Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа
СОГЛАСОВАНО
на заседании
педагогического совета
протокол №__________
"____"____________2024 г.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий СП ДО
_________________
"____"_______________2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ
____________
"____"____________ 2024 г.
Рабочая программа учителя-логопеда
групповых занятий по развитию речи детей
Составила:
учитель-логопед
Аннотация к рабочей программе
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Основой для разработки данной учебной программы устранения задержки психического развития у детей дошкольного возраста явились: «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М.А. (М., 1985),), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» Ушаковой О.С., «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищевой Н.В. и другие. Учитель-логопед с помощью логопедических средств способствует формированию необходимых условий для успешной адаптации детей с речевыми нарушениями к учебно-воспитательному процессу и реализации их личностных возможностей:
- коррекция, развитие и усовершенствование устной речи учащихся путем фонетических (фонематических), морфологических и синтаксических обобщений;
- помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
- развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления).
Цель: Организация коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода для совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли, развития устной речи как средства отражения действительности и выражения отношения к ней.
Задачи:
• раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
• воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения,
• развитие фонематического восприятия и слуха;
• подготовка к обучению грамоте,
• уточнение, расширение и обогащение лексикона,
• формирование и коррекция грамматического строя речи,
• формирование синтаксических навыков,
• развитие связной речи и речевого общения,
• формирование навыков учебной деятельности;
•осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
Принципы работы:
• занимательность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся
Успешность развития речи дошкольников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения. Все педагоги группы следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Учителем логопедом проводятся групповые занятия. Время занятий зависит от возраста детей.
Время проведение логопедических занятий в группах:
1 младшая группа - 10 минут
2 младшая группа - 15 минут
Средняя группа - 20 минут
Старшая группа - 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут
Ожидаемый результат.
Развитие и обогащение словаря :
В конце года дети должны называть предметы, их части и детали, а также материалы, из которых они изготовлены, видимые и некоторые скрытые свойства материалов, употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, употреблять существительные с обобщающими значениями и др.
Совершенствование лексико-грамматических категорий:
Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных, употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов и др.
Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:
Развитие просодической стороны речи:
Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние.
Коррекция произносительной стороны речи:
Дети должны правильно произносить гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки в отдельных словах или словосочетаниях.
Работа над слоговой структурой слова:
Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза:
Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Развитие связной речи и речевого общения:
Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложение по образцу. Повторять образец рассказа педагога по описанию картины, предмета.
Календарно-тематическое планирование и содержание работы в младшей группе
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
1
Органы артикуляции
Цель: знакомство с органами артикуляции.
Задачи:
Расширить знания детей об органах артикуляции.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
Сказка о веселом язычке.
Уточнение произнесения гласных звуков, их различение.
Звуки вокруг. Звуки природы. Звучащие игрушки. Развитие слуха.
Фонематические упражнения: как дует ветер (ВВВВВ), как звенит комарик (ЗЗЗЗЗЗ), как жужжит пчела (ЖЖЖЖ), как капает летний дождик (ККККК), как течет вода по стеклу, когда льет сильный дождь (ШШШШШ), как ударяет град по крыше (Б Б Б Б).
2
Осень
Цель: закрепить понятие об осенних явлениях.
Задачи:
Активизировать словарный по теме.
Научить образовывать существительные множественного числа.
Научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.
Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
3
Овощи
Цель: формировать представление об овощах, формировать обобщающее понятие «овощи».
Задачи:
Закрепить названия овощей, их цвета.
Научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Научить образовывать множественное число имен существительных.
Научить правильному употреблению существительных в винительном падеже.
Ввести в речь прилагательные, обозначающие цвет, форму и вкус овощей.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения гласных звуков, их различение.
4
Фрукты
Цель: формировать представление о фруктах, формировать понятие «фрукты».
Задачи:
Познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Учить образовывать множественное число существительных.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие мелкой моторики.
5
Игрушки
Цель: формировать обобщающее понятие «игрушки», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Уточнение и активизация словаря по теме.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить образовывать множественное число существительных.
Упражнять в образовании родительного падежа существительных.
Научить составлять целое из двух частей.
Развитие у детей целостного восприятия предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие мелкой моторики.
6
Отгадай, что звучит
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Что звучит?».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
7
Одежда.
Цель: систематизировать знания детей об одежде, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Активизировать словарь по теме.
Учить образовывать множественное число существительных.
Сравнивать одежду мальчика и девочки.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Развивать у детей целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие мелкой моторики.
8
Посуда.
Цель: уточнить и закрепить обобщающее понятие «посуда», расширить и активизировать словарный запас по теме.
Задачи:
Познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, названием.
Закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов.
Ввести в пассивный словарь прилагательные большая, маленькая, средняя.
Научить образовывать множественное число существительных.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Упражнять в образовании родительного падежа существительных.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
9
Дом
Цель: обобщать и закреплять знания детей о доме.
Задачи:
Познакомить с частями дома.
Активизировать словарь по теме, развивать понимание предлогов в, на, из, под.
Учить подбирать слова-действия и слова-признаки;
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
10
Мебель
Цель: формировать обобщающее понятие «мебель», расширить и активизировать словарный запас по теме.
Задачи:
Уточнить название предметов мебели, ее назначение.
Формирование навыка понимания предложных конструкций.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Научить образовывать множественное число существительных
Подбирать глаголы в соответствии с назначением мебели.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
11
Человек
Цель: уточнить и активизировать словарь по теме «человек»
Задачи:
Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.
Научить образовывать множественное число существительных
Познакомить ребенка с числительными два и две , научить употреблять их в речи.
Учить образовывать формы множественного числа глаголов.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
12
Солнце или дождик
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Солнце или дождик».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
13
Домашние животные. Кошка с котятами
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
• Вводить в речь детей слова, обозначающие названия домашних животных.
• Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, - енок.
• Научить образовывать множественное число существительных
• Обогащать словарь существительными, обозначающими части тела животных.
• Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
14
Домашние животные. Собака со щенком
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
• Вводить в речь детей слова, обозначающие названия домашних животных.
• Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, - енок.
• Научить образовывать множественное число существительных
• Обогащать словарь существительными, обозначающими части тела животных.
• Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
• Вводить в речь глаголы.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
15
Домашние животные. Корова с теленком
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
• Вводить в речь детей слова, обозначающие названия домашних животных.
• Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, - енок.
