kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учителя-логопеда. Средняя группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана для дошкольников 4-5 лет с ТНР.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя-логопеда. Средняя группа»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №146»



Принято

На педагогическом совете

Протокол №

от « 30 » августа 2018 г.


Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №146»

___________Закусило Е.В.

Приказ №100-А

от 30 августа 2018г.












Рабочая программа

средняя группа №6 компенсирующей направленности для детей с ТНР

на 2018-2019 учебный год


















Программа составлена

Медведевой Галиной Алексеевной

учителем-логопедом

высшей квалификационной категории





2018 г.

г. Рязань

Содержание


Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Целевой раздел

  1. Особенности детского сада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  2. Особенности воспитанников средней группы №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2.1. Речевой статус детей с ТНР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

  1. Цели программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

  2. Задачи коррекционного обучения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

  3. Планируемые результаты освоения детьми программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 7

  1. Содержательный раздел

  1. Коррекционная работа с детьми пятого года жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

  2. Учебно-методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

  3. Определение способов фиксации динамики детского развития . . . . . . . . . . . . . . . . 12

  1. Организационный раздел

  1. Организация логопедической работы в режиме дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

  2. Логопедическая коррекция в МБОУ «Детский сад №146» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

  3. Взаимодействие специалистов ДОУ в работе по организации коррекционно-образовательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

  4. Формы взаимодействия специалистов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

  5. Взаимодействие с семьями воспитанников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16


Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

        1. Список детей группы с заключениями

        2. Список детей по подгруппам

        3. Режим дня в старшей группе №6

        4. Сетка НОД

        5. Циклограмма деятельности учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год

        6. Содержание мультимедийного архива

        7. Рекомендации педагогам
















Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе ООП ДОУ, разработанной в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. 2014, с учетом требований ФГОС ДОУ и является документом, характеризующим систему организации образовательной деятельности учителя-логопеда в средней группе №6 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ «Детский сад №146» г. Рязани. Данная Программа составлена с учетом особенностей образовательной и развивающей среды ДОУ, оснащения средней группы №6 и логопедического кабинета и определяет объем, порядок и содержание коррекционной работы в группе. Реализация Программы направлена на использование в коррекционной работе с дошкольниками пятого года жизни наиболее оптимальных и эффективных форм, методов и приемов организации образовательной деятельности с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении Программы учитывались целевые ориентиры и годовые образовательные задачи, реализуемые в МБДОУ в 2018-2019 учебном году, состояние здоровья воспитанников, уровень их способностей, характер познавательной мотивации, образовательные потребности детей группы, состояние методического и материально-технического обеспечения образовательной организации, что позволяет обеспечить качество педагогической деятельности учителя-логопеда. Данная рабочая Программа конкретизирует цели и задачи по периодам обучения; определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники; активизирует познавательную деятельность воспитанников, развивает их творческие способности; оптимально распределяет время по темам и видам детской деятельности; отражает специфику образовательной деятельности Доу и средней группы №6. Структура Программы состоит из пояснительной записки, целевого, содержательного, организационного разделов и приложения.

I. Целевой раздел

1. Особенности детского сада

МБДОУ «Детский сад №146» состоит из 11 групп, из которых восемь общеразвивающих и три коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя, старшая и подготовительная). Комплектование логопедических групп происходит по рекомендации городской ПМПК и осуществляется по возрастному принципу. Наполняемость групп – 25 детей и более. Ежедневная продолжительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов. В зависимости от сложности речевой проблемы дети занимаются с учителем-логопедом в соответствии с циклограммой его работы, которая утверждается заведующим ДОУ в начале учебного года. Воспитанники с особыми образовательными потребностями получают в МБДОУ комплексное психолого-педагогическое сопровождение.

2. Особенности воспитанников средней группы №6

В группе 25 человек. Из них 15 детей были обследованы на МБУ ПМПК, которая рекомендовала им обучение по АООП для детей с ТНР в группе компенсирующей направленности. Обследование 2 детей для определения дальнейшего образовательного маршрута на ПМПК г. Рязани запланировано на сентябрь 2018г.

Общее недоразвитие речи (ОНР) это речевое нарушение у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. При этом оказываются несформированными в соответствии с возрастной нормой звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас, грамматический строй языка и, как следствие, связная речь.

Причины ОНР: - неправильные условия формирования речи в семье; недостаточность речевого общения; неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребёнок (асоциальная или неполная семья); нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний; минимально выраженные неврологические нарушения; раннее поражение центральной нервной системы; наследственный фактор (в отдельных случаях); последствия таких сложных нарушений, как алалия, дизартрия, ринолалия и др.

Клиническая характеристика детей с недоразвитием речи неоднородна (Е.М.Мастюкова). Можно выделить три основные группы ОНР у детей.

  1. Неосложнённый вариант. Отсутствуют явно выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие всех компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями, такими как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных дифференцировок и др.; наблюдается эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности и т.д.

  2. Осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, таких как синдром повышенного внутречепного давления, цереброастенические и неврозоподобные синдромы, синдромы двигательной расторможенности и дефицита внимания. У детей этой группы отмечается повышенная истощаемость всех психических процессов, нарушение отдельных видов гнозиса и праксиса, выраженная моторная неловкость.

  3. Глубокое и стойкое недоразвитие, обусловленное органическим поражением речевых зон головного мозга. Как правило, данную группу составляют дети с моторной алалией.



2.1. Речевой статус детей с ТНР

В средней группе №:6 коррекционной направленности для детей с ТНР 15 детей с различными речевыми проблемами. Из них 1 ребёнок с ЗПРР и дизартрией, 6 с дизартрией, 1 с ОНР 1-2 уровня и дизартрией, 5 с ОНР 2 уровня и дизартрией, два с ОНР 2-3 уровня и дизартрией (см. Приложение №1).

Уровни речевого развития не представляют собой «застывших» образований; в каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующих уровней; в реальной практике у детей группы нередко встречаются переходные состояния, в которых элементы более продвинутого уровня сочетаются с ещё не скоррегированными нарушениями.

