kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа театрального кружка "Мир театра" (дошкольные группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрального кружка "Мир театра" (дошкольные группы"»

Рабочая программа театрального кружка «Мир театра»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА :

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Разработан учебно-тематический план занятий по театрализованной деятельности по возрастам (средний, старший, подготовительный), определены диагностические методики по выявлению уровней развития театральных способностей у детей.

Цель программы:

Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Общие программные задачи:

1. Образовательные: Знакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; развивать память, внимание, воображение, фантазию; формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 мин — средняя группа, общее количество учебных занятий в год- 36. 25 мин — старшая группа, общее количество учебных занятий в год — 34, 30 мин — подготовительная группа, общее количество учебных занятий в год — 34.

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ». Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.

2.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству. Занятия проводятся по следующей схеме: - введение в тему; - создание эмоционального настроения; -театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры - импровизации, индивидуальные творческие задания, сочинение сказок, придумывание историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с дальнейшим показом зрителям); -изготовление разных театральных кукол, ремонт атрибутов и пособий к сценкам, драматизациям. Оформление альбома о театре.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

Ожидаемый результат:

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка. К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками: Ребенок должен знать: - назначение театра; - деятельность работников театра; - виды театров; - виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада. - знать 5—8 артикуляционных упражнений. Ребенок должен уметь: - передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи; - воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей; - контролировать внимание; - понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации; - выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. - принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; -изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. - уметь составлять предложения с заданными словами. - уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом. - уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Ребенок должен иметь представление: о сценическом движении; о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений; об оформлении спектакля (декорации, костюмы). Ребенок должен владеть навыками: культурного поведения в театре; определения состояния персонажа по схематическим рисункам; подбора собственных выразительных жестов; психологического настроя на выполнение предстоящего действия; произнесения небольших монологов; произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Необходимое оборудование: зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

I. Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с участниками кружка. Беседа о задачах и особенностях занятий

в театральном кружке. Краткие сведения о театральном искусстве.

Общественное назначение театра. Театр драматический, театр кукол,

музыкальный театр.

Знакомство с детьми предлагается проводить в форме собеседования и игр-знакомств («Снежный ком», «Угадай, чей голосок» и т.д.).

Тема 2. Основы сценической речи.

2.1. Предмет «Сценическая речь» .

Задачи предмета «сценическая речь». Художественное слово в системе

работы над сценической речью.

2.2. Культура речи.

Беседа о вежливости.

Практическое занятие: урок-практикум по изучаемой теме (комплекс игр,

упражнений).

2.3. Дыхание и голос.

2.3.1. Понятие «дыхание». Краткие сведения об анатомии и физиологии

речевого аппарата. Особенности физиологического и речевого

(фонационного) дыхания.

Практические занятия – дыхательная гимнастика:

1) Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания

(«Ветерок», «Одуванчик», «Чистый носик» и т.д.).

2) Комплекс упражнений и игр на развитие физиологического дыхания

(«Приятный запах», «Цветы» и т.д.).

3) Комплекс дыхательных упражнений лежа с движениями туловища и

конечностей («Рыбки», «Осьминог» и т.д.).

4) Комплекс упражнений с поддуванием легких предметов («Сдувание

бумаги», «Поддувание ватных шариков», «Поддувание бумажных

самолетиков» и т.д.).

5) Комплекс упражнений с надуванием резиновых игрушек.

6) Комплекс упражнений, развивающих активность фонационного

дыхания («Пылесосы», «Йоги», «В лесу», «Насосы», «Пильщики»,

«Вежливый поклон» и т.д.).

2.3.2. Понятие «голос». Голос как важнейший аппарат актера. Певческая и

речевая постановка голоса. Неразрывная связь голоса и дыхания.

Практические занятия – голосовая разминка:

1) Комплекс упражнений на освобождение мышц голосового и речевого

аппарата («В лесу», «Не разбуди медведя» и т.д.).

2) Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Кто так кричит?», «Кто

ушел?», «Магазин», «Стоп», «Баюшки-баю» и т.д.).

3) Комплекс упражнений на звукоподражание («Сигналы машин»,

«Голоса животных» и т.д.).

4) Комплекс упражнений на изменение силы голоса в зависимости от

ударения («Ба-ра-бан» и т.д.).

5) Комплекс упражнений на плавный переход из грудного регистра в

средний и обратно («Эхо», «Шмели» и т.д.).

2.4. Дикция .

Дикция как средство выразительности речи. Значение дикции для чтецов и

участников художественной самодеятельности. Недостатки речи

(органические и неорганические). Пути устранения неорганических

недостатков речи.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на укрепление мышц рта и языка. Подготовка к

работе над звуками речи («Как фыркает ежик?», «Качаем куклу?», «Сомик»

и т.д.).

2. Артикуляционная гимнастика:

1) Комплекс игр, способствующих развитию правильного и четкого

произношения звуков («Чудесный мешочек», «Угадай, кто в домике

живет?», «Эхо», «Кто позвал?» и т.д.).

2) Освоение четкости и ясности произношения на материале потешек с

труднопроизносимыми сочетаниями звуков («Как на нашем на лугу»,

«Привяжу я козлика», «Сидит зайка», «Сорока-белобока», «Мальчик

с пальчик» и т.д.).

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

3.1. Вводное занятие .

Беседа о предмете занятий, его целях и задачах.

3.2. Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях,

играх, этюдах.

1. Комплекс простейших игр и упражнений, помогающих сосредоточить и

организовать активное, заинтересованное отношение к объектам

внимания (упражнения «10 ступеней», «Найди вещь», «Эксперты-криминалисты» и т.д.).

2. Комплекс игр и упражнений, показывающих необходимость подлинности

и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах

(«Прислушайся к звукам на улице…», «Рассмотри предмет…», «Посмотри

в окно…» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на практическое знакомство с действием в

условиях вымысла:

3.1. действие с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах

(например, дети рассаживаются полукругом, руководитель

предлагает им передавать друг другу мячик, меняя условия вымысла

– если бы мячик был новый, ценный, тяжелый, грязный и т.д.)

3.2 действие с воображаемыми предметами («Игра в снежки»,

«Собирание ягод», «Ловля бабочек» и т.д.).

Подобные упражнения и этюды полезно проводить с включением элемента

игры. Например, одна группа выполняет этюд (без слов с воображаемым

предметом), остальные ребята должны угадать, что в нем происходит, а

также отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с

воображаемыми предметами. В этих целях также можно использовать и

шарады.

3.3. упражнения по развитию образных представлений (описать знакомый

пейзаж, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь;

придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать

его так, как если бы ты был участником описываемого события и т.д.)

3.4. упражнения и этюды, развивающие способности живо и интуитивно

отвечать на изменения условий вымысла (сел на бугорок, а это

оказался муравейник; опаздываю в школу и обнаруживаю, что в

портфеле нет дневника и т.д.).

4. Практическое знакомство с элементами общения и взаимодействия:

4.1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения

без слов (например, участник кружка делает непроизвольное движение,

затем старается придать ему то или иное смысловое значение:

нагнулся, чтобы поднять тетради; другой участник старается угадать

смысл и цель движения, сделанного первым и соответственно

присоединяется к нему для продолжения совместного действия и т.д.).

4.2. Сюжетные этюды на общение без слов (например, отрядный вожатый

следит за соблюдением тихого часа, а двум ребятам непременно надо

найти способ, чтобы усыпить его бдительность и «улизнуть» и т.д.).

4.3. Литературные сюжеты с минимальным использованием слова в целях

воздействия на партнера – удивить, попросить, приказать и т.д. (этюды

по рассказам А. Барто, С. Михалкова, Н. Носова и др., оправдывающие

необходимость действия с минимальным использованием слов).Тема 4. Ритмопластика.

4.1. Предмет «Ритмопластика» .

Беседа с детьми о целях и задачах занятий по ритмопластике, о правилах

поведения на уроке, о форме одежды для занятий.

4.2. Ритмика.

Понятие «ритмика». Её значение в воспитании актерской личности. Ритм и

темп движения как выразительные средства в искусстве.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений, развивающих чувство ритма:

1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) прыжки под музыку под скакалку

6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

2. Комплекс упражнений на сочетание ритма музыки с ритмом движений

(«Веселый дождик», «Шустрые ножки», «Пяточка - носочек» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и игр, развивающих быстроту и точность реакции

(«Гонка мячей», «Кошки - мышки», «Совушка», «Пустое место» и т.д.).

4.3. Пластика .

Понятие «пластика». Пластика как выразительное средство в театральном

искусстве. Воспитание пластичности.

Практические упражнения:

1. Комплекс общеразвивающих упражнений (движения руками, ногами,

туловищем, головой; комбинированные упражнения; беговые

упражнения; прыжковые упражнения с разнообразными движениями

различных частей тела и т.д.).

2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве с элементами

пластики («Ветер», «Ветряная мельница», «Змея» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на напряжение и расслабление мышц живота,

спины, на выпрямление позвоночника («Эйфелева башня», «Толстый и

тонкий», «Кощей Бессмертный » и т.д.).

4. Подвижные игры («Третий лишний», «Космонавт», «Зайка в огороде » и

т.д.).

5. Пластические этюды («Пружина», «Гвоздики», «Иголка с ниткой»,

«Бумажный змей » и т.д.).

6. Комплекс упражнений на равновесие («Цапля», «Смешные ножки» и т.д.).

7. Комплекс упражнений на развитие координации движений («Смешные

ручки», «Успей-ка!» и т.д.).

8. Комплекс упражнений для кистей рук, запястий, предплечий

(«Гуттаперчевый мальчик », «Шарниры» и т.д.).4.4. Танцевальная азбука .

Понятие «танец». Значение танца в театральном искусстве. Первоначальные

сведения об особенностях танцевальных направлений (занятие

рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений «на середине» (упражнения для рук, головы и

корпуса, прыжки на 2-х ногах, прыжки с переменой ног, прыжки с 2-х ног

на одну и т.д.)

2. Комплекс упражнений с подскоками, притопами, галопом, шагами

«польки» и т.д.

3. Комплекс простых движений под музыку (танцевальные и двигательные

разминки).

4. Комплекс упражнений с движениями подражательного характера

(«Звериная дискотека» и т.д.).

5. Подвижные игры, включающие простые танцевальные движения

(«Лебединое озеро», «Море волнуется», «Котята - щенята » и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.

Номер как единица любого творческого мероприятия. Классификация

номеров, структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия:

1. Предварительный разбор номера. Обмен впечатлениями.

2. Распределение ролей.

3. Рабочие репетиции.

4. Параллельная работа над оформлением: подготовка необходимых деталей,

декораций, реквизита, костюмов и т.д.

5. Репетиции с деталями декораций, реквизитом. Развитие у детей

представления о выразительном значении отдельных компонентов

сценического действия (декораций, костюма, музыки).

6. Проигрывание номера целиком с включением готового оформления и

музыки. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии

действия и закрепление последовательной линии поведения персонажей.

Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных

репетиций.

7. Показ номера на общешкольном мероприятии.

8. Обсуждение выступления с активом кружка, обмен впечатлениями,

обсуждение достоинств и недостатков.

Также этот раздел включает подготовку и репетиции номеров к

общешкольным мероприятиям.

Тема 6. Концертная деятельность.

Практические занятия.

После первого года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем

должны подготовить и показать два номера – пластический этюд с

предметом и драматическую миниатюру (инсценировку)- по выбору

педагога.

Тема 7. Итоговое занятие.

Заключительная беседа руководителя кружка с разбором работы каждого

участника. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.



II. Второй год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Ознакомление учащихся с задачами кружка на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи.

2.1. Культура речи .

Беседа о культуре общения.

Практическое занятие: урок – практикум по изучаемой теме.

2.2. Дыхание и голос .

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на расслабление и регуляцию дыхания («Три

круга», «Пять точек», «Шарики», «Вибрационный массаж» и т.д.).

2. Комплекс дыхательных физических упражнений с использованием голоса

(«Чистим носоглотку», «Колокол», «Лимоны», «Колодец» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на модуляцию голоса («Стоп», «Баюшки-баю» и

т.д.).

4. Комплекс упражнений на мышечную релаксацию и координацию

движений («Улитка», «Червячок», «Лодочка», «Чечётка» и т.д.).

5. Голосовой тренинг.

6. Пропевание куплетов известных детских песен.

2.3. Дикция .

Практические занятия - артикуляционная гимнастика:

1. Комплекс упражнений на отработку дикции («В лесу», «Комарики»,

«Молотки» и т.д.).2. Комплекс упражнений на освоение четкости и ясности произношения на

материале скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков.

2.4. Орфоэпия.

2.4.1. Содержание понятия «орфоэпия». Буква и звук. Речь письменная и

устная.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на развитие способностей узнавать и различать

речевые звуки («Веселые колокольчики», «Зайки-барабанщики», «Найди

игрушку» и т.д.).

2.4.2. Гласные и согласные звуки.

Практические занятия:

Комплекс упражнений на длительное и плавное произношение гласных и

согласных звуков («Паровоз», «Ауканье» и т.д.).

Комплекс упражнений на звукоподражание («Устами младенца»,

«Пыхтелки», «Жук и бабочка» и т.д.).

2.5. Работа над текстом .

2.5.1. Темпоритм речи, соотношение фраз и частей по темпу как одно из

средств выражения соотношения главного и второстепенного в чтении.

Практические занятия:

1) Комплекс упражнений по логопедической ритмике. Произношение

фраз под прыжки, хлопки и т.д.

2) Подвижные игры, сопровождаемые речью («Погуляем-поиграем», «А

мы громко хлопаем …» и т.д.).

2.5.2. Логические ударения. Определение логических ударений по

смысловому признаку.

Практические занятия:

1) Комплекс игр на выделение в стихах логических ударений («Веселые

горнисты» и т.д.).

2) Коллективное прочтение текста с различными перестроениями на

сцене, а также с использованием гимнастических упражнений.

2.5.3. Выразительное чтение четверостиший.

Практическое занятие – «Словарный КВН».

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

3.1. Наблюдательность как важнейший признак сценического действия .



Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на развитие наблюдательности (например,

наблюдение за изменениями в природе; привлечение внимания к

характерным признакам, отличающим одно явление природы от другого и

т д.).

2. Комплекс игр на развитие наблюдательности («12 палочек», «Прятки»,

«Все к своим флажкам» и т.д.).

3. Комплекс игр на подражание («В больнице», «В магазине» и т.д.).

Также можно использовать в этом разделе творческие игры:

1) бытовые игры («В семью», «В гости» и т.д.)

2) игры на сюжеты из жизни детей («В детский сад», «В школу» и т.д.)

3) игры с профессиональными сюжетами (в шоферов, пожарников, врачей

и т.д.)

4) игры на героико-романтические сюжеты (в летчиков, космонавтов и

т.д.)

5) сюжетные игры, связанные с просмотром кинофильмов и телепередач,

с чтением сказок и рассказов.

3.2. Сценическое действие.

Сценическое действие как главное выразительное средство актерского

искусства. Предлагаемые обстоятельства как совокупность условий, в

которых происходит сценическое действие.

Практические занятия:

1. Простейшие этюды на сценическое действие (открываю дверь из класса в

коридор, потому что … и т.д.).

2. Более сложные этюды на темы, предложенные руководителем:

1) групповые этюды («В библиотеке», «В цирке», «На дискотеке» и т.д.)

2) этюды на темы сказок («Двенадцать месяцев», «Золушка» и т.д.)

3) этюды на темы басен И. Крылова («Стрекоза и муравей», «Ворона и

лисица» и т.д.)

4) парные и индивидуальные этюды (например, мальчик поскользнулся,

упал, ушиб ногу, надо помочь товарищу и т.д.)

5) этюды на взаимовыручку («Борьба за мяч», «Волк во рву» и т.д.)

3.3. Сценическое внимание.

Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты

внимания – внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего внимания

(например, осмотреть предмет, отметить его особенности и подробно

описать их по памяти; на ощупь с закрытыми глазами рассортировать

монеты; узнать по запаху вещь и т.д.).

2. Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания

(например, вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах

сосны; произвести в уме какое-либо несложное вычисление и т.д.).

3. Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что летает?», «Заяц без

норки», «Летающий мешочек» и т.д.).4. Комплекс этюдов на сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку

в иголку – сначала настоящую, потом воображаемую; я внимательно ищу

какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом «будто бы прятал»; я в

темноте пробираюсь между стульями и т.д.)

Тема 4. Ритмопластика.

4.1. Ритмика.

Практические занятия:

4.1.1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений,

развивающих чувство ритма:

1) отстукивание, прохлопывание заданного ритма

2) ходьба с хлопками в различном ритме (с переходом на бег)

3) ходьба под музыку (с ускорением, замедлением)

4) построение и переход в колонну, шеренгу, круг

5) прыжки под музыку под скакалку

6) бросание, подбрасывание, ловля мяча или обруча.

4.1.2. Ритмическая гимнастика:

1. Комплекс упражнений с переменным шагом в стороны

2. Прыжки на одной или двух ногах с хлопками в разном ритме

3. Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая палка, обруч и т.д.)

4. Бег под музыку

5. Комплекс упражнений с различными видами синкоп

6. Комплекс музыкальных игр («Музыкальный мяч», «Волшебная шапка»,

«Веселая дудочка» и т.д.)

7. Комплекс подвижных игр под музыку («Сорока - белобока», «День и

ночь», «Хитрый кот» и т.д.)

8. Комплекс упражнений на построение и перестроение («Корзиночка»,

«Цепочка» и т.д.)

9. Комплекс ритмических упражнений с музыкальным заданием - передача

в движении характера музыки, ритма («Погода», «Времена года» и т.д.)

4.2. Пластика.

4.2.1. Понятие «акробатика». Ёе значение в формировании актерской

личности.

Практические занятия:

1. Совершенствование навыков выполнения комплекса упражнений первого

года обучения.2. Комплекс простых акробатических упражнений (кувырки, «березка» и т.д.).

4.2.2. Пантомима. Движение и образ.

Практические занятия:

1. Комплекс игр на развитие пантомимических навыков («Замри»,

«Неподвижные фигуры», «Зеркало», «Угадай и повтори» и т.д.)

2. Пластические этюды («Аленький цветочек», «Водоросли», «Роботы» и

т.д.)

3. Комплекс упражнений на равновесие («Лягушка - веселушка»,

«Переправа через ручей», «Выше ноги» и т.д.)

4.3. Танцевальная азбука .

Русские народные танцы и пляски. Простейшие элементы исполнения

русских народных танцев и плясок (занятие рекомендуется проводить с

использованием видеоматериалов).

Практические упражнения:

1. Совершенствование навыков выполнения упражнений для развития

техники танца (см. первый год обучения).

2. Комплекс упражнений и элементов русских народных танцев:

2.1. Девочки – руки на платье, мальчики – руки на поясе

2.2. Полуприседания

2.3. Вытягивание ноги вперед, в сторону

2.4. Подъём на носочках

2.5. Повороты и наклоны головы

2.6. Повороты и наклоны корпуса и т.д.

3. Разучивание несложных композиционных рисунков («Диагонали»,

«Хоровод» и т.д.).

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.

5.1. Основные этапы работы над театральным действием .

Особенности театральных постановок. Их виды и жанры. Понятие

«мизансцена». Мизансцена как часть театрального действия. Виды и

примеры мизансцен.

Практические занятия:

1. Предварительный разбор произведения для постановки. Первоначальное

знакомство с творчеством автора произведения, определение жанра

произведения.

2. Определение главных событий постановки.

3. Работа над отдельными эпизодами и сценами.4. Работа над отдельными картинами и постановкой в целом с включением

всех компонентов театрального действия. Уточнение мизансцен.

5. Выпуск и показ постановки.

6. Обсуждение постановки с активом кружка, обмен впечатлениями,

обсуждение достоинств и недостатков.

Тема 6. Концертная деятельность.

Практические занятия.

После второго года занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем

должны подготовить и показать четыре номера (театральные постановки,

танец, пластический этюд)- по выбору педагога. Номера должны отличаться

более сложной постановкой в отличие от номеров первого года обучения.

Тема 7. Итоговое занятие.

Заключительная беседа руководителя с разбором работы каждого участника

кружка. Перспектива работы кружка на следующий учебный год.

III. Третий год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Беседа с учащимися о задачах кружка на данный учебный год.

Тема 2. Основы сценической речи.

2.1. Дыхание и голос.

Практические занятия – голосо - речевой тренинг:

1. Комплекс упражнений на беззвучном и звучащем выдохе («Жуки»,

«Самолет» и т.д.).

2. Комплекс упражнений (по стихотворным строчкам и текстам пословиц и

поговорок) на повышение каждой строчки текста (по полутонам напевным

способом).

3. Самомассаж мышц, участвующих в процессе дыхания

2.2. Дикция .

Практические занятия:

Артикуляционная гимнастика. Освоение четкости и ясности произношения

на материале стихотворений и сказок, где в предложениях встречаются

труднопроизносимые сочетания звуков.

2.3. Орфоэпия.Основные орфоэпические правила.

Практические занятия:

Урок – зачет по теме «основные орфоэпические правила».

Комплекс упражнений на звукоподражание («Совушка», «Попробуй,

испугай!» и т.д.).

2.4. Работа над текстом.

2.4.1. Этапы работы чтеца над художественным произведением.

Практическое занятие - самостоятельная работа над текстом.

2.4.2. Комплекс упражнений на упорядочение темпа речи, воспитание

логического мышления, внимания («Кукушка и кукушата», «Мячикихлопушки» и т.д.).

2.4.3. Чтение и разбор басен русских писателей (И. Крылов, С. Михалков и

др.). Знакомство с произведениями художественной литературы.

Практическое занятие – инсценировка стихотворений.

Тема 3. Актерское мастерство и основы сценической грамоты.

3.1. Сценическое воображение.

Понятие о воображении. Виды воображения: активное и творческое

воображение. Особенности сценического воображения.

Практические занятия:

1. Комплекс упражнений на умение относиться к условному как к

безусловному, к правде как к неправде (например, чем может быть стул? –

печкой, телевизором и т.д.; табуретка может быть собачьей конурой,

колючим кустарником и т.д.).

2. Комплекс упражнений на умение вспоминать и воображать зрительные

образы, звуки («В зоопарке», «На море», «В аэропорту» и т.д.).

3. Комплекс упражнений на умение оправдывать свое поведение на сцене

той или иной нафантазированной причиной (например, прячусь в комнате

- оправдай - почему? от кого?; закрываю дверь - почему? как? и т.д.).

4. Комплекс игр для развития воображения («Шарады», «Скульптуры» и

т.д.).

5. Этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения

обстоятельств («В ожидании поезда», «Долгожданная встреча» и т.д.).

6. Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы

воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика (например,

ловлю рыбу – клюёт; наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью –

оказывается, положил соль; кошу траву – задеваю гнездо с птенцом и т.д.).

3.2. Сценическое общение.

Понятие «общение». Отличие сценического общения от обычного общения в

жизни. Практические занятия:

1. Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без

слов («Повтори», «Зеркало», «Пойми меня», «Глухие телефоны» и т.д.).

2. Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической

мотивировки («Встреча разведчиков в тылу врага» и т.д.).

3. Комплекс упражнений и этюдов, требующих целенаправленного

воздействия словом (например, попросить у незнакомого человека монету

для телефона – автомата; остановить человека, который идет и не видит,

что открыт люк и т.д.).

4. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов

на него – краткий диалог (например, «Ты? – (в смысле) – «Вот приятная

встреча!»; или сказать «Здравствуй, Пётр!» по-разному: радостно,

заискивающе, зло, осуждающе и т.д.).

5. Комплекс упражнений и этюдов с более развернутым текстом на развитие

образных представлений – видений (например, рассказать о дороге в

школу из дома для того, чтобы убедить ребят прогуляться вместе; удивить

друзей рассказом о необыкновенной встрече и т.д.).

6. Групповые этюды на сюжеты известных литературных произведений

(например, «Буратино», «Лев и собачка», «Королевство кривых зеркал» и

т.д.).

Тема 4. Ритмопластика.

4.1. Пластика.

Основные сценические приемы, техника их исполнения.

Практические занятия:

1. Комплекс основных сценических приемов (падения, поклоны,

сценические бои и т.д.).

2. Комплекс упражнений для пластичности рук («Малярная кисть»,

«Голуби» и т.д.).

3. Пантомимический тренинг («Мертвая точка», «Стена», «Палка о двух

концах» и т.д.).

4. Комплекс упражнений для пластичности тела (работа над походкой,

пластические этюды и т.д.).

4.2. Танцевальная азбука.

Танцы народов мира. Современное танцевальное искусство (занятие

рекомендуется проводить с использованием видеоматериалов).

Практические упражнения:

1. Комплекс упражнений на постановку корпуса, позиции ног, положения

рук (у шведской стенки).

2. Комплекс основных танцевальных движений:

а) шаг вперед – назад

б) легкий бегв) шаг с подскоком

г) боковой галоп

д) шаг польки

е) шаги вальса

3. Комплекс простых движений и элементов современных танцев:

а) элементы «макарены»

б) элементы «ламбады»

в) шаговые движения

г) прыжки

д) вращательные движения корпусом

е) элементы хип - хопа, брейк-данса

ж) элементы танцевальной аэробики и т.д.

Тема 5. Репетиционно – постановочные работы.

5.1. Основные этапы работы над театральным действием .

Практические занятия.

Совершенствование творческих навыков и умений, приобретенных за время

работы в кружке. Усложнение постановки номеров и театральных

композиций для показа в общешкольных мероприятиях.

Тема 6. Концертная деятельность.

Практические занятия.

На третьем году занятий в кружке учащиеся вместе с руководителем должны

подготовить и показать шесть номеров (театральных постановок, танцы,

пластические этюды, стихотворные монтажи, имитации и т. д. (по выбору

педагога)) различной сложности.

Тема 7. Итоговое занятие.

Итоговое занятие планируется провести в форме творческого отчета .

На протяжении всех трех лет занятий в кружке могут быть применены такие

формы обучения, как сюжетно-игровые и конкурсные программы:

- «Посвящение в кружок» (первый год обучения)

- «Народный артист» (конкурс по итогам успеваемости)

- «Самый – самый …» (конкурсы на самых пластичных, артистичных,

послушных и т.д.)







Требования к уровню подготовки учащихся

После окончания первого года занятий в кружке учащиеся должны

знать:

- правила поведения при занятиях любыми видами театральной

деятельности;

- понятие «театр», виды театров;

- знать правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после

спектакля;

уметь:

- выполнять простейшие упражнения по актерскому мастерству;

- выполнять разминку, подготовить свое тело к работе под руководством

педагога;

- выполнять артикуляционную и дыхательную гимнастику под руководством

педагога.

навыки:

- выполнять упражнения актерского тренинга на внимание, память и

фантазию в присутствии постороннего человека;

- преодолевать страх перед публичным выступлением.

После окончания второго года занятий участники кружка должны

знать:

- понятие «танец», основные танцевальные направления.

- простые элементы русских народных танцев и плясок.

уметь:

- декламировать стихи;

- выполнять основные движения русских народных танцев;

- выполнять пластические и актерские этюды на темы, предложенные

педагогом;

- выполнять базовые упражнения на общую физическую подготовку;

- применять полученные знания и умения при выступлениях на

общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.

навыки:

- внимательно, не отвлекаясь работать на протяжении всего времени

занятий;

- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего

человека.

После окончания третьего года занятий учащиеся должны

знать:

- основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической

установкой.

- знать и соблюдать правила поведения за кулисами во время выступления;

- основные этапы работы над театральным действием;

уметь:

- уметь сосредоточенно и интенсивно работать в течение всего времени

занятий и репетиций;

- самостоятельно выполнить упражнения дыхательной и артикуляционной

гимнастики;

- выполнять современные танцевальные движения;

- самостоятельно выполнять актерские этюды на темы, придуманные

руководителем или самим учащимся;

- владеть приемами разминки и разогрева тела.

- уметь ориентироваться в пространстве сцены.

навыки:

- выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии постороннего

человека;

- владеть приемами техники безопасности при работе с партнером,

предметами и сценической конструкцией, индивидуально и в группе;

- применять полученные знания и умения при выступлениях на

общешкольных мероприятиях и на мероприятиях вне школы.

По окончанию всего курса обучения участники кружка должны

знать:

- основные теоретические понятия по предметам «сценическая речь»,

«актерское мастерство» и «ритмопластика»;

- основные правила работы с партнером, реквизитом, сценической

установкой.

уметь:

- ориентироваться в сценическом пространстве;

- владеть основными навыками сценической речи;

- создавать роль с помощью мимики, жестов, звукоподражания или слов;

- работать индивидуально и в коллективе.

навыки:

- внимательно и продуктивно работать на протяжении всего времени занятий

и репетиций;

- выполнять подготовленную заранее программу показа в присутствии

зрителей.

Список литературы:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С. П. Как преодолеть трудности в

обучении детей. – М.: Ось 89, 2001. – 115 с.

2. Баряева Л. Н., Вечканова И. С. Театрализованные игры – занятия с

детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб.: Союз,

2001. – 309 с.

3. Буйлова Л. Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование в

современной школе. - М.: Сентябрь, 2004. – 192 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. –

М.: Просвещение, 1991. – 90 с.

5. Выготский Л. С. Психология и развитие ребенка. – М.: ЭКСМО, 2003. –

509 с.



6. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Современное слово, 1998.

– 480 с.

7. Диагностика и развитие актерской одаренности / Сб. науч. трудов. –

Л.: ЛГИТМИК, 1986. – 154 с.

8. Дмитриев А. С. Коррекция двигательных нарушений у учащихся

вспомогательных школ средствами физического воспитания. – К.:

Издательство Красноярского университета, 1987. – 151 с.

9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. – М.: Просвещение,

1978. – 334 с.

10. Корсакова Е. А. Мастерство речи. Выпуск № 1. – М.: Искусство,

1953. – 68 с.

11. Кох И. Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1962. – 566

с., с ил.

12. Краткий дефектологический словарь. М.: «Просвещение», 1964. – 397

с.

13. Кристи Г. В. Основы актерского мастерства. – М.: Советская

Россия, 1971. – 135 с.

14. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. – М.:

Просвещение, 1991. – 143 с.

15. Лебединская К. С. Диагностика раннего детского аутизма.

Начальные проявления. - М.: Просвещение, 1991. – 97 с.

16. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. – 208с.

17. Мастерство актера / Межвуз. сб. науч. трактатов. – М.: ГИТИС,

1990. – 220 с.

18. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 204 с.

19. Нарушение речи и голоса у детей / Сб. науч. трактатов. – М.: МГПИ,

1979. – 118 с. 20. Обучение и воспитание детей «группы риска» - Сост. В.М.Астапов,

Ю.В. Микадзе. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 224

с.

21. Певзнер М. С. Динамика развития детей олигофренов. – М.: Изд-во

Академии педагогических наук РСФСР, 1963 . – 223 с.

22. Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков у учащихся

вспомогательных школ. – М.: Педагогика, 1997. – 128 с.

23. Пороцкая Т. Н. Работа воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 176

с.

24. Пособие для культурно-просветительских и театральных училищ

«Основы сценического движения». – М.: Просвещение, 1976. – 222 с.

25. Программа для актерских факультетов театральных институтов

«Мастерство актера». – М.: Высшая школа, 1963. – 31 с.

26. Программа для актерских факультетов театральных институтов

«Сценическое движение». – М.: Министерство культуры СССР, 1967.

– 21 с.

27. Программа для актерских факультетов театральных институтов

«Сценическая речь». – М.: Министерство культуры СССР, 1966. – 32

с.

28. Программа курса для учащихся культурно-просветительских школ

«Сценическая речь». – М.: Советская Россия, 1961. – 24 с.

29. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно –

развивающее обучение. Начальные классы. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.

30. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

VIII вида. Сборник № 1. – М.: Владос, 2001. – 232 с.

31. Славский Р. Е. Искусство пантомимы. - – М.: Искусство, 1962. – 134

с., с ил.

32. Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939.

– 165 с.

33. Станиславский К. С. Этика. - М.: Искусство, 1962. – 46 с.

34. Стромов Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению. – М.:

Просвещение, 1980. – 79 с.

35. Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и

культурных просветительских учебных заведений. – М.: Просвещение,

1976. – 336 с.

36. Футлик Л. И. Воспитание творчеством. – П.: Областной дворец

культуры, 2001. – 210 с.

37. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе. – М.:

Учебная литература, 1997. – 320 с.

38. Элькис Г. Я. О пластическом тренаже актера. – К.: Мистецтво,

1986. – 115 с
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рабочая программа театрального кружка "Мир театра" (дошкольные группы"

Автор: Бессарабова Анна Владимировна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства