Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующего детского сада»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида»
Рабочая программа
учителя-логопеда
группы № 7
Разработана:
учитель-логопед: Прокофьева Н. С.
Псков, 2024
Раздел I. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 279, «Положением о Рабочей программе педагога МБДОУ «Детский сад №32», отражает выполнение задач адаптированной образовательной программы для детей с нарушениями речи МБДОУ № 32. Она носит коррекционно –развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет с ОНР.
Настоящая Программа руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:
-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
-письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
-должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике от 26.08.2010 № 761
Основной базой рабочей Программы являются:
Адаптированная образовательная программа МБДОУ № 32.
Целью Программы является построение системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников, а также создание условий для практического освоения технологий, способов педагогической деятельности, для обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей.
Задачи Программы:
-способствовать максимальной коррекции имеющегося дефекта и вторичных проявлений, вызванных нарушением речи
-способствовать общему развитию дошкольников с речевыми нарушениями, коррекции их психофизического развития,
-создать благоприятные условия для развития детей-логопатов в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
способствовать овладению детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка;
-обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром,
-способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР.
Ребенок:
- понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств;
– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
– различает разные формы слов (словообразовательные модели и грамматические формы);
– использует в речи сложносочиненные предложения с сочинительными союзами;
– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью взрослого рассказывает по картинке;
– составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
– использует различные виды интонационных конструкций;
– владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми, элементарными коммуникативными умениями, взаимодействует с окружающими взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
– может самостоятельно получать новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
– в речи употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, проявляет словотворчество;
– сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях, высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и самостоятельно).
Исходя из ФГОС ДО в Программе учитываются:
-индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования;
-возрастная адекватность дошкольного образования;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
-возможности освоения ребенком с нарушениями речи Программы на разных этапах ее реализации;
-специальные условия для получения образования детьми с речевыми нарушениями, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Настоящая рабочая Программа также строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество организации с семьями;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Данная рабочая программа разработана в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка» № 32 г. Пскова».
Реализация программы будет происходить в средней логопедической группе с общей численностью 18 человек. Все дети, по результатам ПМПК, являются лицами с ограниченными возможностями здоровья, имеют тяжелые нарушения речи в виде общего недоразвития речи различного уровня и задержку речевого развития.
На начало 2024 учебного года у детей имеются следующие логопедические заключения: 1 ребенок - общее недоразвитие речи I уровня на фоне моторной алалии с дизартрией, 4 ребенка - общее недоразвитие речи I уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии 3 детей – общее недоразвитие речи I – II уровня на фоне моторной алалии с с-м дизартрии, 1 ребёнок – общее недоразвитие речи I-II уровня на фоне моторной алалии,6 детей – общее недоразвитие речи II уровня на фоне моторной алалии с с-м дизартрии, 1 ребенок – общее недоразвитие речи II – III уровня на фоне моторной алалии, 2 детей – общее недоразвитие речи II – III уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии. (см. Приложение 1).
Речь всех детей характеризуется выраженным недоразвитием всех компонентов речи. Результаты обследования показали, что у детей словарный запас ниже возрастной нормы. Он состоит из обиходной предметной и глагольной лексики. Пассивный словарный запас также снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. У двоих детей практически отсутствует понимание числа существительных и глаголов, рода, падежа. Обследование связной речи показало, что дети не могут пересказать короткий рассказ, сказку, не могут составить рассказ по картине. При выполнении таких заданий одни только перечисляли предметы, изображённые на картинке, а у других детей отмечалось отсутствие понимания выполнения задания.
Но больше всего у детей данной группы нарушены фонетико-фонематические компоненты речи. У всех наблюдается полиморфное нарушение звукопроизношения. Нарушены даже простые по способу артикуляции звуки ([в] [в`] [ф`] [ф] [т] [д], [к],[г], [м’], [н], [н’]). Характерной особенностью детей является ограниченная способность в воспроизведении слоговой структуры слова. Наблюдаются многочисленные ошибки даже при произношении слов, состоящих из двух слогов без стечений согласных звуков. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы детей данной группы. У дошкольников отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В группе преобладают гипервозбудимые дети. У всех дошкольников наблюдается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики в целом. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу всех специалистов коррекционного процесса, а также участие родителей в реализации программных требований.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком в процессе образовательной деятельности, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности родителей ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии.