Характеристика детей со II уровнем развития речи

  • начатки общеупотребительной речи, наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы;

  • нарушение способов согласования и управления слов во фразе;

  • появление в самостоятельной речи простых предлогов или их лепетных вариантов, отсутствие сложных предлогов;

  • недостаточность словообразовательных операций разной степени сложности, грубые ошибки в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица;

  • существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов;

  • сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены; характерным является использование слов в узком значении;

  • ограниченность словарного запаса проявляется в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п.; заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал;

  • связная речь сводится к простому перечислению событий, действий или предметов;

  • звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.

Характеристика детей с III уровнем развития речи

  • характерно наличие развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; структура простых предложений может быть нарушена за счет пропуска или перестановки главных и второстепенных членов;

  • существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах;

  • недостаточная словообразовательная деятельность: употребление лишь простых уменьшительно-ласкательных форм существительных, отдельных притяжательных и относительных прилагательных, названий некоторых профессий, приставочных глаголов; трудности адекватного объяснения значений слов; стойкие и грубые нарушения при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики;

  • неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий частей: тела человека (локоть, переносица, ноздри, веки), животных (копыта, вымя, грива, бивни), наименований профессий (машинист, балерина, плотник, столяр) и действий, связанных с ними (водит, исполняет, пилит, рубит, строгает), неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых;

  • тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поля;

  • специфическое своеобразие связной речи, трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления, нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие используемых языковых средств; трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости;

  • звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух; недостаточность фонематического восприятия, проблемы с выделением первого и последнего согласного, гласного звука в середине и конце слова, с подбором картинок или слов с заданным звуком, с определением наличия и места звука в слове.

Характеристика детей с ЗПРР

Для таких детей характерны нарушения эмоционально-волевой сферы, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, трудовыми и учебными навыками. У них отмечаются нарушения взаимоотношений с окружающем миром: не сформированы навыки общения со взрослыми и детьми, наблюдается неадекватное поведение в незнакомой или малознакомой обстановке, они не умеют следовать правилам поведения в социуме. Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправлена, поведение импульсивно. Все это обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой). При этом отмечается недостаточная сформированность, истощаемость и дефицитарность высших психических функций, ярко проявляющаяся в нарушении произвольной деятельности детей и их речи.

Характеристика детей с дизартрией

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При данном речевом дефекте нарушено не программирование речевого высказывания, а моторная реализация речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной стороны речи, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая. Основными нарушениями при дизартрии являются: нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры по типу спастичности, гипотонии и дистонии; нарушение подвижности артикуляционных мышц, при котором в первую очередь страдают тонкие и дифференцированные движения; нарушения речевого дыхания; нарушения (глубины, ритма, нарушение координации вдоха и выдоха); нарушения голоса (недостаточная сила и отклонения тембра голоса); нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи); недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате; вегетативные расстройства (гиперсаливация, покраснение или бледность кожных покровов, повышенное потоотделение во время речи). Для звукопроизношения детей с дизартрией характерным является стойкий характер нарушений, особая трудность их преодоления. Процесс автоматизации требует большего количества времени, при несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные речевые умения часто распадаются. Часто нарушается произношение не только согласных, но и гласных звуков. Преобладает межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков, оглушение звонких согласных, смягчение твердых согласных звуков. Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке.

3. Цели программы

  • Устранение речевого дефекта детей и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

  • Овладение речью как средством общения и культуры.

  • Обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.



4. Задачи коррекционного обучения

Для детей с ОНР II уровня речевого развития:

- развитие понимания речи;

- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

Для детей с ОНР II-III уровня речевого развития:

- развитие понимания речи и лексико-грамматических средств языка;

- развитие произносительной стороны речи;

- развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи;

Для детей с дизартрией:

- формирование полноценных произносительных навыков;

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений;

Для детей с ЗПРР:

- развитие понимания речи;

- совершенствование функций артикуляционного аппарата;

- совершенствование темпо-ритмической и интонационно–мелодической организации речи;

- формирование навыков правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- формирование слоговой структуры;

- актуализация и обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи;

- формирование психологической базы речи.

5. Планируемые результаты освоения детьми программы

Для детей с ОНР II уровня речевого развития

К концу года дети должны научиться:

соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

понимать простые грамматические категории;

воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

обращаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;

правильно употреблять отдельные падежные окончания слов;

фонетически правильно оформлять согласные звуки [п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г], гласные звуки первого ряда [а], [о], [у], [ы], [и].

В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.

Для детей с ОНР III уровня речевого развития

Дети должны научиться:

понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

владеть элементарными навыками пересказа;

владеть навыками диалогической речи;

владеть навыками словообразования;

грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

Для детей с ЗПРР

Дети должны научиться:

понимать обращенную к ним речь и выполнять инструкции педагогов при проведении образовательной деятельности;

овладеть словарем по пройденным лексическим темам;

фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями;

выполнять рекомендации взрослых, направленные на повышение работоспособности, целенаправленности и самоконтроля в разных видах деятельности.


II. Содержательный раздел

1. Коррекционная работа с детьми пятого года жизни

Логопедическая работа с детьми II уровня речевого развития

Период

Основное содержание работы

I период

Сентябрь, октябрь, ноябрь,

декабрь

Развитие понимания речи

Развивать у детей умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать понимание обобщающего значения слов.

Готовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).

Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).

Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.

Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкус­ный, сладкий, красивый и т. п.).

Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой моя» и их согласованию с существи­тельными.

Закреплять навык составления простых предложений по модели: обращение + глагол в повели­тельном наклонении (Миша, иди! Вова, стой!),

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения (Миша идет. Вова стоит).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»

Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.

Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты?).

Учить самостоятельному формулированию вопросов (Кто гуляет? Где кукла? Можно взять?). Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам. Закреплять умение заканчивать предложение,

начатое логопедом.

Формировать у детей навык употребления в речи личных местоимений (я, ты, он, она, они). Учить детей составлять первые простые рассказы из двух-трех предложений (по вопросному плану).

Лексические темы

«Детский сад», «Осень», «Осень. Сезонные изменения», «Овощи-фрукты», «Лес. Деревья», «Продукты питания», «Семья», «Наше тело и лицо», «Посуда» «Мой город», «Транспорт», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», Зимующие птицы», «Зима». «Зимние игры и забавы», «Новогодний праздник».

II период

Январь,

февраль,

март,

апрель,

май, начало июня

Активизация речевой деятельности и развитие

лексико-грамматических средств языка

Учить детей использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).

Учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).

Продолжать учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).

Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).

Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.

Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).

Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).

Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос (На­пример: Спит кто? Собака, кошка). Учить называть части предмета для определения целого (спинка стул, ветки дерево, стрелки — часы).

Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки зима, корабль море).

Учить подбирать существительные к названию действия (кататься велосипед, летать самолет, варить — суп, резать — хлеб).

Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.

Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).

Развитие самостоятельной фразовой речи

Закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?*.

Расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.). Заучивать короткие двустишия и потешки.

Закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Вова играет. А ты?).

Продолжать формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному

плану).

Учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.

Совершенствовать умения заканчивать одним-двумя словами предложение, начатое логопедом.

Развитие произносительной стороны речи

Учить детей различать речевые и неречевые звуки.

Учить детей определять источник звука.

Учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.

Уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка.

Вызывать отсутствующие звуки (раннего и среднего онтогенеза).

Автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.

Учить детей отхлопывать предложенный логопедом ритмический рисунок слов.

Формировать звуко-слоговую структуру слова.

Учить детей дифференцировать на слух короткие и длинные слова.

Учить детей запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па с разным ударением, силой голоса, интонацией. Учить воспроизводить цепочки слогов, состоящих из одинаковых гласных и разных согласных звуков (па-по-пу) и из разных согласных и глас­ных звуков (па-то-ку).

Учить воспроизводить слоги со стечением согласных (такта, попто).

Лексические темы

«Рождество. Святки. Крещение», «Зимние виды спорта», «Животные Севера», «Помощь животным и птицам зимой», «Домашние животные», «Дикие животные», «День защитника Отечества», «Домашние птицы», «Восьмое марта», «Масленица», «Народная игрушка», «Весна», «Прилет птиц», «Сад-огород. Труд людей весной», «Мой дом», «Мебель», «День Победы», «Пасха», «Профессии», «Лето», «Летние виды спорта».

2. Учебно-методическое обеспечение Программы

Материально-техническое:

  • ноутбук, мультимедийный проектор с экраном, музыкальный центр с дисками;

  • мультимедийный архив (см. Приложение №7);

  • металлофон, звуковые игрушки;

  • дыхательные тренажеры, игрушки на выработку воздушной струи (вертушки, шары, предметы на поддувание, воротики и др.);

  • игрушки на развитие психической базы речи (вкладыши, почтовый ящик, пирамидки, разрезные картинки, кубики, лабиринты, конструкторы и др.);

  • набор постановочных и массажных зондов;

  • картинный материал по лексическим темам;

  • настольно-печатные игры;

  • пособия для развития мелкой моторики (мозаики, шнуровки, семена, мелкие игрушки, пуговицы, бусины и др.)

Программно-методическое:

  • нормативные документы:

Письмо «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003 г. n 27/2722-6;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"от 22 декабря 2014 г. N 1601;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 г. № 1014;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155;

Устав МБДОУ «Детский сад №146»;

ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ;

  • программы:

АООП «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. – М., «Просвещение», 2009.

АООП «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» под редакцией Л.Б. Баряевой. - СПб, 2010.

ООП ДОУ «Детский сад №146».

ОПДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. 2014

  • парциальные программы:

Медведева Г.А. «Программа по формированию слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи» - 2016.

  • детская художественная и развивающая литература (стихи, рассказы, сказки, энциклопедии)

Логопедические технологии формирования произносительной стороны речи:

  • Дьякова Е.А., Логопедический массаж. – М.: Академия, 2003г.

  • Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2001г.

  • Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи.- М.1996.

  • Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. СПб.1999.

  • Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. – М-Л. 1999г.

  • Спивак Е.Н. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. – М.: издательство ГНОМ, 2012

  • Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009

  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М, 1993

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М, 1989.

Технологии формирования слоговой структуры слова

  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры

  • Бабина Г.В. Сафонкина Н. А. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005г.

  • Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.

  • Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. М.: ТЦ Сфера ,2007

  • Маркова А.К. О преодолении нарушения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

  • Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001.

  • Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013 –.(Логопедические технологии)

Технологии обогащения и активизации словарного запаса, формирования грамматического строя речи:

  • Александрова Т. В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. — М.2003

  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990г.

  • Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб, КАРО, 1999.

  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб, Детство-Пресс, 2001г.

  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М.2000.

  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. – Дрофа, 2009г.

  • Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.

Технологии формирования связной речи:

  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.-М. 2003

  • Коноваленко В.В. Развитие связной речи. -М. 2001

  • Коноваленко ВВ. Коноваленко СВ. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе.-М.1998 г.

  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду, М.: ГНОМ и Д, 2001г.

  • Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения для развития речи.-М.2001.

  • Ткаченко Т.А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.-М. 1981

  • Логопедические технологии обучения грамоте:

  • Кузнецова Е.В., Тихонова Н.А. Ступеньки к школе: обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 1999г.

  • Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. –М., 2000г.

Учебно-дидактические материалы для дошкольников:

  • Агранович З.Е. Домашние задания для преодоления лексико-грамматического недоразвития у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство-пресс , 2001г.

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий (средняя группа). - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

  • Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –М.: Школа, 1996

  • Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.:.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 136 с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

  • Резниченко Т.Б. Ларина О.Д. Говорим правильно (альбомы) – М, 2003 г.

  • Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: тетрадь. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир» , 2011

  • Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Логопедическая тетрадь.-С-П. 1999

  • Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1999.

  • Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.-С-П.2000. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Логопедическая тетрадь. — С-П. 1998

3. Определение способов фиксации динамики детского развития

Вид диагностики – логопедическая диагностика уровня речевого развития ребёнка с определением таких показателей, как: состояние лексики, уровня грамматической компетенции, усвоения фонетико-фонологической системы родного языка, понимания и самостоятельного продуцирования и репродуцирования текста, психологической базы речи (вербальной памяти, речевого внимания, словесно-логического мышления).

Форма обследования – иллюстрированные тестовые задания с учётом возраста и речевого диагноза ребёнка.

Источник – «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова.

Способы и параметры фиксации – индивидуальные речевые карты с фиксацией симптомов речевых нарушений, электронные сводные таблицы и диаграммы динамики логопедической коррекции, заполнение в конце года отчета о результативности коррекционной работы по утвержденной МБУ ПМПК г. Рязани форме.

Сроки – сентябрь, январь, май.

III. Организационный раздел

1. Организация логопедической работы в режиме дня

Выполнение режима дня обязательно для всех сотрудников ДОУ. В соответствие с сеткой занятий в средней группе №6 коррекционной направленности для детей с ТНР проводится два фронтальных занятия в неделю: понедельник и четверг. Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:

  • связной речи;

  • словарного запаса, грамматического строя;

  • произношения (см. Приложения №3 и №4)

Подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми проводятся в соответствии с циклограммой деятельности учителя-логопеда (см. Приложения №» и №5)

Для детей с заключением «Дизартрия» два раза в месяц в среду длительностью 30 минут проводится дополнительная коррекционная работа во время посещения логопедического кружка «Речецветик» (см. Приложение №6)

2. Логопедическая коррекция в МБДОУ «Детский сад №146»

Все средней группе коррекционной направленности для детей с ТНР оборудован логопедический кабинет со всеми необходимыми пособиями и материалами.

В начале года (сентябрь) проводится детальное логопедическое и психолого-педагогическое обследование, по итогам которого для каждого воспитанника с ОВЗ разрабатывается АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа), а также перспективное и календарное планирование работы в группе. Итоговый (май) и промежуточный (январь) мониторинг речевого развития воспитанников позволяет выявить динамику коррекции, индивидуальные проблемы детей, скорректировать планы логопедического воздействия, обеспечить индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку.

В группе ежедневно проводятся индивидуальные, а также фронтальные или фронтально-подгрупповые занятия с детьми, на которых осуществляется дифференцированный подходят к каждому ребёнку. Подбираются разно-уровневые задания, создавая положительную мотивацию к овладению материалом и к преодолению дефекта (сказочно-игровые сюжеты занятий, сюрпризные моменты, красочный демонстрационный материал, частая смена задач и положений тела, физкультминутки и пальчиковые разминки, яркий эмоциональный фон). Используются многообразные приёмы исправления нарушений по всем речевым разделам с учётом возрастных и речевых особенностей детей. Широко практикуются дидактические упражнения на развитие психических функций и формирование сенсорных эталонов, артикуляционные сказки о Язычке, игры со звуковыми символами (методика Т.А.Ткаченко), интерактивные программы речевого развития Мерсибо. Важным разделом логопедической коррекции является формирование фонетико-фонологической компетенции: фонематического восприятия, фонематических представлений. На занятиях по развитию фразовой и связной речи применяются методы ТРИЗ, рассказы цепной организации, опорные схемы, картины с проблемным сюжетом, серии картин. По опорным словам дети составляют фразу, исправляют деформированное предложение.

На индивидуальных коррекционных занятиях проводится работа по развитию ощущений и подвижности органов артикуляции, внимания к ним, отрабатываются артикуляционные уклады, вызываются, автоматизируются и дифференцируются звуки в различных позициях, проводиться коррекция слоговой структурой слова, исправляются отдельные нарушенные грамматических категорий, предлагаются игры и упражнения на развитие психических функций и формирование сенсорных эталонов на вербальном материале). Исправляя нарушенное звукопроизношение, активно применяются стихотворные артикуляционные разминки, дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, фонетическая ритмика, отдельные приёмы логопедического массажа.

На всех логопедических занятиях поддерживается детская инициатива при исправлении речевых нарушений, формируется активное отношение и интерес к звучащей речи, развивается умение размышлять и экспериментировать со словом. Для активизации позиции ребёнка в добывании информации используются такие формы подачи материала, как выбор, поиск, проверки, сравнения, замены, перестановки, проблемные вопросы и ситуации, моделирование состава слогов, слов, фраз и текстов. В МБДОУ созданы хорошие условия для систематического использования при организации НОД современных информационно-компьютерных технологий, группа оснащены современным мультимедийным проектором, музыкальным центром, ноутбуком, что позволяет проводить занятия с детьми интересно и увлекательно. Кроме этого в детском саду есть кабинет психолога с новейшим оборудованием (интерактивная доска, уголок для сенсорного развития, пескотерапия и др.), прекрасные музыкальный и спортивный залы, бассейн, которые также широко используются при организации коррекционной работы с воспитанниками группы.



3. Взаимодействие специалистов ДОУ в работе по организации коррекционно-образовательной деятельности

Эффективность коррекционной воспитательно-образовательной работы определяется не только чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, но и координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.

Учитель-логопед проводит:

  • мониторинг уровня речевого развития детей (три раза в год);

  • составление и коррегирование перспективных планов индивидуальной логопедической коррекции, перспективное и календарное планирование логопедической работы в группе;

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия (фонетико-фонематические, лексико-грамматические, занятия по развитию фразовой и связной речи);

  • индивидуальные коррекционные занятия согласно перспективным планам индивидуальной логопедической коррекции;

  • координацию коррекционной работы всех специалистов, работающих с группой: психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника; инструктора по плаванию, сотрудничество с другими логопедами ДОУ;

  • координирует преемственность в работе логопеда и воспитателя: посещения занятий с детьми, участие логопеда в подготовке и проведении мероприятий в группе, индивидуальные задания и упражнения логопеда для вечерних занятий воспитателя с детьми, отражение в тетради взаимосвязи текущей работы логопеда и эффективности вечерних индивидуальных занятий.

  • вовлекает родителей в процесс логопедической коррекции через детские логопедические тетради, наглядную агитацию в группе, открытые просмотры, собрания, консультации, беседы.

Воспитатель отвечает за:

  • применение на фронтальных и подгрупповых занятиях по развитию речи дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

  • знание и использование в работе с детьми артикуляционных упражнений и их комплексов, грамматических упражнений, технологий развития фразовой и связной речи;

  • уточнение и обогащение детской лексики, акцентирование детского внимания на смысловой стороне слова или изречения во всех режимных моментах, сопровождение жизни детей в детском саду яркими эпитетами, образными сравнениями, метафорами, потешками, поговорками, стишками;

  • развитие просодической стороны речи при ознакомлении с произведениями художественной литературы;

  • учёт индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи, развитие восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм мышления;

  • развитие познавательных интересов детей, расширение коммуникативных контактов с окружающими, усвоение норм и ценностей общения, принятых в обществе;

  • создание доброжелательной обстановки в группе, снятие переживаний, связанных с речевой неполноценностью, укрепление веры в собственные силы, формирование интереса к звучащей речи;

  • комментирование своей и детской деятельности (проговаривание вслух последующих действий, называние явлений, предметов и их частей);

  • систематический контроль во всех режимных моментах за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей.

Музыкальный руководитель осуществляет:

  • формирование музыкального слуха и внимания к неречевым звукам;

  • развитие двигательной памяти и координации;

  • включение в занятие музыкальных распевов на закрепление вызванных звуков и звукоподражаний;

  • использование музыкально-ритмических игр, логоритмических упражнений на согласование речи с движением;

  • работа над выразительностью мимики и жестов в музыкальных этюдах; над пластикой и темпом движения в музыкальных зарисовках;

  • обучение коммуникативным навыкам в играх-драматизациях.

Педагог-психолог осуществляет:

  • развитие психических процессов, являющихся психологической основой речи: восприятия и ощущения, внимания и памяти, воображения, словесно-логического мышления;

  • помощь в оречевлении своего эмоционального состояния и способов его улучшения;

  • включение в занятия психогимнастики в качестве фона для развития просодических компонентов речи;

  • формирование навыков общения в сказочных или придуманных сюжетах и инсценировках.

Специалист по ФИЗО и инструктор по плаванию осуществляют:

  • преодоление нарушений общей моторики, координации движений;

  • формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха с помощью специальных гимнастик;

  • включение в занятия элементов фонетической ритмики на закрепление навыков правильного произношения звуков;

  • широкое использование текстовых игр и упражнений на согласование речи с движением;

  • речевое сопровождение всех спортивных заданий и движений ;

  • развитие связности высказывания путём объяснения детьми правил игры, последовательности и способа выполнения упражнений;

  • обучение пространственным ориентировкам в играх и упражнениях.

Рекоментации педагогам, работающим в группе коррекционной направленности для детей с ТНР см. в Приложении №8.


4. Формы взаимодействия специалистов

Логопеды координируют всю коррекционную работу специалистов ДОУ:

  • совместные наблюдения, обсуждения, консультации, просмотры открытых занятий;

  • знакомство с результатами логопедического обследования, учёт психолого-педагогических и речевых особенностей воспитанников;

  • согласование планов своей работы с коррекционными планами и планами образовательной работы (в соответствии с проходимыми лексическими темами);

  • внесение по рекомендации логопеда в программное содержание своих занятий задач речевой коррекции;

  • оповещение специалистов о ходе и изменениях в логопедической работе с каждым ребёнком;

  • учёт успехов воспитанников в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя;

  • не дублирование, а взаимодополнение, взаимоподдержка, принятие согласованных решений.


5. Взаимодействие с семьями воспитанников

Родительские собрания: сентябрь – ознакомление с итогами логопедического обследования, с перспективными планами подгрупповой и индивидуальной работы; ноябрь – ознакомление с итогами промежуточного мониторинга, рекомендации по речевому поведению в семье, необходимостью систематического контроля за произношением вызванных звуков и аграмматизмами в речи, знакомство с положительным семейным опытом участия родителей в коррекционном процессе, выяснение логопедических затруднений родителей; февраль – ознакомление с динамикой формирования звукопроизношения; май – подведение готовых итогов, рекомендации на лето.

Индивидуальные и подгрупповые консультации (очные и заочные по электронной почте): - рекомендации по выполнению артикуляционных и дыхательных упражнений, грамматических заданий, исправлению нарушений слоговой структуры слова; преодолению психологических проблем ребёнка, обучение работе с логопедическими заданиями дома; с формированием мотивации к исправлению речи.

Открытые просмотры индивидуальных и подгрупповых занятий: - родитель чётче осознаёт речевые и психологические проблемы своего ребёнка, охотнее настраивается на сотрудничество, вовлекается в коррекционно-образовательный процесс, лучше усваивает игровые подходы в коррекционной работе и её необходимость, уважительнее относится к нелёгкому труду учителя-логопеда).

Пропаганда логопедических знаний среди родителей: - ширмы, папки-передвижки, диски с рекомендациями по конкретной речевой проблеме, логопедическая библиотечка.

Дни открытых дверей (для родителей детей по плану ДОУ)

-ознакомление с системой преодоления речевых нарушений в детском саду на стендах и в индивидуальных беседах и экскурсиях по саду;

предоставление информации о программе ДОУ;

консультирование по интересующим родителей вопросам.

Участие родителей в работе Попечительского совета ДОУ, в оценке деятельности логопедов и воспитателей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов ДОУ кропотливая работа по преодолению речевых проблем у дошкольников станет успешной и результативной, и наши дети получат отличный старт в школьную жизнь.

Приложение №1

Список детей с заключениями

средней группы №6 компенсирующей направленности

для детей с ТНР

на 2018/2019 учебный год


  1. Акишин Евгений Олегович, 04.08.2014г., ОНР 1-2 уровня, дизартрия

  2. Амелина Василиса Павловна, 31.07.2014г., ОНР 2 уровня, дизартрия

  3. Грибкова Виолетта Андреевна, 16.07.2014г., дизартрия

  4. Ефимов Дмитрий Алексеевич, 01.04.2014г., дизартрия

  5. Карпова Елизавета Алексеевна, 13.08.2014г., ОНР 2 уровня, дизартрия

  6. Киселева Ксения Алексеевна, 04.09.2014г., дизартрия

  7. Левина Полина Андреевна, 09.09.2014г., стёртая дизартрия

  8. Лукашов Максим Александрович, 06.08.2014г., дизартрия

  9. Мещерякова Милана Руслановна, 29.08.2014г., ОНР 2 уровня, дизартрия

  10. Мурушкина Алиса Денисовна, 03.03.2014г., ЗПРР, дизартрия

  11. Пуказова Дарья Павловна, 31.03.2014г., ОНР 2 уровня, дизартрия

  12. Сафронова Василиса Васильевна, 22.09.2014г., ОНР 2-3 уровня, стертая дизартрия

  13. Федотов Владимир Владимирович, 07.10.2013г., ОНР 2 уровня, дизартрия

  14. Хлебный Семён Сергеевич, 16.10.2014г., дизартрия

  15. Черпакова Диана Евгеньевна, 07.05.2014г., дизартрия

  16. Штольвин Артём Александрович, 26.03.2014г., ОНР 2-3 уровня, дизартрия. Парциальная несформированность конгитивного компонента деятельности


Список детей без заключений ПМПК

  1. Борискина Алёна Александровна, 13.10.2014г

  2. Васильева Анна Витальевна, 26.08.2014г

  3. Ильичева София Романовна, 30.10.2014г

  4. Камышникова Алиса Андреевна, 15.02.2014г

  5. Львов Александр Сергеевич, 29.08.2014г

  6. Пронин Илья Сергеевич, 05.03.2014г

  7. Синякова Алина Андреевна, 11.04.2014г.

  8. Храпов Артём Дмитриевич, 14.08.2014г

  9. Чеглов Дмитрий Андреевич, 05.05.2014г

















Приложение №2

Список детей

для подгрупповых занятий

учителя-логопеда Медведевой Г.А.

в средней группе №6 компенсирующей направленности для детей с ТНР

2018-2019 учебный год

на 1 сентября 2018-2019 учебного года



первая подгруппа

Акишин Евгений

Амелина Василиса

Карпова Елизавета


Мещерякова Милана

Пуказова Дарья

Федотов Владимир

вторая подгруппа

Грибкова Виолетта

Ефимов Дмитрий

Киселева Ксения

Лукашов Максим

Хлебный Семён

Черпакова Диана


третья подгруппа

Левина Полина

Мурушкина Алиса


Сафронова Василиса

Штольвин Артём


четвертая подгруппа

Борискина Алёна

Васильева Анна

Ильичева София

Камышникова Алиса

Львов Александр


Пронин Илья

Синякова Алина

Храпов Артём

Чеглов Дмитрий

















Приложение №3

Режим дня в средней группе №6



Сентябрь - май

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, самостоятельная деятельность детей (игры), утренняя гимнастика

7.00-8.20

Совместная деятельность: групповая, подгрупповая, индивидуальная воспитателя с детьми, коррекционная работа

8.20-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.35-8.55

НОД

9.00-10.00


Второй завтрак

10.00 – 10.10

Игры, подготовка к прогулке. Прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.10-12.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.15-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры. Индивидуальная деятельность воспитателя с детьми, коррекционная работа

15.00-15.40

Подготовка к полднику, полдник

15.40-15.55

Игры, самостоятельная деятельность, труд, совместная образовательная деятельность

15.55-16.40

Подготовка к ужину, ужин

16.40-16.55

Подготовка к прогулке, прогулка

16.55-18.30

Самостоятельная деятельность детей (игры), уход домой

18.30-19.00











Приложение №4

Сетка НОД

в средней группе №6

компенсирующей направленности для детей с ТНР

20018-2019



Понедельник

9.00 – 9.20 логопедическое

10.10 – 11.10 плавание

лепка/аппликация


Вторник

9.00 – 9.20 ФЭМП

11.30 – 11.50 музыкальное

15.10 – 15.30 физкультурное


Среда

9.00 – 10.00 плавание/

рисование

Четверг

9.00 – 9.20 логопедическое

9.30 – 9.50 музыкальное

11.00 – 11.20 физкультурное на улице

Пятница

9.00 – 9.20 рисование

9.30 – 9.50 физкультурное




























Приложение №5

Циклограмма деятельности

учителя-логопеда Медведевой Галины Алексеевны

в средней группе №6 компенсирующей направленности для детей с ТНР

2018-2019 учебный год


Понедельник

9.00 - 9.20 – фронтальное логопедическое занятие

9.20 – 11.10 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 3-ей подгруппы

11.10 – 13.00 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 2-ой подгруппы

Вторник

9.00 – 10.00 – индивидуальные занятия с детьми 4-ой подгруппы

10.00 – 11.30 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 1-ой подгруппы

11.30 – 13.00 – индивидуальные занятия с детьми 2-ой подгруппы

Среда

15.00 – 16.30 – индивидуальные занятия с детьми 4-ой подгруппы

16.30 – 17.00 – логопедический кружок «Речецветик» (2-я и 4-я недели),

- подгрупповая работа с детьми без заключения ПМПК (1-я и 3-я недели)

17.00 – 18.00 - индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 1-ой подгруппы

18.00 - 19.00 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 2-ой подгруппы

Четверг

9.00 - 9.20 – фронтальное логопедическое занятие

9.20 – 11.10 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 4-0й подгруппы

11.10 – 13.00 – индивидуальные занятия с детьми 3-ей подгруппы

Пятница

9.00 – 10.30 – индивидуальные занятия с детьми 1-ой подгруппы

10.30 – 11.45 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 4-ой подгруппы

11.45 – 13.00 – индивидуально-подгрупповые занятия с детьми 3-ей подгруппы











Приложение №6

Мультимедийный архив

Автоматизация звука Ш по картинкам с заданиями

Авторская дидактическая игра «Где прячется звук?»

Авторская дидактическая игра «Домики»

Авторская дидактическая игра «Измени слово»

Авторская дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

Авторская дидактическая игра «Найди пару»

Авторская дидактическая игра «Отгадай слово»

Авторская дидактическая игра «Подбери картинку»

Авторская дидактическая игра «Пятерочки»

Авторская дидактическая игра «Разноцветные звезды»

Авторская дидактическая игра «Ступеньки»

Авторская дидактическая игра «Умники и умницы»

Авторская дидактическая игра «Читалочка»

Авторское пособие «Картинки по слоговой структуре» (13 альбомов)

Агронович, Бабина, Сафонкина, Большакова «Материал по слоговой структуре слов»

Азова. Картинный материал

Бабина Г.В. Картинки по слоговой структуре

Видеоролик «О хороших и дурных привычках»

Видеоролик «Отмените войну»

Видеоролик «П. П. Бажов»

Видеоролик «Поздравление с 1 сентября»

Видеоролик «Урок мира»

Видеоролик «Физкультминутка»

Волкова. Картинный материал

Гимнастика пробуждения после сна

Громова, Соломатина. Обследование детей 2-4 лет

Детские стихи современных авторов

Дидактическая интерактивная игра «Деление слов на слоги»

Дидактическая интерактивная игра

Липакова. Обследование зрительно-пространственных функций

Материалы для обследования речи детей (альбомы, картинки, тексты, игры)

Материалы по формированию слоговой структуры слова:

Наборы картинок: бытовая техника; весна; времена года; город, транспорт, правила дорожного движения; грибы; деревья и кустарники; детеныши диких и домашних животных; домашние и дикие животные; птицы зимующие, перелетные и домашние; одежда; животные; животные России, Севера, жарких стран, Австралии и Африки; детеныши домашних и диких животных;

зима, зимние забавы; злаки; зоология в картинках; игрушки; инструменты; комнатные растения; лето; мир природы; морские обитатели; мужская одежда; музыкальные инструменты; наземный транспорт; насекомые; народное творчество; наш детский сад; наш дом; обитатели Арктики и Антарктики; обитатели океана; овощи; овощи, фрукты, ягоды; одежда, обувь, головные уборы; осень; полевые цветы; посуда; предметы и вещи; пресмыкающиеся и земноводные; природа в горах; профессии; птицы; птицы зимующие и перелетные; птицы средней полосы; рыбы, насекомые и пауки; садовые цветы; съедобные грибы; транспорт; фрукты; фрукты и ягоды; хищные птицы; ягоды – цветная палитра.

Дидактическая интерактивная игра «Четвертый лишний»

Наглядность к занятию «Весна стучится в окна»

Наглядный материал к занятию «Поиграем в теремок»

Опорные схемы к рассказам по лексическим темам

Павлова, Руденко. Экспресс-диагностика в детском саду

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам

Пиктограммы настроений

Подборка дидактических игр по лексическим темам

Презентация «Автоматизация звука Ж», 1 – 5 выпуски

Презентация «Автоматизация звука Ш», 1 – 7 выпуски

«Люблю тебя, мой край родной!»

Загадки по лексическим темам

Звуковые схемы к словам

Игра-викторина «В гостях у сказки»

Игра-викторина «Весна стучится в окна»

Игра-викторина «Горихвостка – птица года»

Игра-викторина «День победы»

Игры на развитие фонематического слуха

Инна Калинина. Обучение чтению

Интерактивное пособие по обучению дошкольников чтению и грамоте «АБВГ-дейка»: алфавит, видеоуроки, презентации, упражнения

Иншакова. Картинный материал

Картинки по лексическим темам

Картинки по математике

Картинки со звуком Ж

Картинки со звуком Л

Картинки со звуком Н

Картинки со звуком Р

Картинки со звуком Рь

Картинки со звуком Ш

Картинки. Звуки в разных позициях в слове

Картотека игр по слоговой структуре

Картотека лексико-грамматических игр

Картотека по А.И. Богомоловой

Картотека текстов на автоматизацию звуков

Картотека картинок устаревшей лексики рязанского края «Сельское подворье, строительство»

Картотека картинок устаревшей лексики рязанского края «Внутреннее убранство, утварь»

Картотека картинок устаревшей лексики рязанского края «Рязанский народный костюм»

Карточки с предметными тематическими картинками

Карточки. Звукопроизношение и слоговая структура слова

Касса букв (материал с буквами красного и чёрного цвета разного размера)

Комплекс упражнений на дыхание

Коненкова. Обследование детей с ЗПР

Кочугова. Картинки по звукам и буквам

Презентация «Автоматизация звуков Р, Рь», 1 – 3 выпуски

Презентация игры по развитию речи «Угадай сказку»

Презентация о детском саде

Придуманная планета – работы детей

Прописи для двух рук

Пятница. Тематические карточки

Раскраски лексические С. Вохринцевой

Ткаченко. Альбом индивидуального обследования

Ткаченко. Формирование слоговой структуры

Физкультминутка «Гимнастика для глаз»


Приложение №7

Рекомендации педагогам

по организации и проведению воспитательно-образовательной работы

в средней группе №6 компенсирущей направленности для детей с ТНР

на 2018-2019 учебный год


Занятия воспитателя

В задачу воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований образовательной программы МБДОУ «Детский сад №146», основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также решения коррекционных задач в соответствии с АООП для детей с ТНР, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, ин­теллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. На основании этих Программ на текущий учебный год составляется рабочая программа воспитателей, которая не только отражает коррекцию имеющихся речевых отклонений, но и направлена на развитие дошкольников и формирование у них знаний, умений и навыков по пяти образовательным областям. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитателю предоставлены все возможности для всестороннего формирования личности ребенка с речевым дефектом.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены для детей общеразвивающих групп.

В процессе овладения этими видами деятельности воспитатель должен учитывать индивидуально-типологические особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию восприятия, мнемических процессов, мотивации, доступных форм мышления.

Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей. При этом необходимо учитывай своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого нарушения, сужения коммуникативных контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачу воспитателя входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Воспитатель должен уметь анализировать различные негативные проявления поведения ребенка, вовремя замечать признаки агрессивности, конфликтности или по­вышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости, в связи с этим предъявлять различные требования, осуществляя личностно ориентированный подход к речи и поведению ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Развитие речи

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

  1. расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

  2. развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

  3. автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников, усвоенных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести его правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетически ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, дли этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко выраженный эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей. О таких проявлениях необходимо незамедлительно сообщить логопеду.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов. Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом. Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи» «Фрукты» и т. д.).

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, постельных принадлежностей, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается с экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматического строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения относящиеся к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повто­рение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда.

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений

В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?; при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным.

При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, на­пример: шире уже, самое широкоесамое узкое и т.д. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.).

Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающем пространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи местонахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отно­шению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Развитие речи на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности

Занятия проводятся в соответствии с объемом требований, предусмотренных для детей общеобразовательных групп. Для детей, плохо владеющих необходимыми навыками, целесообразно в начале обучения придерживаться требований, предъявляемых к средней группе.

Характер организации учебной деятельности и отбор лексического материала на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности позволяет воспитателю ак­тивизировать и обогащать словарь приставочными глаголами, предлогами и наречиями, качественными и относительными прилагательными.

Физическая культура

Формирование полноценных двигательных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко ко­ординированными и специализированными движениями рук является необходимым звеном в общей системе коррекционного обучения. В процессе правильно организованных занятий необхо­димо устранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения.

Обращается специальное внимание на особенности психомоторного развития детей, которые должны учитываться в процессе занятий (дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и за­торможенных с явлениями вялости, адинамичности).

Среди детей с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизартрией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

Общекорригирующие упражнения

Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счет специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения:

  • сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

  • разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак;

  • отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь — ребро (одной и двумя руками);

  • поочередно каждым пальцем отстукивать ритм в заданном темпе по поверхности стола;

  • перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

• отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

  • тренировать захват мячей различного диаметра;

  • вырабатывать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т. п.);

  • воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть);

  • захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами;

  • перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами;

  • выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца;

  • обучать детей рациональным приемам захвата крупных и мелких предметов.

Указанные упражнения рекомендуется начинать в медленном темпе, постепенно его ускоряя и увеличивая количество повторений. При этом необходимо следить за четкостью и ритмичностью выполнения, не допуская содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Графические навыки

Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к бучению письму. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать 3 минуты.

Развитие графических умений происходит постепенно по мере совершенствования у детей с нарушениями рече-зрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций. При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-за отклонений в развитии зрительно-моторной координации. Воспитатель должен убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задание и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля.

Для систематической тренировки графомоторных навыков необходимо использовать задания, рекомендованные общеобразовательной программой воспитания и обучения. При этом время выполнения задания может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развитие речи в связи с усвоением навыков самообслуживания и элементов труда

При формировании у детей навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и элементов труда целесообразно использовать различные речевые ситуации для работы по пониманию, усвоению и одновременно прочному закреплению соответствующей предметной и глагольной лексики (вода, мыло, щетка, полотенце, одежда, умываться, мылить, вытирать, надевать, завязывать — развязывать, грязный — чистый, мокрый — сухой и др.).

При осуществлении тех или иных видов деятельности у детей можно сформировать представление о том, какую пользу приносит аккуратность, как складывать одежду, чтобы ее потом было легко надеть, в какой последовательности это делать; дать детям представление о понятиях «нижнее белье», «верхняя одежда» и т. д., закрепляя при этом в активной речи необходимый словарный минимум. Не менее важную роль в развитии речи детей играет формирование навыков самообслуживания и элементов труда — дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятия и т. д. Так, при сервировке стола в процессе беседы с детьми нужно постепенно вводить в их речь новые слова, уточнять и закреплять уже знакомые слова и словосочетания, обозначающие посуду, столовые приборы и другие предметы сервировки (тарелка, ложка, вилка, чашка, чайник, скатерть, салфетка и др.). Следует включать задания на преобразование слов с помощью суффикса (сахар — сахарница, хлеб — хлебница). При уборке постелей надо вырабатывать у детей умение в правильной последовательности складывать одеяло, застилать покрывало, ставить подушку и т. д. Кроме того, воспитатель вводит в лексику детей слова-антонимы: застелил — расстелил, быстро — медленно, хорошо — плохо, учит детей обращаться друг к другу за помощью, просить недостающие предметы. Обращается внимание на правильное построение предложений. При подготовке к занятиям полезно давать детям поручения, требующие хорошей ориентировки в пространстве, точное понимание пространственных отношений, обозначаемых предлогами (в — на — под; за из до; через между из-под из-за и т. п.) и наречиями (сверху, сбоку, вперед и т. д.) с опорой на наглядность, а затем и без нее.

Дети должны назвать необходимые предметы, составить правильную фразу, используя предикативную лексику, соответствующую данной речевой ситуации. Если дети затрудняются, воспитатель должен им помочь актуализировать ранее изученную тематическую лексику. Также важно использовать производимые ребенком действия для употребления соответствующих глаголов, определений, предлогов. Воспитатель стимулирует переход от словосочетаний и предложений к постепенному составлению детьми связных текстов.

Одно из основных мест в развитии речи детей занимает ручной труд в детском саду. Дети изготавливают различные поделки, игрушки, сувениры и т. д. В процессе работы в непринужденной обстановке воспитатель побуждает их пользоваться речью: называть материал, из которого изготавливается поделка, инструменты труда, рассказывать о назначении изготавливаемого предмета, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине.

Развитие речи в связи с экологическим воспитанием

Наблюдения за причинно-следственными связями между природными явлениями, расширение и уточнение представлений о животном и растительном мире является хоро­шей базой для развития речи и мышления. Так, при наблюдении и уходе за комнатными растениями закрепляется правильность и точность употребления слов природоведческой тематики (растения садовые, комнатные, стебель, лист, цветок, поливать, ухаживать и др.), а также использование в самостоятельной речи падежных и родовых окончаний существительных, прилагательных и глаголов. Эту работу надо строить так, чтобы дети имели возможность поделиться своим опытом с другими детьми. При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), не­обходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (обра­зование относительных и притяжательных прилагательных). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.










28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рабочая программа учителя-логопеда. Средняя группа

Автор: Медведева Галина Алексеевна

Дата: 21.10.2020

Номер свидетельства: 560783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства