрудничество, чтобы вовлечь малыша в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями через игру.
Организация «Калейдоскопа добрых дел» (подклеить книги, отремонтировать детскую мебель).
Способствовать развитию совместной трудовой деятельности родителей. Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
Май
Родительское собрание «Чему научились наши дети за год»
Подвести итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год.
Определить перспективы на будущее.
Консультация: «Кризис трёхлеток. Что это такое?»
Повышение уровня педагогических знаний родителей. Реализация единого подхода в воспитании детей трёхлетнего возраста.
Оформление фотовыставки «Вот и стали мы на год взрослей!».
Укреплять дружеские взаимоотношения в коллективе группы.
Привлечь родителей к совместному труду, сплочению в общем деле. Привлечение родителей к работе детского сада.
2.5. Планирование работы с детьми в группе
- Перспективное планирование (имеется в учебном методическом комплексе воспитателя);
- календарное планирование (имеется в УМК).
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.
№
Образовательные области
Совместная деятельность
Физическое развитие.
Прием детей на воздухе в теплое время года
Утренняя гимнастика
Закаливание в повседневной жизни
Физминутки на занятиях
Физкультурные занятия
Прогулка в двигательной активности
Гимнастика после сна
Физкультурные досуги.
Познавательное развитие.
Занятия познавательного цикла
Дидактические игры
Наблюдения
Беседы
Экспериментирование
Индивидуальная работа.
Речевое развитие.
Чтение художественной литературы
Беседы
Обсуждения прочитанного
Инсценирование литературного произведения
Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
Социально - коммуникативное развитие.
Утренний прием детей, индивидуальная работа
Совершенствование культуры поведения за столом.
Дежурства в столовой, природном уголке
Совершенствование навыков культуры общения
Театрализованные игры
Сюжетно-ролевые игры.
Художественно - эстетическое развитие.
Занятия по музыкальному и воспитанию и изобразительной деятельности
Экскурсии в природу
Музыкальные досуги
Прослушивание классической музыки и детских песен отечественных.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оформление предметно-пространственной среды.
Для детей этого возраста необходимо достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Организация развивающей предметно–пространственной среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Создавая развивающую предметно-пространственную среду в группе мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда группы организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Среда, окружающая детей в группе обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на ФГОС, на требования Сан Пина, образовательную программу, на принципы построения предметно – пространственной среды и личностно – ориентированную модель взаимодействия. Одна из основных задач, которая стоит перед нами – сохранение и укрепление здоровья детей.
Еще одним из принципов ФГОС является принцип интеграции, поэтому мы организовали свою предметно – развивающую среду так, чтобы при реализации задач по основным областям, возможно, было включение всех видов детской деятельности.
Содержание программы предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности дошкольников, поэтому организуя предметно – пространственную среду в группе, мы опирались на один из ведущих принципов – принцип доступности.
Реализуя задачи по основным образовательным областям, создали условия для физического развития детей и приобщения их к здоровому образу жизни, обеспечили пространство и наполняемость предметами, и игровым материалом с учетом возрастных особенностей, стимулирующих двигательную активность. Включили такой уголок как «Спортивный уголок».
Решая задачи познавательного развития, создали условия для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Включили в предметно – развивающую среду такие уголки, как: «Уголок дидактических игр», «Уголок познавательной литературы», «Уголок природы».
Реализуя область художественно – эстетического развития, создаем условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, элементарных представлений о видах искусства, эстетического отношения к окружающему миру, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей через следующие уголки: «Музыкальный уголок», «Театральный уголок», «Уголок творчества и художественной литературы».
Задачи области речевого развития, направленные на овладение речью как средством общения и культуры, а также знакомство с книжной культурой, детской литературой мы реализуем через следующие уголки: «В гостях у сказки».
В нашей группе несколько игровых уголков, которые обеспечивают социально - коммуникативное развитие детей, помогают формировать у них основы культуры общения через решение проблемных ситуаций и закрепляет знания об окружающей действительности и жизни в социуме. В нашей группе собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Оснащение: куклы, коляски, кухонный гарнитур, посуда, муляжи продуктов. Есть также уголки, где расположены экспонаты для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Семья», «Кухня», «Мастерская».
При всем при этом, мы взрослые не забыли о себе, включив в предметную среду небольшой уголок, который помогает нам чувствовать себя более уверенно, активно и профессионально – это наши картотеки
«Спортивный
уголок»
■ Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности
Оборудование для ходьбы, бега, равновесия
Для катания, бросания, ловли
Атрибуты к подвижным и спортивным играм
Нетрадиционное физкультурное оборудование
«Уголок
природы»
■ Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности
Набор картинок, альбомы
Материал для проведения элементарных опытов
Фигурки домашних и диких животных
Макеты овощи, фрукты
Инвентарь для трудовой деятельности
Природный и бросовый материал.
«Уголок развивающих игр»
■ Расширение познавательного сенсорного опыта детей
Дидактический материал по сенсорному воспитанию
Дидактические игры
Настольно-печатные игры
Материал для детского экспериментирования
«Строительная
мастерская»
■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
Напольный строительный материал;
Настольный строительный материал
Пластмассовые конструкторы
Транспортные игрушки
«Игровая зона»
■ Реализация ребенком полученных и
имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта
Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Кухня»)
«Уголок
уединения»
■ Освоение приёмов регуляции своего настроения, способом приобретения уверенности
Подушки «Настроение»
Короб «Мирилка» со стихотворениями
Шляпа
Короб «Порви негативное настроение»
Кружка – кричалка
«Книжный уголок»
■ Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
Наличие художественной литературы
Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
«Театральный уголок»
■ Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх- драматизациях
Элементы костюмов
Настольный театр
Пальчиковый театр
«Уголок творчества»
■ Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца
Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
Наличие цветной бумаги и картона.
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации
Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей
Место для сменных выставок произведений изоискусства
Альбомы- раскраски
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки
Предметы народно - прикладного искусства
«Музыкальный
уголок»
■ Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности
Детские музыкальные инструменты
Набор аудиозаписей
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)
3.2. Режим дня, структура образовательной деятельности
Режим пребывания детей в МДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00).
Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную системы от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.
Все возрастные группы работают по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и холодный периоды года. На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.
В период летнее оздоровительной компании в МДОУ действует оздоровительный режим, предполагающий увеличение дневного сна и длительности пребывания детей на свежем воздухе.
Ежедневно в летний период и в остальное время года при позволяющих погодных условиях прием детей осуществляется на свежем воздухе.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
• Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра;
• Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Организация режима дня
При проведении режимных процессов МДОУ придерживается следующих правил:
• Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании);
• Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
• Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
• Формирование культурно-гигиенических навыков;
• Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
• Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• Соблюдение двигательной активности детей с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;
• Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей напрямую зависят от состояния их нервной системы.
Основные принципы построения режима дня:
• Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность;
• Режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника. Поэтому в МДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня;
• Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периодов года.
Организация сна
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном проведение подвижных эмоциональных игр не рекомендуется.
При организации сна учитываются следующие правила:
• В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна;
• Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы за тем они первыми ложились в постель;
• Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;
• Во время сна детей присутствие воспитателя (помощника воспитателя) в спальне обязательно;
• Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов;
• Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать детей в постелях.
Организация прогулки
В соответствии с требованиями СанПиН от 15 мая 2013года № 26 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневной прогулки составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
Режим дня
в первой младшей группе №2
Время
Режимные моменты
7.00 - 8.00
Утренний приём на прогулке, свободная игра, самостоятельная деятельность
8.00 – 8.10
Утренняя гимнастика
8.10 – 8.30
Игры, самостоятельная деятельность детей, подготовка к завтраку
8.30 – 8.50
Завтрак
8.50 – 9.00
Игры, самостоятельная деятельность детей
9.00 - 9.30
Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (общая длительность, включая перерывы)
9.30 – 10.30
Игры, самостоятельная деятельность детей
10.30 - 10.40
Второй завтрак
10.40 - 11.40
Подготовка к прогулке, прогулка
11.40 - 12.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду
12.00 – 12.20
Обед
12.20 - 15.20
Подготовка ко сну. Чтение художественной литературы. Дневной сон
15.20 - 15.30
Постепенный подъём, подготовка к полднику
15.30 - 15.40
Полдник
15.50 - 16.15
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность
16.15 – 18.00
Подготовка к прогулке. Прогулка
18.00 – 18.30
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину
18.30 – 18.50
Ужин
18.50 – 19.00
Взаимодействие с родителями, уход детей домой
Организация ООД.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным областям — физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность.
Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.
Непосредственная образовательная деятельность
в первой младшей группе №2
День недели
Время
Вид деятельности
Понедельник
8:50 – 8:57
9:10 – 9:20
Двигательная
Изобразительная (Рисование)
Вторник
8:50 – 9:00
9:10 – 9:20
Музыкальная
Познание (Формирование целостной картины мира. Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение)
Среда
8:50 – 8:57
9:10 – 9:20
Двигательная
Коммуникативная (Развитие речи)
Четверг
9:00 – 9:10
10:40 – 10:50
Коммуникативная (Чтение художественной литературы)
Двигательная
Пятница
9:00 – 9:10
9:20 – 9:30
Музыкальная
Изобразительная (Лепка)
Модель двигательного режима в первой младшей группе
Вид деятельности
Младшая группа
Подвижные игры во время приема детей
Ежедневно 3-5 мин
Утренняя гимнастика
Ежедневно 6 мин
Физкультминутки
2-3 мин
Музыкально-ритмические движения
НОД по музыкальному развитию 8-10 мин.
НОД по физическому развитию (2 в группе, 1 на улице)
Самостоятельная двигательная деятельность в течении дня
Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.
Проводится под руководством воспитателя.
Модель закаливания детей 2-3 лет
Фактор
Мероприятие
Место в режиме дня
Периодичность
Дозировка
вода
умывание
После каждого приема пищи, после прогулки
ежедневно
T +28-20
воздух
облегченная одежда
в течение дня
Ежедневно, в течение года
одежда по сезону
на прогулках
Ежедневно, в течении года
Прогулка на свежем воздухе
После занятий, после сна
Ежедневно, в течение года
От 1,5 до 3 часов, в зависимости от сезона и погодных условий
Утренняя гимнастика на воздухе
Июнь-август
В зависимости от возраста
Физкультурные занятия на воздухе
В течение года
10-30 мин, в зависимости от возраста
Воздушные ванны
После сна
Ежедневно, в течение года
5-10 мин., в зависимости от возраста
Выполнения режима проветривания
По графику
Ежедневно, в течение года
6 раз в день
Рецепторы
Босохождение в обычных условиях
В течение дня
Ежедневно, в течение года
3-5 мин
Литература
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Вторая группа раннего возраста. М.:Мозаика-Синтез, 2016
Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2002
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.:Мозаика- Синтез, 2016
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж, Учитель, 2004
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / - М.: Просвещение, 1991.
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет. М. ТЦ СФЕРА, 2017
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа Издательство: Мозаика-Синтез,2014.
Горбушина С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. С-П. .Детство -Пресс. 2016
Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез. 2016
Закон «Об образовании» Российской Федерации.
Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2013
Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2016
Колдина Д.Н. Рисование с детьми 2-3 лет. .М. Мозаика-Синтез.2016
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. М. Цветной мир. 2017
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика-Синтез, 2003 г
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Первая младшая группа– М. Мозаика-Синтез, 2013
Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Первая младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. М. АЙРИС-пресс, 2007
Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. М., Мозаика-Синтез.2013
Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего возраста. М., Мозаика-Синтез.2017
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 1-3 года/ М., Мозаика-Синтез.2014
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. Мозаика-Синтез. 2008