• Научить образовывать множественное число существительных
• Обогащать словарь существительными, обозначающими части тела животных.
• Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
• Вводить в речь глаголы.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
16
Домашние животные. Лошадь с жеребенком
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
• Вводить в речь детей слова, обозначающие названия домашних животных.
• Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, - енок.
• Научить образовывать множественное число существительных.
• Обогащать словарь существительными, обозначающими части тела животных.
• Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.
• Вводить в речь глаголы.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
17
Зима. Зимние забавы
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
Задачи:
Уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
18
Деревья. Праздник елки
Цель: систематизировать знания детей о деревьях, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Расширить и активизировать словарь по теме.
Научить образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Закрепить понимание предлогов на и под .
Научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину.
Развивать память, внимание, мышление.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
19
Домашние птицы
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних птицах; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Расширять словарь детей существительными, обозначающими названия домашних птиц.
Научить образовывать множественное число существительных.
Сформировать понятие некоторых предлогов.
Вводить в речь глаголы и прилагательные по теме.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
20
Дикие животные. Заяц с зайчатами.
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Обогащать словарь существительными, обозначающими названия диких животных.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Научить образовывать множественное число существительных.
Упражнять в употреблении предлога за.
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
21
Дикие животные. Лиса с лисятами
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Обогащать словарь существительными, обозначающими названия диких животных.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Научить образовывать множественное число существительных.
Упражнять в употреблении предлога за.
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
22
Дикие животные. Медведь с медвежатами
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Обогащать словарь существительными, обозначающими названия диких животных.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Научить образовывать множественное число существительных.
Упражнять в употреблении предлога за.
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
23
Дикие животные. Волк с волчатами
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Обогащать словарь существительными, обозначающими названия диких животных.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Научить образовывать множественное число существительных.
Упражнять в употреблении предлога за.
Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
24
Весна. Кораблик
Цель: уточнить время года, характерные признаки весны.
Задачи:
Расширить и активизировать словарь по теме.
Расширять словарь существительными, обозначающими признаки весны.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Учить подбирать прилагательные и глаголы для описания явлений природы весной.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
25
Транспорт
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Задачи:
Уточнить понимание некоторых предлогов.
Научить образовывать множественное число существительных.
Учить понимать предложные конструкции.
Учить правильно располагать готовые формы, развивать планирующую функцию речи.
Развивать мелкую моторику и логическое мышление.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
26
Угадай, кто кричит
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Угадай, кто кричит».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
27
Цветы. Цветут одуванчики
Цель: систематизировать знания детей о цветы, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Уточнить и расширить словарь по теме.
Учить согласовывать существительное с числительным.
Подбирать прилагательные для описания цветов.
Развивать мелкую моторику. Развивать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
28
Насекомые
Цель: закрепить и уточнить знания детей о насекомых.
Задачи:
Уточнить и расширить словарь по теме.
Научить образовывать множественное число существительных.
Формировать понятие некоторых предлогов.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
29
Птицы
Цель: закрепить и уточнить знания детей о птицах; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Расширять словарь детей существительными по теме.
Научить образовывать множественное число существительных.
Учить согласованию существительного с числительным.
Активизация глагольной лексики по теме.
Развивать мелкую моторику. Формировать целостное восприятие предмета.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
30
Кто внимательный?
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Кто внимательный?».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
31
Угадай, что делать
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Угадай, что делать».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
32
Угадай, кто идет
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Угадай, кто идет».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
33
Лето
Цель: уточнить время года, характерные признаки лета.
Задачи:
Расширить и активизировать словарь по теме.
Расширять словарь существительными, обозначающими признаки весны.
Учить образовывать существительные в множественном числе.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Расширить и активизировать глагольный словарь по теме.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
34
Иди-беги
Цель: развитие фонематического слуха.
Задачи:
Развитие слухового внимания, устойчивости, концентрации и переключения.
Игра «Иди-беги».
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
Календарно-тематическое планирование и содержание работы в средней группе
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
1
Овощи
Цель: формировать представление об овощах, формировать обобщающее понятие «овощи».
Задачи:
Расширить знания детей об овощах.
Формировать умение составлять описательные рассказы (2-3 предложения) по наводящим вопросам.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Уточнить и расширить словарь.
Ввести в речь прилагательные, обозначающие цвет, форму и вкус овощей.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения гласных звуков, их различение.
2
Фрукты
Цель: Формировать понятия «фрукты».
Задачи:
Уточнить знания детей о фруктах.
Употреблять в речи обобщающее понятие «фрукты».
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Учить образовывать множественное число существительных.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
3
Овощи и фрукты
Цель: Формировать понятия «фрукты», «овощи», «урожай».
Задачи:
Закреплять умения дифференцировать овощи и фрукты.
Формировать умения использовать обобщающие понятия «овощи», «фрукты».
Учить подбирать слова-действия для сбора урожая.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
4
Осень
Цель: уточнить и обогатить представление об осени, учить связно излагать собственные мысли.
Задачи:
Активизировать словарный запас.
Учить подбирать слова-признаки к предметам, согласовывать прилагательные с существительными.
Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.
Учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Упражнять в составлении рассказа–описания по наводящим вопросам.
Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
5
Птицы
Цель: закрепить и уточнить знания детей о птицах; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Учить узнавать и называть птиц, их строение.
Формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Учить подбирать слова-действия и слова-признаки.
Закреплять умение составлять предложения по вопросам: кто, что делает? что?
Р азвивать мышление, внимание, память.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
6
Птицы (продолжение)
Цель: закрепить и уточнить знания детей о птицах; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Вводить в речь детей прилагательные для описания птиц.
Формировать умение изменять слова по падежам
Уточнять и обобщать знания детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Закреплять в речи простые предлоги в, на, из.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Развивать моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
7
Домашние животные
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Вводить в речь детей слова, обозначающие названия домашних животных.
Учить употреблять существительные с суффмксами -онок, - енок.
Составлять и распространять предложения по картинке.
Обогащать словарь существительными, обозначающими части тела животных.
Вводить в речь глаголы
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
8
Домашние животные (продолжение)
Цель: закреплять и обобщать знания о домашних животных.
Задачи:
Расширять словарь детей прилагательными.
Учить подбирать слова-признакидля описания домашних животных, согласовывать существительные с прилагательными.
Учить употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
9
Домашние птицы
Цель: закрепить и уточнить знания детей о домашних птицах; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Расширять словарь детей существительными, обозначающими названия домащних птиц.
Учить употреблять существительные с суффмксами -онок, - енок.
Закреплять знания об образе жизни домашних птиц.
Вводить в речь глаголы.
Развивать мелкую моторику
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
10
Домашние птицы (продолжение)
Цель: обобщать и закреплять знания детей о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни.
Задачи:
Вводить в речь прилагательные для описания домашних птиц.
Учить сравнивать предметы, выделять их сходство и различие
Учить подбирать слова-действия и слова-признаки;
Учить образовывать форму существительных множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных;
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
11
Дикие животные
Цель: закрепить и уточнить знания детей о диких животных; формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Обогащать словарь существительными, обозначающими названия диких животных.
Учить употреблять существительные с суффмксами -онок, - енок.
Расширять словарь глаголами, обозначающими движения и повадки диких животных.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия
12
Дикие животные (продолжение)
Цель: обобщать и закреплять знания о диких животных.
Задачи:
Учить подбирать прилагательные для описания диких животных.
Учить образовывать множественное число существительных.
Расширять словарь глаголами, обозначающими движения и повадки диких животных.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия
13
Игрушки
Цель: формировать обобщающее понятие «игрушки», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Вводить в речь существительные, обозначающие названия игрушек.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Закреплять основные цвета.
Обогащать словарь глаголами, обозначающими действия с игрушками.
Учить употреблять простые предлоги в, на, за, под.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
14
Игрушки (продолжение)
Цель: формировать обобщающее понятие «игрушки», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Учить детей подбирать прилагательные для описания игрушек, образовывать относительные прилагательные.
Учить употреблять существительные в форме творительного падежа.
Закреплять основные цвета.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
15
Продукты
Цель: уточнить и закрепить обобщающее понятие «продукты», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Вводить в речь существительные, обозначающие названия продуктов.
Учить образовывать образовывать относительные прилагательные.
Расширять словарь глаголами, обозначающими действия с продуктами.
Учить согласовывать существительные с числительными.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
16
Продукты (продолжение)
Цель: закреплять и обобщать знания о продуктах.
Задачи:
Учить использовать прилагательные для описания продуктов и их вкусовых качеств, согласовывать прилагательные с существительными.
Учить употреблять существительные в форме родительного падежа.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Учить составлять предложения с опорой на картинку.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
17
Посуда. Звук «А»
Цель: уточнить и закрепить обобщающее понятие «посуда», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Знакомить с гласным звуком «А».
Расширять словарь существительными с обобщающим значением «посуда».
Учить образовывать множественное число существительных.
Подбирать прилагательные для описания посуда.
Употреблять существительные в творительном падеже.
Составлять рассказ по серии картинок.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
18
Одежда. Звук «У»
Цель: систематизировать знания детей об одежде, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Знакомить детей с гласным звуком «У»
Вводить в речь существительые, обозначающие одежду.
Учить подбирать глаголы, противоположные по смыслу.
Учить подбирать прилагательные для описания одежды
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Сопоставлять предметы, отличающиеся по размеру
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.Развитие фонематического восприятия.
19
Обувь. Звук «А», «У»
Цель: систематизировать знания детей об обуви, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Учить выделять из ряда звуков гласные «А», «У»
Употреблять глаголы для обозначения действий с обувью.
Обогащать словарь существительными с обобщающим значением «обувь»
Учить подбирать прилагательные для описания обуви, подбирать притяжательные прилагательные.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
20
Новый год. Звук «И»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике Новый год.
Задачи:
Знакомить со звуком «И», учить выделять его среди других гласных звуков.
Составлять предложения с предлогами на, под , над, к.
Вводить в речь существительные, связанные с предстоящими новогодними праздниками.
Закреплять основные цвета.
Употреблять в речи глаголы, обозначающие действия детей на празднике.
Согласовывать слова в предложении по падежам.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
21
Человек, семья. Звук «О»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье.
Задачи:
Знакомить детей со звуком «О», учить выделять его среди других гласных звуков.
Подбирать глаголы для обозначения различных действий.
Вводить в речь слова, обозначающиечасти тела человека.
Учить называть членов семьи, выделять родственные связи.
Правильно использовать в речи притяжательные местоимения «мой», «моя» в сочетании с существительными женского и мужского рода.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического слуха.
22
Профессии. Звук «М»
Цель: формировать понятие слова «Профессия».
Задачи:
Знакомить с согласным звуком «М», учить выделять звук в речи.
Образовывать глаголы единственного и множественного числа.
Обогащать словарь существительными — названиями профессий.
Вводить в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия
Употреблять существительные в форме творительного падежа.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
23
Зима. Звук «Н»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
Задачи:
Знакомить с согласным звуком «Н», учить выделять звук в речи.
Производить звуковой анализ слова но.
Расширять словарь существительными, обозначающими зимние явления неживой природы.
Подбирать прилагательные для описания явлений природы зимой, составлять рассказ-описание о зиме.
Отрабатывать падежные окончания.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
24
Транспорт. Звук «Б»
Цель: формировать обобщающее понятие «транспорт», его назначение.
Задачи:
Закреплять навык произношениязвука «Б» в слогах, словах, фразах.
Вводить в речь существительные с обобщающим понятием «транспорт».
Учить употреблять в речи грамматические формы, выраженные глаголами единственного и множественного числа.
Употреблять наречия для описания характерных особенностей транспорта; подбирать наречия, противоположные по смыслу.
Развивать мелкую моторику и логическое мышление.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
25
Мебель. Звук «П»
Цель: формировать обобщающее понятие «мебель», расширить и активизировать словарный запас по теме, формировать ассоциативные связи.
Задачи:
Знакомить с согласным звуком «П», учить выделять звук в речи.
Употреблять прилагательные для описания мебели.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательнуыми суффиксами.
Обогащать словарь существительными-названиями мебели.
Подбирать глаголы в соответствии с назначением мебели.
Употреблять в речи предлоги на, в, из,под, над.
Согласовывать существительные с числительными.
Развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
26
Цвет. Звук «Д»
Цель: уточнить и закрепить знания о цвете.
Задачи:
Знакомить с согласным звуком «Д», учить выделять звук в речи.
Вводить в речь детей прилагательные-названия основных цветов.
Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Выполнять звуковой анализ слога да, согласовывать слова по родам , числам, падежам, различать основные цвета.
Закреплять умение пересказывать тексты из 2-3 предложений.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
27
Форма. Звук «Т»
Цель: уточнить и закрепить знания о форме.
Задачи:
Знакомить с согласным звуком «Т», учить выделять его среди других звуков.
Соотносить форму предмета с геометрическими фигурами.
Согласовывать существительные с числительными.
Расширять словарь существительными для обозначения формы предмета.
Согласовывать существительные с прилагательными, указывающими на форму предмета.
Вводить в речь прилагательные для обозначения формы предмета.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
28
Величина.
Цель: уточнить и закрепить знания о величине.
Задачи:
Учить делать звуковой анализ слога ту.
Употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Вводить в словарь сравнительные прилагательные, обозначающие величину предметов (выше, ниже, шире,длиннее, уже).
Употреблять в речи сравнительную степень прилагательных при сравнении предметов по высоте и длине.
Составлять рассказ-описание предмета с указанием цвета, формы, величины.
Вводить в речь прилагательные для обозначения формы предмета.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
29
Мамин день. Звук «В»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о празднике.
Задачи:
Знакомить со звуком «В», учить выделять его среди других согласных.
Составлять рассказ по серии картинок.
Обогащать словарь прилагательными, обозначающими нравственные качества людей.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
30
Весна. Звук «Ф»
Цель: уточнить время года, характерные признаки весны.
Задачи:
Расширять словарь существительными, обозначающими признаки весны.
Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже.
Учить подбирать прилагательные для описания явлений природы весной.
Образовывать глаголы единственного и множественного числа.
Составлять рассказ-описание о весне по опорным картинкам.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
31
Перелетные птицы. Звук «К»
Цель: систематизировать знания детей о перелетных птицах, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Учить правильно произносить и выделять в речи звук «К», учить выделять его среди других согласных.
Употреблять в речи предлоги на, в, из,под, над
Вводить в речь существительные-названия птиц, закреплять знания о строении и образе жизни птиц весной.
Обогащать словарь глаголами, обозначающими действия птиц весной.
Отрабатывать падежные окончания.
Закреплять умения пересказывать тексты из 2-3 предложений.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
32
Деревья. Звук «Г»
Цель: систематизировать знания детей о деревьях, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Учить правильно произносить и выделять в речи звук «Г», учить выделять его среди других согласных.
Образовывать относительные прилагательные.
Делать звуковой анализ слога ку.
Обогащать словарь существительными обозначающим значением «деревья»
Согласовывать существительные с числительными.
Расширять словарь прилагательными для описания деревьев
Развивать память, внимание, мышление.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
33
Цветы.
Цель: систематизировать знания детей о цветы, формировать обобщающее понятие.
Задачи:
Расширять словарь существительными-названиями цветов.
Образовывать существительные во множественном числе.
Проводить звуковой анализ слога га.
Подбирать прилагательные для описания цветов.
Согласовывать слова в предложении по родам, числам, падежам.
Формировать выразительность речи.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
34
Лес. Звук «Х»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о лесе.
Задачи:
Знакомить детей со звуком «Х», закреплять умение правильно его произносить и выделять в речи.
Учить объеденять предметы в группы и называть их обобщающим словом.
Упражнять в употреблении слов с противоположным значением.
Обогащать словарь детей глаголами для описания животных, птиц, насекомых.
Учить употреблять притяжательные местоимения «мой», «моя» в сочетании с существительными женского и мужского рода.
Формировать выразительность речи.
Развивать мелкую моторику.
Календарно-тематическое планирование и содержание работы в старшей группе
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
1
Органы артикуляции. Лето и осень.
Цель: познакомить детей с органами артикуляции, развивать фонематический слух.
Задачи:
Развивать фонематический слух.
Познакомить детей с темой «Лето и осень»
Уметь образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Составлять рассказ по картинке.
Формировать сенсомоторные навыки
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения гласных звуков, их различение.
2
Звук «А». Фрукты и овощи.
Цель: научить детей узнавать и выделять звук «а» среди гласных звуков.
Задачи:
Умение выделять звук «а» из ряда звуков.
Расширить словарь по теме «Овощи и фрукты»
Познакомить с описанием овощей и фруктов.
Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе
Развивать мелкую моторику, зрительный гнозис.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
3
Звук «У». Сбор урожая.
Цель: научить детей узнавать и выделять звук «у» среди гласных звуков.
Задачи:
Выделять звук «у» в начале слова.
Образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса.
Проверить знания детей по теме «Сбор урожая».
Знакомить с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Пересказывать сказку «Репка».
Формировать сенсомоторные навыки, развивать зрительное восприятие.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
4
Звук «И».
Птицы.
Цель: научить детей узнавать и выделять звук «и» среди гласных звуков.
Задачи:
Выделять звук «и» в начале слова.
Формировать умение употреблять существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Согласовывать существительные с глаголами.
Упражнять в составлении рассказа–описания по наводящим вопросам по теме «Птицы».
Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
5
Звуки «А», «У», «И».
Цель: закрепить артикуляцию звуков «а», «у», «и».
Задачи:
Звуковой анализ сочетаний ау, уа, ауи.
Формировать умение изменять существительные в форме единственного и множественного числа.
Образовывать глаголы с приставками под-, за-, вы-, пере-, с-.
Р азвивать мышление, внимание, память.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
6
Звук «Э».
Цель: уметь выделять звук «э» в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными.
Задачи:
Выделять звук «э» в начале слова.
Дифференцировать звук «э» с другими гласными.
Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
7
Звук «О».
Цель: уметь узнавать и правильно произносить звук «о», выделять его в начале слова.
Задачи:
Выделять звук «о» в начале слова.
Усвоить окончания глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Составлять описательные рассказы о домашних птицах.
Развивать графические навыки у детей.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
8
Звук «М», «Мь».
Цель: уметь выделять согласный звук «м» в конце слова, уметь различать мягкий и твердый звук.
Задачи:
Выделять звук «м» в начале и в конце слова.
Различать твердый и мягкий звук «м».
Образовывать существительные с суффиксами –онок, -енок, -ата, -ята.
Усвоить навык образования притяжательных прилагательных.
Формировать умение ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
9
Звук «П», «Пь».
Цель: уметь выделять согласный звук «п» в начале и конце слова, уметь различать мягкий и твердый звук.
Задачи:
Уметь определять наличие или отсутствие звука «п» в слове.
Анализ и синтез слогов ап-па.
Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Составлять предложения.
Составлять описание животных и птиц с выделением признаков.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
10
Звук «Н», «Нь».
Цель: уметь выделять звук «н» среди других согласных звуков, различать на слух звуки «н», «нь».
Задачи:
Определять место звука в слове.
Определять наличие или отсутствие этих звуков в словах.
Образовывать существительные с суффиксами –онок, -енок, -ата, -ята.
Уметь правильно употреблять притяжательные прилагательные.
Развивать графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
11
Звук «Б», «Бь».
Цель: уметь выделять звук «б» среди других согласных звуков, различать на слух звуки «б», «бь».
Задачи:
Определять позицию звука в слове.
Усвоить окончания глаголов единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Проводить звуковой анализ слогов аб-би.
Согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах.
Научить дифференцировать звонкие и глухие «б», «п»
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
12
Звук «В», «Вь».
Продукты питания.
Цель: уметь выделять звук «в» среди других согласных звуков, различать звуки «в», «вь».
Задачи:
Определять позицию звука в слове.
Образовывать относительные прилагательные.
Закрывать пространственные отношения.
Закрепить информацию о классификации продуктов питания.
Образовывать сравнительную степень прилагательных.
Развивать графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
13
Звук «Д», «Дь».
Зима
Цель: уметь выделять звук «в» среди других согласных звуков, различать звуки «д», «дь».
Задачи:
Проверить знания о зиме
Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными
Учить звуковому анализу слов.
Развивать навыки согласования существительных женского и мужского рода с притяжательными прилагательными.
Составлять рассказ по серии картинок.
Развивать ориентировку в пространстве и зрительный гнозис, мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
14
Гласные и согласные звуки. Одежда.
Цель: закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
Задачи:
Умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять гласный звук в середине слова.
Проверить и обобщить знания об одежде.
Закрепить навыки согласования прилагательных с существительными по числам и родам.
Научить составлять описательный рассказ по схеме.
Развивать графические умения и навыки и сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
15
Звук «Т», «Ть»
Цель: уметь выделять звук «т» в потоке звуков, различать звуки «т», «ть».
Задачи:
Определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Проводить звуковой анализ слова.
Образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Употреблять в речи глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
Развивать зрительный гнозис и сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
16
Звуки «Д», «Т». Новый год.
Цель: научить дифференцировать звуки «д», «т»
Задачи:
Научить образованию сравнительной степени прилагательных.
Проверить и обобщить знания о предстоящем празднике.
Закрепить навык распространения предложения путем введения однородных членов.
Развивать графические и сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
17
Звук «Ф», «Фь». Мебель.
Цель: научить выделять в речи звук «ф», различать твердые и мягкие звуки «ф», «фь».
Задачи:
Закреплять умение выделять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Научить делить слова на слоги, различать короткие и длинные слова.
Научить подбирать слова-признаки по вопросам: какой?, какая?.
Образовывать существительные с помощью суффиксов.
Проверить знания о предметах мебели (для спальни, гостиной, кухни, прихожей).
Усвоить конструкцию сложного предложения.
Закрепить навык использования в речи предлогов в, на, под, за.
Закрепить навык ориентировки на плоскости листа.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
18
Звук «В», «Ф». Посуда.
Цель: научить дифференцировать звуки «в», «ф».
Задачи:
Образовывать форму творительного падежа.
Проверить и обобщить знания по теме «посуда».
Научить составлять рассказы на тему «посуда».
Развивать графические навыки и умения.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
19
Звук «К», «Кь».
Цель: научить выделять в речи звук «к», различать твердые и мягкие звуки «к», «кь».
Задачи:
Закрепить навык проводить звуковой анализ слов.
Проверить знания об использовании в речи местоимений мой, моя, мое.
Образовывать прилагательные путем сложения (голубоглазый, длинноволосый)
Развивать зрительный гнозис, закрепить пространственное восприятие.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
20
Звук «Г», «Гь».
Человек. Семья.
Цель: научить выделять в речи звук «к», дифференцировать звуки «г», «гь».
Задачи:
Умение определять наличие или отсутствие звука в слове.
Находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Проверить и закрепить знания о семье, родственных отношениях.
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Закрепить навык звукового анализа и синтеза.
Изменять окончания женского и мужского рода в согласовании с глаголом настоящего и прошедшего времени.
Развивать сенсомоторные и конструктивные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
21
Звук «К», «Г».
Профессии.
Цель: научить различать звуки «к», «г».
Задачи:
Проводить звуковой анализ слов.
Проверить и обобщить знания о профессиях
Составлять предложения, образовывать существительные от глаголов.
Учить правильному употреблению в речи слов, обозначающих оттеночные цвета.
Развивать сенсомоторные и графические навыки и умения.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического слуха.
22
Звук «Х»,»Хь». Цвет, форма, величина.
Цель: научить выделять согласный звук «х» среди других звуков, уметь различать твердые и мягкие звуки «х», «хь».
Задачи:
Научить выделять согласный звук «х» среди других звуков в слогах, словах.
Определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Проводить звуковой анализ слова.
Научить образовывать сравнительную степень прилагательных.
Усвоить понятия «слова-антонимы».
Закрепить знания цветов и оттенков.
Учить согласовывать прилагательные с существительными.
Развивать зрительный гнозис и сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
23
Звук «С»,»Сь». Форма и размер предметов.
Цель: научить выделять согласный звук «х» среди других звуков, уметь различать твердые и мягкие звуки «с», «сь».
Задачи:
Уметь определять наличие или отсутствие звука «с» в словах.
Находить место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Уметь проводить звуковой анализ слова
Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Использовать в речи предлоги в, на, под, из, по.
Проверить знания геометрических фигур и умения сопоставлять их с предметами окружающего мира.
Научить сравнивать предметы (с определением сходства и различий).
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
24
Звук «З». День защитника Отечества.
Цель: уметь выделять звук «з» в речи.
Задачи:
Закрепить навык определения позиции звука «з» в словах (в начале, в середине, в конце).
Учить согласованию числительных с существительными.
Закрепить и обобщить знания детей об армии и защитниках отечества.
Закрепить навык составления рассказа по картинкам, распространённого предложения путем введения однородных членов.
Развивать мелкую моторику. Закреплять ориентировку в пространстве.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
25
Звуки «З», «Зь».
Звуки «С», «З»
Цель: уметь различать твердые и мягкие звуки «з», «зь», научить дифференцировать звуки «с», «з».
Задачи:
Закреплять навык звукового анализа и синтеза.
Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Усвоить, что такое многозначные слова.
Развивать сенсомоторные навыки и пространственное воображение.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
26
Звук «Ц».
Мамин день 8 марта.
Цель: научить выделять звук «ц», дифференцировать звуки «с», «ц».
Задачи:
Определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Закреплять навык звукового анализа.
Научить правильному согласованию притяжательных местоимений мой, моя с существительными.
Усвоить понятие «слова-антонимы».
Проверить знания о предстоящем празднике.
Учить правильному согласованию существительных с прилагательными.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
27
Звук «Ш».
Траспорт.
Цель: уметь выделять звук «ш».
Задачи:
Уметь определить наличие или отсутствие звука «ш» в словах, а также положение звука в слове (вначале, в середине, в конце).
Закреплять навык звукового анализа слова.
Уметь различать и выделять признаки по вопросам какой?, какая?, какие?
Учить составлять рассказ по картинкам.
Закрепить и обобщить знания о транспорте.
Научить составлять простое описание предмета.
Научить образованию формы творительного падежа.
Закреплять графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
28
Звук «С», «Ш».
Весна.
Цель: научить различать звуки «с», «ш».
Задачи:
Закреплять умение дифференцировать звуки «с» и «ш».
Закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками в-, у-, по-, пере-, при-.
Уточнять значения предлогов, выражающих пространственное расположение предметов.
Проверить и обобщить знания о весне.
Научить образованию сравнительной степени прилагательных.
Развивать конструктивные навыки и умения, научиться ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
29
Звук «Ж».
Прилет птиц.
Цель: уметь различать и называть звук «ж» среди других согласных.
Задачи:
Уметь определить наличие или отсутствие звука «ш» в словах, а также положение звука в слове (вначале, в середине).
Научить согласованию числительных с существительными.
Подбирать слова к схемам звукового анализа.
Научить согласованию существительных с прилагательными.
Уточнить и обобщить знания о перелетных птицах.
Научить согласованию существительных с глаголами в единственном и множественном числе.
Развивать фонематический слух и сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
30
Звуки «З», «Ж».
Звуки «Ш», «Ж».
Цель: Уметь различать звуки «з», «ж»; научить дифференцировать звуки «ш», «ж».
Задачи:
Уметь образовывать прилагательные с помощью уменьшитель-ласкательных суффиксов -еньк, -оньк.
Закрепить деление слов на слоги.
Усвоить притяжательные местоимения мой, моя в сочетании с существительными.
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
31
Звук «Ч».
Цветы.
Цель: научить различать и называть звук «ч».
Задачи:
Уметь выделить звук «ч» в речи, находить его в словах (в начале, в середине, в конце).
Научить образовывать относительные прилагательные.
Провести звуко-слоговой анализ слова.
Научить согласованию существительных с прилагательными в единственном и множественном числе.
Проверить и обобщить знания о цветах.
Закрепить навык составления рассказа-описания, научить составлять сложные предложения.
Развивать сенсомоторные навыки; графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
32
Звук «Ч», «Ц». Деревья.
Цель: научить различать звуки «ч», «ц».
Задачи:
Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Составлять предложения по опорным словам.
Проверить и обобщить знания о деревьях.
Научить согласованию числительных с существительными.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
33
Звук «Щ».
Цель: уметь определять наличие или отсутствие звука «щ» в словах.
Задачи:
Уметь определять звук «щ» в речи, находить его в словах (в начале, в середине, в конце).
Употреблять слова-антонимы.
Закреплять пространственные отношения.
Познакомить с понятием «синтез звуков в слове».
Уметь образовывать сравнительную степень прилагательных.
Развивать графические навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
34
Звуки «Ч», «Щ». Лес.
Цель: уметь дифференцировать звуки «ч», «щ».
Задачи:
Образовывать притяжательные прилагательные.
Проверить и обобщить знания о лесе.
Усвоить навык согласования прилагательных с существительными.
Уметь составлять диалог.
Закреплять зрительный гнозис.
Закреплять умение ориентироваться на плоскости листа.
Календарно-тематическое планирование и содержание работы в подготовительной группе
№ п/п
Тема занятия
Цели и задачи
1
Звуки окружающего мира. Звук и буква «А», «У».
Цель: познакомить с понятием звук, учить различать звуки (речевые, музыкальные)
Задачи:
Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
Закрепить навык четкого произношения звука «а» и «у».
Научить образованию относительных прилагательных и согласованию их с существительными.
Учиться ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка, уточнение произнесения гласных звуков, их различение.
2
Фрукты и овощи. Звук и буква «А», «У».
Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты».
Задачи:
Научить составлять описательный рассказ по схеме.
Учить выделять звук «а» и «у» в речи.
Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Научить правильно употреблять существительные во множественном числе родительном падеже.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
3
Сбор урожая. Звук «И».
Цель: проверить и закрепить знания детей о сборе урожая, способах его хранения.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука «и», научить определять позицию звука в слове.
Научить правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе.
Проверить знания детей по теме «Сбор урожая».
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
4
Золотая осень. Звук и буквы «П». Звуки «П», «Пь».
Цель: научить выделять звук «п» в речи, научить различать звуки «п», «пь».
Задачи:
Научить определять позицию звука в словах (в начале, в конце).
Научить подбирать однородные определения.
Научить образовывать существительные множественного числа.
Повторить знания детей об осени; объяснить, что такое переносные слова.
Научить составлять описательный рассказ.
Развивать графические навыки.
Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
5
Звуки буква «Т».
Звуки «Т», «Ть».
Звук и буква «О».
Цель: научить четко произносить звук «т», различать звуки «т», «ть». Познакомить с буквой «о»
Задачи:
Определять место звука «т» в словах.
Научить образовывать глаголы с помощью приставок.
Научить использовать в речи предлоги: в, над, из, на.
Закрепить навык четкого произношения звука «о», научить выделять звук в начале, в середине и конце слова.
Научить согласованию числительных с существительными.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
6
Птицы.
Звук и буква «К».
Звуки «К», «Кь».
Цель: проверить и закрепить знания о перелетных птицах, научить различать перелетных и зимующих птиц.
Задачи:
Закрепить произношение звука «к» в речи, научить определять позицию звука в слове.
Научить образовывать существительные с помощью суффиксов -онок, ёнок, - ата, - ята.
Научить различать звуки «к», «кь».
Учить ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
7
Домашние животные.
Звук и буква «Э».
Цель: проверить и закрепить знания о домашних животных.
Задачи:
закрепить правильное произношение звука «э», научить определять позицию звука в слове.
Научить правильному употреблению притяжательных прилагательных.
Познакомить с понятием «слог».
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
8
Деревенский двор. Звук и буква «М». Звуки «М», «Мь».
Цель: проверить и систематизировать знания о домашних животных и птицах, активизировать словарный запас.
Задачи:
Закрепить навык четкого произношения звука «м», выделять звук «м» в начале и в конце слова.
Различать твердый и мягкий звук «м».
Научить подбирать однородные прилагательные к существительному.
Научить составлять рассказ-описание.
Научить согласовывать числительные с существительными.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
9
Звуковой анализ слов, ударение. Звук и буква «Х». Звуки «Х», «Хь».
Цель: уточнить понятие звук, учить звуковому анализу, познакомить с ударением.
Задачи:
Закрепить навык четкого произношения звука «х», научить определять позицию звука в слове.
Научить образовывать существительные с помощью суффиксов -онок, ёнок, - ата, - ята.
Закрепить навык различения твердого и мягкого звука «х», «хь».
Научить образовывать притяжательные прилагательные.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
10
Дикие животные. Звуки буква «ы». Звук и буквы «И» и «ы».
Цель: проверить и систематизировать знания о диких животных.
Задачи:
Научить составлять предложения с однородными членами.
Научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.
Закрепить навык четкого произношения звука «ы», научить определять место звука в слове.
Научить правильно употреблять слова с эмоционально-оттеночным значением.
Закрепить навык различения звуков «и», «ы».
Научить правильно употреблять глаголы в различных временных формах.
Развивать графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
11
Подготовка животных к зиме. Звук и буква «С». Звуки «С» «Сь».
Цель: проверить и закрепить знания о диких животных, жизни зверей зимой.
Задачи:
Закрепить навыки четкого произношения звука «с», определять позицию звука в слове.
Научить правильно употреблять притяжательные прилагательные.
Научить образовать прилагательные от существительных.
Развивать фонематический слух, сенсорные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
12
Продукты питания. Звук и буква «Н». Звуки «Н», «Нь».
Цель: проверить и классифицировать знания о продуктах питания.
Задачи:
Закрепить навык произношения звука «н», определять позицию звука в слове.
Научить правильно употреблять относительные прилагательные.
Научить употреблять глаголы в единственном и множественном числе.
Научить различать звуки «н», «нь».
Научить пересказывать текст.
Учить правильно ориентироваться в пространстве.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
13
Звук и буква «З».
Звуки «З», «Зь». Звуки «С» - «З».
Цель: научить четко произносить звук «з», различать звуки «з», «зь».
Задачи:
Научить определять позицию звука в слове.
Научить синтезу слов из звуков.
Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков «с», «з».
Научить подбирать однородные сказуемые.
Научить подбирать родственные слова.
Научить согласовывать прилагательные с существительными.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
14
Зима.
Звук и буква «Л».
Звуки «Л», «Ль».
Цель: закрепить и обобщить знания о зиме; научить четко произносить четко звук «л».
Задачи:
Учить составлять рассказ по опорным картинкам.
Научить определять позицию звука в словах.
Научить определять однородные определения.
Закрепить навык различения и четкого произношения звуков «л», «ль».
Научить подбирать слова к схемам звукового анализа.
Учить ориентации на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
15
Одежда и обувь. Звук и бука «Ш». Предложение, звуковой анализ слов.
Цель: проверить и систематизировать знания на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
Задачи:
Научить составлять описательный рассказ по плану
Закрепить навык четкого произношения звука «ш», определять позицию звука в словах.
Закрепить знания о звуках и буквах, научить их различать, делить слова на слоги.
Научить согласованию существительных с числительными.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
16
Посуда. Звук и буква «Б». Звуки «Б», «Бь».
Цель: проверить и систематизировать знания о посуде (предметы и их назначение).
Задачи:
Закрепить навык четкого произношения звука «б», научить определять позицию звука в слове.
Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков «б», «бь».
Научить правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже.
Научить согласованию прилагательных с существительными по родам и числам.
Учить пересказу по серии картинок.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
17
Новый год. Звук и буква «Р». Звуки «Р», «Рь».
Цель: закрепить и расширить знания детей о празднике.
Задачи:
Закрепить навык правильного произношения звука «р», научить определять позицию звука в словах.
Закрепить навык различения звуков «р», «рь»
Научить подбирать однородные определения.
Образовывать сложные слова.
Развивать графические навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
18
Человек и семья. Звук и буква «Ж». Звуки «Ж» - «Ш».
Цель: закрепить знания о строении тела человека, о семье и родственных отношениях.
Задачи:
Закрепить навык правильного произношения звука «ж», научить определять позицию звука в слове.
Научить образовывать притяжательные прилагательные.
Закрепить навык произношения и различения звуков «ш», «ж».
Познакомить с правилами написания ЖИ — ШИ.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
19
Профессии. Звуки буквы «Е», «Ё».
Цель: закрепить знания о профессиях.
Задачи:
Закрепить четкое произношение звука «е», «ё», определить позицию звука в слове.
Закрепить произношение и различение звуков «е», «ё».
Научить синтезу слов из слогов.
Научить образованию существительных с помощью суффиксов -чик, -щик.
Научить образовывать существительные от глаголов.
Научить правильно употреблять глаголы в форме будущего времени с частицей ся и без нее.
Развивать графические навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
20
Звук и буква «Д». Звуки «Д», «Дь». Звуки «Д» - «Т».
Цель: закрепить навык произношения звука «д», различать звуки «д», «дь» в речи.
Задачи:
Научить определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Научить правильно использовать предлоги (в, на, из-под,из-за, над) для обозначения пространственного расположения.
Научить выполнять синтез звуков в слове.
Научить правильно употреблять слова с противоположным значением.
Закрепить навык произношения и различения звуков «д», «т».
Научить согласованию числительных с существительными.
Развивать сенсомоторные и конструктивные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
21
Мебель. Звук и буква «В». Звуки «В», «Вь».
Цель: закрепить и систематизировать знания о мебели.
Задачи:
Научить составлять рассказ по серии картинок.
Закрепить навык правильного произношения звука «в», научить определять позицию звука в слове.
Закрепить навыки различения звуков «в», «вь».
Научить образовывать прилагательные от существительных.
Учить ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического слуха.
22
Цвет, форма, величина. Звук и буква «Г». Звуки «Г», «Гь». Звуки «К» - «Г».
Цель: закрепить знания, относящиеся к понятиям «цвет, форма, величина».
Задачи:
Научить согласованию прилагательных с существительными.
Закрепить навык произношения звука «г», научить определять позицию звука в слове.
Научить синтезу слогов в словах.
Закрепить навык различения звуков «г», «гь».
Научить образовывать сравнительную степень прилагательных.
Закрепить навык различения звуков «г», «к».
Научить правильно употреблять слова превосходной степени.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
23
Форма и размер предметов. Звук и буква «Й».
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах., научить сравнивать предметы по величине.
Задачи:
Закрепить навык четкого произношения звука «й», определять позицию звука в слове.
Научить составлять описательные рассказы о предметах.
Уметь проводить звуковой анализ слова
Объяснить, что такое многозначность слов.
Развивать графические навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
24
Погода и природные явления. Звук и буква «Я».
Цель: закрепить и систематизировать знания о временах года.
Задачи:
Научить составлять рассказ по картинкам.
Закрепить правильное произношение звука «я».
Научить определять позицию звука в словах.
Научить правильно использовать глаголы единственного и множественного числа.
Научить подбирать слова с заданным количеством слогов и позиций звука.
Научить строить сложноподчиненные предложения, отвечающие на вопросы: когда?, зачем?, почему? .
Развивать грамматические навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
25
Звук и буква «Ф». Звук «Ф», «Фь». Звуки «В» - «Ф».
Цель: закрепить навык правильного произношения звука «ф».
Задачи:
Научить определять позицию звука «ф» в слове.
Научить образованию существительных с помощью суффиксов.
Закрепить навык различения в речи звуков «ф», «фь».
Научить практическому употреблению существительных и глаголов в единственном и множественном числе.
Научить различать звуки «в», «ф».
Научить употреблению слов-антонимов.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развивать фонематический слух.
26
Транспорт. Звук и буква «Ю».
Цель: закрепить и систематизировать знания о транспорте.
Задачи:
Научить составлять рассказ по опорным картинкам.
Закреплять навык произношения звука «ю», определять позицию звука в слове.
Научить образованию сравнительной степени прилагательных.
Научить согласованию в предложении нескольких определений.
Закрепить знания о буквах.
Упражнять в звуком анализе и синтезе, в составлении рассказа по серии картинок.
Объяснить, что такое слова переносного значения.
Учить ориентировки на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
27
Весна. Звук и буква «Ц». Звуки «С» - «Ц».
Цель: проверить и систематизировать знания о временах года, в частности о весне.
Задачи:
Научить составлять короткий рассказ, научить пересказывать текст.
Закреплять навык правильного произношения звука «ц», определять позицию звука в слове.
Научить правильному употреблению в речи глаголов совершенного и несовершенного вида.
Закрепить навык различения звуков «ц», «с», синтеза звуков в слова.
Заккреплять графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
28
Прилет птиц. Звук и буква «Ч».
Цель: закрепить знания о перелетных птицах.
Задачи:
Научить пересказывать текст.
Закрепить навык правильного произношения звука «ч», определять позицию звука.
Научить согласованию числительных с существительными.
Научить подбирать к схеме слова.
Научить образованию прилагательных от существительных.
Развивать сенсомоторные навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка.
29
Цветы. Правописание ча-чу.
Цель: проверить и систематизировать знания о цветах.
Задачи:
Научить детей правописанию ча-чу.
Провести звуко-слоговой анализ в словах.
Научить пересказывать.
Закрепить ориентировку на плоскости листа.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
30
Звук и буква «Щ». Правописание ща- щу. Звуки «Ч» - «Щ».
Цель: закрепить навык правильного произношения звука «щ».
Задачи:
Научить образованию относительных прилагательных.
Познакомить с правописанием ща-щу.
Научить согласованию прилагательных и существительных с числительными.
Закрепить навык различения на слух и четкого произношения звуков «ч», «щ».
Развивать зрительный гнозис и мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
31
Деревья. Буква «ь»
Цель: проверить и систематизировать знания о деревьях, познакомить с буквой «ь».
Задачи:
Закрепить навыки пересказа.
Научить составлять сложные предложения.
Закрепить знания о роли буквы «ь» в словах.
Научить подбирать слова к схемам.
Проверить практическое усвоение детьми предлогов.
Развивать графические умения и навыки.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
32
Времена года. Разделительный «ь» и «ъ» знак.
Цель: проверить знание времен года, познакомить с разделительным «ь» и «ъ» знаком.
Задачи:
Научить составлять рассказ по картинке.
Научить синтезировать звуки в слова.
Научить образовывать притяжательные прилагательные.
Научить образованию сравнительной степени прилагательных.
Развивать мелкую моторику.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
33
Лес.
Звуковой анализ слов.
Цель: закрепить знания на тему «Лес и его обитатели», систематизировать информацию о растениях и животных.
Задачи:
Научить составлять рассказ и пересказ.
Закрепить навыки проведения звукового анализа слов.
Проверить умение практически использовать в речи наречия.
Научить буквенному гнозису и правильному соотношению звука и буквы.
Научить ориентироваться на плоскости листа.
Артикуляционные упражнения для губ, щек, языка. Развитие фонематического восприятия.
34
Школа. Слова обозначающие предмет, действие и признак предмета.
Цель: закрепить знания о школьных принадлежностях.
Задачи:
Научить выделять слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.
Научить согласованию местоимений (мой, моя, мое ).
Научить выделять в речи, слова обозначающие действия и признак предмета.
Научить правильно использовать в речи глаголы совершенного и несовершенного вида.
Научить подбирать слова к схемам.
Научить составлять распространенные предложения, подбирать однородные сказуемые.
Развивать сенсомоторные навыки.
Литература:
1. О.Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий в средней группе. – М.: ТЦ Сера, 2020.
2. О.Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий в старшей группе. – М.: ТЦ Сера, 2019.
3. О.Н. Лиманская. Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе. – М.: ТЦ Сера, 2019.
4. Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
6. Е.Н. Краузе. Логопедия. – СПб.: «Корона-Век», 2013.
7. А.Г. Арушанова. Формирование Грамматического строя речи. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003.
9. Е.Ф.Архипова. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
10. Н. В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб.: Детство-Пресс., 2007.
11. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
12. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2. Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003.
13. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Организация коррекционно-педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития– М., 2003.