Учитель – логопед формирует у родителей информационную готовность к логопедической работе, побуждает их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье. Он помогает организовать совместную непосредственно-образовательную деятельность ребенка и родителей в домашних условиях для достижения максимальных результатов.
Для повышения компетентности родителей учитель - логопед использует следующие формы работы с родителями:
родительские собрания;
тематические консультации для родителей;
индивидуальные консультации для родителей группы;
индивидуальные практикумы;
анкетирование;
совместные праздники;
оформление родительских уголков.
Для осуществления педагогической деятельности в соответствии с рабочей программой создана развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения, которая обеспечивает полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях. Она построена с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей контингента воспитанников. Для реализации рабочей программы имеется необходимая методическая литература по вопросам развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста с ОНР, а также литература по вопросам коррекции речевых дефектов. Также имеются периодические печатные издания по приоритетному направлению работы.
Для максимально возможной коррекции речевых нарушений в данной рабочей программе предлагается использование следующих образовательных технологий:
технология логопедического обследования Л.С. Волковой – позволяет определить структуру и степень выраженности речевого дефекта;
технология постановки звуков Ф.Ф. Рау – позволяет применять разнообразные приемы для постановки различных групп звуков;
технология коррекции звукопроизношения Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной – предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;
технологии активизации и интенсификации деятельности (игровые, компьютерные) – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;
личностно ориентированные технологии (педагогика сотрудничества) – позволяют концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности;
технология дифференцированного обучения. Основная ее цель – развитие каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей.
технология развивающего обучения, которая позволяет ориентироваться на «зону ближайшего развития» дошкольника при построении его индивидуальной образовательной программы. Данная технология позволяет в максимальной степени учитывать возможности, темпы развития ребенка, влияние на него окружающей среды.
технология поэтапного формирования умственных действий.
теория решения изобретательских задач (ТРИЗ-технология) – позволяет развить творческий потенциал дошкольников;
здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; артикуляционная гимнастика;
физкультминутки) которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей;
В качестве инструментария для определения эффективности освоения детьми содержанияпрограммы
В соответствии с ФГОС ДО реализация программы предполагает оценку индивидуального развития речи детей. Такая оценка производится дважды в год (сентябрь, май). Учитель – логопед проводит первичное логопедическое обследование детей в течение первых двух недель сентября. В результате обследования выявляются особенности общего и речевого развития детей, состояние компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи. Заполняются речевые карты О. И Крупенчук. Составляется индивидуальный план работы для каждого ребенка. Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но компенсаторные возможности, зону ближайшего развития. Диагностика позволяет решить задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Оценка результатов развития осуществляется в конце учебного года (в середине мая). В это время учитель-логопед вновь заполняет речевую карту, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка. Итоговая диагностика определяет эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей. Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения задач индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории) и оптимизации работы с группой детей.
Коррекционная работа с детьми с ЗПР
У двоих детей, помимо общего недоразвития речи, имеется задержанное развитие психических функций (заключение ПМПК). Речь детей характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, значительные трудности при выполнении форм фонематического анализа, не удерживает полную слоговую структуру слов, стойкими аграмматизмами, словарный запас характеризуется обиходно-бытовой лексикой, устная форма речи недостаточно сформирована (вместо рассказа перечисление предметов, изображённых на картинке)
Проектирование образовательного процесса с детьми средней группы №7
В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 1 сентября по 1 июня учитель-логопед проводит 2 подгрупповых занятия в неделю продолжительностью по 20 минут. Индивидуальные занятия проводятся по 2 раза в неделю с каждым ребёнком. На каждого ребёнка планируется индивидуальный маршрут.
Время работы учителя-логопеда-пять дней в неделю с 8.00. до 12. 00.
Модель календарного планирования
Месяц/День недели
Понедельник
Развитие фонетической стороны речи
Вторник
Индивидуальная
работа
Среда
Индивидуальная работа
Четверг
Формирование лексико-грамматических категорий и связной речи
Составление рассказа-описания о насекомых по плану.
Составлять рассказ по плану.
21--25
Цветы
Звук [К]. (7, 8)
Пересказ рассказа «Подарок для мамы». (2)
Май
28-8
День Победы
Звук [Г]. (7, 8)
Согласование сущ. с чистлит. «два, три, пять»)
12-16
Летние забавы.
Звук [Х] (7, 8)
Составление рассказа-описания о лете.
Комплексно-тематическое планирование в средней группе №7
тема
Содержание работы
сроки
1. день знаний
Развивать у детей познавательную мотивацию, формировать дружеские отношения между детьми, познакомить с детским садом, расширять представления о профессиях сотрудников ДОУ
1 день
2. осень
Уточнять и расширять представления детей о приметах осени как времени года; уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах, ягодах и грибах; уточнять и закреплять названия деревьев, находящихся в близком окружении ребенка, а также хвойных деревьев; познакомить с профессией «лесник».
Составление простых предложений по вопросам к сюжетной картинке «В саду».
Составление простых предложений по вопросам к сюжетной картинке «Осень».
6 недель
3. человек
Уточнить и закрепить представления детей о частях тела, их функциональном назначении; формировать навыки ЗОЖ; закреплять представления детей о семье, ее членах, а также профессиях родителей; познакомить с предметами одежды и обувью, необходимой для осеннего периода; уточнять назначение предметов чайной, столовой, кухонной посуды, мебели.
Дифференциация коротких и длинных слов. Дифференциация слогов, двусложные слова с открытыми слогами. Дифференциация слогов, трехсложные слова с открытыми слогами. Дифференциация слогов с общим согласным звуком и разными гласными звуками. Дифференциация слогов с общим гласным звуком и разными согласными звуками. Звук [А]. Звук [У]
Знакомство с предлогом «на». Употребление в речи притяжательных местоимений. Составление рассказа-сравнения об обуви.
Практическое употребление предлога «на».
Совершенствование навыка употребления данной категории Драматизация сказки «Три медведя». Пересказывать сказку по серии картин. Знакомство с предлогом «в».
6 недель
4. неделя здоровья
Индивидуальная работа
1 неделя
5. зима
Уточнять и расширять представления детей о приметах зимы как времени года; зимних забавах, праздновании Нового года.
Дифференциация звуков [А-У]. Звук [И].Составление рассказа по картинному плану.
Составлять рассказ по плану. Образование категории пр. п. с предлогом.
2 недели
6. день защитников Отечества
Уточнять и расширять представления детей о военных профессиях, военном транспорте
Звук [П].
Пересказ рассказа «Раненый солдат».
1 неделя
7. 8 марта
Уточнять представления детей о женских профессиях, познакомить с традициями празднования 8 Марта.
Звук [Б]. Звук [М].
Составление рассказа по сюжетным картинкам .
Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большая»
2 недели
8. наши соседи
Уточнять и расширять представления детей о домашних птицах, домашних животных и их детёнышах; дифференцировать представления детей о домашних и диких животных.
Дифференциация звуков [И-О]. (
Дифференциация гласных звуков.
Образование гл. от звукоподражаний.
Составление рассказов-описаний о животных.
9. весна
Уточнять и расширять представления детей о приметах весны как времени года; уточнить представления о весенних работах людей в саду и огороде; закреплять названия птиц (зимующих и перелетных), наблюдаемых на участке.
Звук [Н]. Звук [Т]. Звук [Д].
Составление рассказа по серии картин.
Составлять рассказ по серии последовательных картин.
Образование гл. во мн. ч.
3 недели
10. моя родина
уточнять представления детей о родном городе, транспорте (наземном), профессиях на транспорте; ПДД; дать первоначальные представления о родной стране
Звук [О] Дифференциация звуков [И-О].
Образование категории тв. п. с предлогом «с».
Категория тв. п. без предлога.
3 недели
11. знакомство с народной культурой
Расширять представления о народной игрушке, знакомить с народными промыслами; привлекать к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи.
Звук [К].
Пересказ рассказа «Русская народная игрушка».
1 неделя
12. день Победы
Уточнять и расширять представление детей о празднике День Победы.
Звук [Х]
Согласование сущ. с чистлит. «два, три, пять»)
1 день
13. лето
Уточнять и расширять представления детей о лете как времени года, летних забавах; уточнять представления о насекомых и луговых цветах (ромашка, колокольчик)
Звук [Д], [Г]. Повторение.
Составление рассказа-описания о насекомых по плану.
Пересказ рассказа «Подарок для мамы».
Составление рассказа-описания о лете.
3 неделя
Сетка образовательной деятельности в средней группе №7
понедельник
8.00.-8.50. индивидуальная работа
9.00.-9.20. развитие фонетической
9.30.-9.50. стороны речи
10.00.-12.00. индивидуальная работа
вторник
8.00.-12 00. индивидуальная работа
среда
8.00.-12.00.индивидуальная работа
четверг
8.00.-9.20. индивидуальная работа
9.20.-9.40. формирование лексико-грамматических
9.50.-10.10. категорий и связной речи
10.20.-12.00. индивидуальная работа
пятница
8.00-12.00. индивидуальная работа
Раздел III. Информационно-методическое обеспечение
Зонды логопедические; средства для санитарной обработки инструментов.
Учебно-методическое обеспечение
Программы:
- «Адаптированная образовательная программы для детей с нарушениями речи» МБДОУ «Детский сад №32»
- «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой)
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. -М.: Просвещение. - 2008г.
Технологии:
1.Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет.-ТЦ Сфера, 2008.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
4. Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика-Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
5. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
6. Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
7. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа.-М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009.
8. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения-М.: Сфера, 2010.
9. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем-звуки получаем.-СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
10. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-Спб.: КАРО, 2003.
11. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
12. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук.-М.: ТЦ Сфера, 2005.
13. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.-М.: «Мозаика-Синтез», 2006.
14. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомедации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.-Спб, КАРО, 2006.
15. Пожиленко Е. В. Волшебный мир звуков и слов.-СПб.: КАРО, 2007.
16. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О. А. Зажигина.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
17. Логопедия. Средняя группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва.-Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
18. Османова Г. А. Новые стихотворения и скороговорки на все лексические темы.-СПб.: КАРО, 2007.
19. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4-5 лет)/Авт.-сост. А. В. Никитина.-СПб.: КАРО, 2006.
20. Голубева Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников.-СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Боряевой, 2010.
21. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2000.
22. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине./Под ред. проф. Л. Б. Боряевой.-СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Боряевой, 2009.
23. Обучение связной речи детей 4-5 лет. Картинно-графические планы рассказов.\ Авторы идеи Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н.-М.: «Скрипторий 2003», 2013.
24. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.-СПб, 2008.
25. Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М., ТЦ Сфера, 2011.
26. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.-М.: ТЦ Сфера, 2009.
27. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр.-СПб.: ООО Издательский дом «Кристалл», 2000.
28. Курдвановская Н. В., Ванюкова Л. С. Формирование слоговой структуры слова.-М.: ТЦ Сфера, 2007.
29. Краузе Е. Н. Практическая логопедия: конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста.-М.: Бином-Пресс, 2006.
30. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
31. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.-СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.
32. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля.-М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.
Приложение № 1
Заключение
Количество
Примечание
ОНР I уровня на фоне мот. алалии с синдромом дизартрии
4
ЗПР-2
ОНР I уровня на фоне моторной алалии с дизартрией
1
ОНР I-II уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии
3
ОНР I-II уровня на фоне моторной алалии
1
ОНР II уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии
6
ОНР II-III уровня на фоне моторной алалии
1
ОНР II-III уровня на фоне моторной алалии с синдромом дизартрии