kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Страна волшебной клеточки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых.

Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Страна волшебной клеточки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНУШКА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СИБАЙ

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОБУ ЦРР

_________ Худайбердина

Приказ № 103 от 31.08.2023


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«СТРАНА ВОЛШЕБНОЙ КЛЕТОЧКИ»



Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации 1 год





Автор программы:

Тактаева Илюза Василовна

МДОБУ ЦРР д\с «Аленушка»







Сибай 2023



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





"Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев".

В.А. Сухомлинский.

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для дошкольников.

Актуальность программы в том, что именно развитие руки, кисти, ручных умений является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно - психического развития ребенка. По словам В.А.Сухомлинского, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Все больше обнаруживается свидетельств, что разнообразный труд, развивающий руки, как ничто иное развивает и ум. Дело в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Данные электрофизиологических исследований (Л.А. Понащенко, М.И. Звонарева и др.) показывают, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. «Рука — это вышедший наружу мозг человека» (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Новизна: Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Дети понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука. Дети неправильно держат ручку, при этом очень напряжены Петельки и крючки оказываются неровными, линии «дрожащими», нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается». Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформирован.

Целью программы является создание социальной ситуации развития в процессе воспроизведения детьми графического диктанта.

Задачи:

- Создать условия ориентироваться в тетради в клетку и на листе бумаги;

- Создать условия для усовершенствования и закрепления умений основных правил штриховки, раскрашивания, обведения контура изображения;

- Создать условия для подготовки руки к письму и формированию определенных графических навыков.

- Создать условия для развития графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координаций;

- Создать условия для развития внимания к речи воспитателя, умения выполнять задания по словесной инструкции;

- Создать условия для развития у детей мышления, внимания, памяти, речи, слухового восприятия. - Создать условия для закрепления навыков старательности, аккуратности, усидчивости;

- Создать условия для закрепления навыков правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на столе во время письма, умения правильно держать шариковую ручку (карандаш).


Программа рассчитана на два года.

Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю - среда в 15.30 мин, продолжительностью 20-25 мин.

Количество детей в группе – 10 человек.

Состав группы – одновозрастной 5-6 лет, 6-7 лет.

Формы работы: групповые и индивидуальные.





Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий

  2. Ориентируется в пространстве и на плоскости

  3. Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

  4. Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

  5. Сформированы графические навыки.

  6. Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания


























































  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Месяц

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Сентябрь

1

2

Октябрь

1

4

Ноябрь

1

4

Декабрь

1

4

Январь

1

4

Февраль

1

4

Март

1

4

Апрель

1

4

Май

1

4

Итого в год


34 занятия





















































  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ





Тема

Содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Грибы

1.Пальчиковая гимнастика «Грибы»

2.Выкладывание из счетных палочек «Гриб»

3.Графомоторика «Дорожки»

4. Самомассаж карандашом 5.Знакомимся с тетрадью 6.Обведи по точкам «Гриб» и раскрась шляпку

- Счетные палочки

- шаблоны графомоторных дорожек

- тетради в клетку

- простой карандаш

2

Детский сад

1.Пальчиковая гимнастика «Детский сад»

2.Выкладывание из сч.палочек «Качели»

3.Самомассаж шишками

4.Обведи по точкам «Качели», «Лестница

- Счетные палочки

- тетради в клетку

- шариковая ручка

- шишки

Октябрь

1

Домашние животные

1.Пальчиковая гимнастика «Повстречались»

2.Игра «Найди отличия» (два кота) 3.Проведи линию (работа в тетради)

4. Отгадай загадку

5.Обведи кошку по точкам и дорисуй по образцу

- Две картинки с котами для игры

- игрушка кошки

- тетрадь

- шариковая ручка

2

Деревья

1.Пальчиковая гимнастика «Ёлочка» 2.Выложи из сч.палочек «Ёлочка» 3.Работа в тетради «Обведи елочку, не отрывая карандаш от бумаги»

- Счетные палочки

- раздаточный лист

- шариковая ручка

-тетрадь

3

Транспорт

1.Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2.Выложи из сч.палочек «Самолёт» 3.Обведи и раскрась лодочку 4.Самомассаж карандашом

5. Нарисовать по образцу самолет и разукрасить (работа в тетради)

- Счетные палочки

- раздаточный лист

- простой карандаш

- цветные карандаши

- тетрадь

4

Овощи и фрукты

1.Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

2.Игра «Какое варенье» 3.Выкладывание из сч.палочек «Банка для варенья»

4.Обведи по точкам овощи и фрукты (работа в тетради)

5.Игра с массажным мячиком

- Счетные палочки

- Картинки ягод

- раздаточный лист

- шариковая ручка

- массажные мячики

- тетрадь

Ноябрь

1

Осень

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

2.Упражнение с фасолью «Выложи по контуру «Листья» 3.Работа в тетради - Рисование горизонтальных линий «Дождь идет»

- фасоль

- раздаточный лист

- контур листика березы

- тетрадь, ручка

2

Гостеприимство, этикет

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

2.Зрительный диктант «Стул» с использованием счетных палочек

3.Работа в тетради - продолжить знакомство с тетрадью (правая и левая сторона страницы, середина, верх страницы, клетки) - «Обведём клеточку»

- Счетные палочки

- образец стула для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

3

Профессии

1.Пальчиковая гимнастика «Профессии»

2.Зрительный диктант «Дом» с использованием счетных палочек

3. Работа в тетради «Дождик длинный и короткий»- рисование по клеточкам коротких (1 клетка) и длинных (2 клетки) верт.линий

- Счетные палочки

- образец дома для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

4

День матери

1. Пальчиковая гимнастика «Помогаем маме» 2.Выкладывание из фасоли «Цветок для мамы»- зрительный диктант

3.Работа в тетради - «Раскрась фигуры»- слуховой диктант

- Счетные палочки

- образец цветка для зрит.диктанта

- тетрадь, цветные карандаши

Декабрь

1

Зима

1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

2.Работа в тетради «Проведи линию посредине дорожки»

3. Нарисовать рисунок по схеме (по стрелочкам)

- тетрадь, простой карандаш

- схема

2

Обувь

1. Пальчиковая гимнастика «Обувь»

2. Зрительный диктант «Сапожок» с использованием счетных палочек

3.Работа в тетради - расставь значки в соответствии с образцом

- Счетные палочки

- образец сапога для зрит.диктанта

- тетрадь с заданием, ручка

3

Мебель

1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

2. Зрительный диктант «Стол и стул»» с использованием счетных палочек

3.Самомассаж карандашом «Утюжок», «Добывание огня» 4.Работа в тетради - рисование по клеточкам «Табуреточка»

- Счетные палочки

- образец стола и стула для зрит.диктанта

-простой карандаш

-тетрадь, ручка

4

Новый Год

1. Пальчиковая гимнастика «Новый год»

2.Выкладывание из фасоли «Елочка»

3.Работа в тетради - рисование по клеточкам «Елочки»

- фасоль

- образец елочки для выкладывания

- тетрадь, ручка

Январь

1

Рождество

1. Пальчиковая гимнастика «Рождество»

2. Зрительный диктант «Елочка» с использованием счетных палочек

3.Самомассаж шишками

4.Работа в тетради - обведи по точкам не отрывая карандаша – «Елочки и сугробы»

- счетные палочки

- образей елочки для зрит.диктанта

-шишки

- тетрадь с заданием, ручка

2

Дом

1. Пальчиковая гимнастика «Дом»

2.Выкладывание дорожек к домикам

3.Работа в тетради - обведи по точкам и раскрась - «Дом с забором»

- фасоль, горох, макароны

- образцы дорожек на карточках

- тетрадь с заданием, простой карандаш, цвет.карандаши

3

Строители

1. Пальчиковая гимнастика «Строители»

2. Зрительный диктант «Дом», «Окно» с использованием счетных палочек

3.Работа в тетради- рисование квадрата в две клетки

- Счетные палочки

- образцы для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

4

Рыбы

1. Пальчиковая гимнастика «Рыбы»

2. Зрительный диктант «Рыбка» с использованием счетных палочек

3.Работа в тетради - штриховка рыбки

- Счетные палочки

- образец рыбки для зрит.диктанта

- тетрадь с заданием, простой карандаш

Февраль

1

Посуда

1. Пальчиковая гимнастика «Посуда»

2.Выкладывание из фасоли «Посуда»

3.Работа в тетради - штриховка в заданном направлении «Посуда»

- фасоль

- образец для выкладывания посуды по контуру

- тетрадь, простой карандаш

2

Наше тело

1. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

2. Зрительный диктант «Очки» с использованием счетных палочек

3.Гимнастика для глаз

4. Работа в тетради - продолжи рисовать по клеточкам «Треугольники»

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

3

День Защитника Отечества

1. Пальчиковая гимнастика «Бойцы»

2. Зрительный диктант «Танк», «Флажок» с использованием счетных палочек

3.Гимнастика для глаз

4.Работа в тетради - нарисуй узор из горизонтальных и вертикальных линий (в одну клетку)

- Счетные палочки

- образцы для зрит.диктанта

-тетрадь, ручка

4

Весна

1. Пальчиковая гимнастика «Подснежник»

2.Рисование по точкам и раскрашивание - «Подснежник»

3. Работа в тетради - «Продолжи узор»- рисование вертикальных (2 клетки) и горизонтальных (1 клетка) линий

- раздаточный лист с подснежником, простой карандаш, цветные карандаши

- тетрадь, ручка

Март

1

8 марта

1. Пальчиковая гимнастика «Кто приехал»

2. Зрительный диктант «Сердце» с использованием счетных палочек

3.Упражнение на мышление «Покажи флажок, у которого в середине квадрат, справа круг, слева - треугольник

4.Работа в тетради - обведи дорожку, не отрывая карандаша

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- карточка с флажками для упражнения на развитие мышления

- тетрадь, ручка

2

Дикие животные

1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка»

2. Зрительный диктант «Ежик» с использованием счетных палочек

3.Пальчиковая гимнастика «Колечки»

4.Рисование в тетради - «Колечки разноцветные»- рисовать по точкам

- Счетные палочки

- образец ежика для зрит.диктанта

- тетрадь, цветные карандаши

3

Птицы

1. Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

2.Обведи по контуру и раскрась - «Цыпленок»

3.Работа в тетради - штриховка «Ягоды для птиц»

- раздаточный лист «Цыпленок»

- тетрадь с заданием, простой карандаш

4

Цветы

1. Пальчиковая гимнастика «Цветы»

2.Графический диктант по клеточкам «Цветы»

3. Работа в тетради - Обведи по контуру и раскрась «Цветок»

- тетрадь с заданием, простой карандаш, цветные карандаши

Апрель

1

Здоровье

1. Пальчиковая гимнастика «Пять и пять пошли гулять» 2.Самомассаж массажными мячиками

3. Зрительный диктант «Штанга» с использованием счетных палочек

4.Работа в тетради «Маленький и большой квадрат»

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

2

Космос

1. Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5- в космос полетел отряд»

2. Зрительный диктант «Ракета» с использованием счетных палочек

3.Работа в тетради - штриховка «Звездочка»

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- тетрадь, простой карандаш

3

Комнатные растения

1. Пальчиковая гимнастика «Цветок»

2. Зрительный диктант «Горшок с цветком» с использованием счетных палочек

3.Самомассаж карандашом 4.Работа в тетради - обведи, не отрывая карандаш от бумаги «Цветок»

- Счетные палочки

- простой карандаш

- тетрадь, ручка

4

Моя страна

1. Пальчиковая гимнастика «Россия – наша Родина» 2.Дорисуй картинку по точкам и раскрась

3.Гимнастика для глаз «Буратино»

4. Работа в тетради - Продолжи узор

- тетрадь с заданиями, простой карандаш, ручка, цветные карандаши

Май

1

День Победы

1. Пальчиковая гимнастика «День Победы»

2. Зрительный диктант «Танк» с использованием счетных палочек.

3.Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть»

4.Работа в тетради- графический диктант «Змейка»

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

2

Насекомые

1. Пальчиковая гимнастика «Жук»

2. Загадка о жуке

3. Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек

4.Гимнастика для глаз «Стрекоза»

5.Работа в тетради - Продолжи дорожку»

- Счетные палочки

- образец для зрит.диктанта

- тетрадь, ручка

3

Семья

1. Пальчиковая гимнастика «Семья»

2. Зрительный диктант «Построим из 5 палочек два треугольника» с использованием счетных палочек

3.Самомассаж карандашом 4.Работа в тетради - графический диктант «Зигзаг»

- Счетные палочки

- тетрадь, ручка, простой карандаш

4

Игрушки

1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

2. Зрительный диктант «Грузовик» с использованием счетных палочек

3.Самомассаж массажными мячиками

4.Работа в тетради - обвести по точкам игрушки и раскрасить

- Счетные палочки

- образец грузовика для зрит.диктанта

- массажные мячики

-тетрадь, простой карандаш, цвет.карандаши

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Наглядные: рассматривание иллюстративно - наглядного материала, наблюдение, использование ИКТ, работа по образцу.

Практические: моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами, творческие игры, занимательные игры соревнования, викторины, работа в тетрадях.

Словесные: беседы с детьми, чтение художественной литературы, объяснения, рассказ воспитателя.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра. Образовательная деятельность включает выполнение следующих заданий: Дидактическая игра.

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры со счетными палочками.

Пальчиковые игры со стихами.

Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.

Рисование по трафаретам.

Штриховка.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в занимательных - прописях для дошкольников.

Демонстрационный материал: «Схемы», «Образцы для показа». Раздаточный материал – индивидуальные карточки, простые и цветные карандаши, семена растений, счётные палочки, верёвочки, карточки с изображениями для моделирования, карточки с образцами











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



1. К. В. Шевелев «Ориентация в пространстве и на плоскости» - Бином, лаборатория знаний, 2018г.

2. И. Н. Моргачева «Ребенок в пространстве» - СПб. 2019г.

3. Е. А. Новокшонова, И. И. Вторушина, С. П. Леоненко «Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями (5-7лет) – Томск 2012г.

4. С. В. Бурдина «Рисуем по клеточкам» - Вятка 2019г.

5. Г. А. Сыропятова «Графические диктанты» - Екатеринбург 2017г.

6. О. А. Жукова «Графические диктанты» - СПб. 2019г.

7. Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику» - ООО «Издательство «Эксмо»

Интернет – ресурсы:

1. 1september.ru

2. Stranachydes.com































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

«Дружные пальчики»

 Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

 С этим пальцем в лес ходил.

 С этим пальцем щи варил.  С этим пальцем кашу ел.

 С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик)



«Наша группа»

В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)



«Семья» Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я! Как у нас семья большая

Да весёлая. «Как у нас семья большая» (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются. (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы)



«Пальчики засыпают»

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.



«Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок. (поочерёдно загибают пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики)

Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)



«Есть игрушки у меня» Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках)

Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)



«Осенние листья» Раз, два, три, Четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками)



«Осень» Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)



«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук.

Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши)



 Ох! (один хлопок)

И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу)



«Компот» Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот! (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)



«Овощи» У Лариски – А у Вовки – Две редиски.

Две морковки.

У Алёшки – Да ещё у Петьки – Две картошки.

Две хвостатых

У Серёжки сорванца – редьки.

Два зелёных огурца.



«Однажды хозяйка с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)





Вот овощи спор завели на столе

–Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок) Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу) Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)

Ох! (хлопок) И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)



«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём. (загибают пальчики, начиная с большого)



«Грибы»

Топ-топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – Гриб опасный. (сгибают и разгибают кулачки)

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело! (на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого)



«Алёнка»

Алёнка-маленка

Шустра, быстра: (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела, (загибают пальчики по одному)

Везде поспела.

В охотку ей дело. (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)



«Наша квартира»

В нашей комнате-столовой – Есть отличный СТОЛ дубовый,

СТУЛЬЯ – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый БУФЕТ

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

– Есть для платьев ШКАФ зеркальный,

Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате

И берёзовый КОМОД,

Мама там бельё берёт.

А в гостинной КРЕСЛА есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,

В СТЕНКЕ – центр музыкальный. (на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)



«Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)



«Помощники» Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга)



«Гномики-прачки»

Жили были в домике

Маленькие гномики: (дети сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. (загибают пальчики, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибают пальчики, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать: (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,

Чики – носочки,

Пики – платочки,

Мики умница был,

Лики – штанишки,

Всем водичку носил. (загибают пальчики, начиная с больших)







«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки Для малышки Галеньки. (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)



«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка - Новые кроссовки. (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)

Вот так, Вот так,

Новые кроссовки. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)



«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоём

Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу) Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол)









«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательными и средними пальчиками)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щёку)



«На ёлке»

Мы на ёлке веселились,

(ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками)

После добрый

Дед Мороз

Нам подарки преподнёс. (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)

Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко,

один Золотистый мандарин. (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)



«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу)

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки»)

Шишечки, иголочки. (кулачки; указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)

Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)

Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)































































ПРИЛОЖЕНИЕ 2



КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ



СЕНТЯБРЬ

  1. «Заяц» Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправовлево.

Ай – да, заинька, умелый!

Глазками моргает.

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

Смотрят вверх.

Глазами смотрят вверх – вниз, вправо – влево.

Моргают глазками.

Глазки закрывают 2.

«Теремок»

Терем – терем – теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит

Движение глазами вправо – влево.

Движение глазами вверх – вниз

Моргают глазами.

  1. «Поиграем вместе с Варей…»

Поиграем вместе с Варей:

Мы налево поглядим,

Мы направо поглядим;

Ну а что там впереди?

А теперь поспим немножко:

Опустим веки, закроем глаза ладошками.

А пока мы отдыхали,

Варвара рассыпала детали!

Ну-ка, вниз мы поглядим,

Все детали разглядим!

А теперь посмотрим вверх – Выше всех, дальше всех!

А сейчас дружно встали,

Потянулись вместе с Варей,

Наклонились вместе с Варей.

Присели! Встали! Сели!

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

ОКТЯБРЬ

Моргают глазками.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

  1. «Листочки» Ах, как листики летят,

Всеми красками горят

Лист кленовый, лист резной,

Разноцветный, расписной.

Шу-шу-шу, шу- шу- шу.

Как я листиком шуршу.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш листок,

Полетел над головой

Красный, желтый, золотой.

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат,

Будем мы сейчас гулять

И букеты собирать.

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Круговые движения глазами

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

Посмотреть влево – вправо.

Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем.

  1. «Овощи»

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева – свекла, справа – брюква.

Слева – тыква, справа – клюква.

Снизу – свежая трава,

Сверху – сочная ботва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Обвести глазами круг.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево – вправо

. Влево - вправо.

Посмотреть вниз.

Посмотреть вверх.

  1. «Дождик» Дождик, дождик, пуще лей.

Капель, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Делают круговые движения глазами.

НОЯБРЬ 1. Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз.

2. «Часы» Тик-так, тик-так Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так, Тик-так, тик-так.

3. «Тишина» Мы устали все чуть - чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

4. «Дождик» Капля первая упала – кап!

И вторая прибежала – кап!

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели,

Намочили лица,

Мы их вытирали.

Туфли – посмотрите – Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию движения капли, глазами вверх. То же самое.

ДЕКАБРЬ

  1. Вправо, влево, вверх и вниз. Звери, птицы, эх, держись!

Осмотрела все кругом – за добычею беги!

2. «Чудеса» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

  1. «Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Выполняются действия, о которых идет речь

  1. «Елка» Вот стоит большая елка,

(Выполняют круговые движения глазами.)

Вот такой высоты.

( Посмотреть снизу вверх.)

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

( Посмотреть слева направо.)

Есть на елке даже шишки,

(Посмотреть вверх.)

А внизу – берлога мишки.

( Посмотреть вниз.)

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

(Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)

ЯНВАРЬ

  1. Поднять взгляд вверх.

Опустить взгляд вниз.

Быстро поморгать.

  1. «Ветер» Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревца все выше, выше.

Часто моргают веками.

Медленно приседают,

опуская глаза вниз.

Не поворачивая головы, смотрят вправо – влево.

Встают и глаза поднимают вверх.

  1. «Чудеса» Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

( Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. ( Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.) Вверх поднимем, глянем вниз,

( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.) Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

ФЕВРАЛЬ

1.И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу

Делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом.

Встают на носочки и выполняют летательное движении.

2. «Глазки» Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

  1. «Кошка» Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх.

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух.


МАРТ

  1. А Варвара смотрит вверх – выше всех, дальше всех!

А теперь – смотрит вниз,

А теперь – глаза закрыла,

И открыла, и закрыла.

Веселы, бодры мы снова,

И к занятию готовы!

Глазки не напряжены и расслаблены.

Глазки наши напряглись

  1. «Весна» Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Мы кораблик смастерили,

В ручеёк пустить решили.

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Дышит свежестью земля, Подышу «весной» и я!

Потягивание

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором. Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором. Соединить ладони перед грудью.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя.

Машем ладонями, прощаясь с корабликом. Легкие подпрыгивания на месте.

  1. "Дождик" Капля первая упала - кап!

И вторая пробежала - кап!

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап - кап запели,

Намочились лица. Мы их вытирали.

Туфли - посмотрите - Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем И все капельки стряхнем.

От дождя убежим. Под кусточком посидим.

Сверху пальцем показывают траекторию ее движения.

Вытирают лицо руками.

Показывают вниз и смотрят.

Движения плечами.

Приседают.

  1. «Буратино» Буратино потянулся,

Вправо – влево повернулся,

Вниз – вверх посмотрел

И на место тихо сел.

Встают на носочки, поднимают руки и смотрят на кончики пальцев.

Не поворачивая головы, смотрят вверх – вниз, вправо – влево

АПРЕЛЬ

  1. Ах, как солнце высоко.

Мы глаза сейчас закроем.

В классе радугу построим.

Вверх по радуге пойдем.

Вправо, влево повернём,

А потом скатимся вниз.

Жмурься сильно, но держись.

Поморгать глазами.

Посмотреть влево – вправо

Посмотреть вверх.

Закрыть глаза ладошками.

Посмотреть по дуге вверх.

Вправо и вверх – влево.

Поворачиваем вправо, влево.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

  1. «Самолетик»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет,

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом, отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.

  1. «Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной, Поиграй -ка ты со мной.

Ну -ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Моргают глазками

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

  1. «Стрекоза»

Вот какая стрекоза - как горошины глаза.

Влево – вправо, назад – вперед –

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко.

Мы летаем низко. Мы летаем далеко. Мы летаем близко.

Пальцами делают очки.

Глазами смотрят вправо - влево.

Круговые движения глаз. Смотрят вверх. Смотрят вниз. Смотрят вперед.

МАЙ

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине,

Вот грибок растет на пне,

Дрозд на дереве сидит,

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет - старушка,

Справа сосенки - подружки.

Где вы, ягоды, ау! Все равно я вас найду!

Шагают на месте.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз, вверх, вправо, влево.

  1. «Цветы» Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши алые цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

Смотрим вверх, моргать быстро, закрывать глаза, смотреть по сторонам. 5. «Жук» К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж»

Вот он вправо полетел,

Вот он влево полетел.

Жук на нос хочет сесть,

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно — Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж».

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд.

Указательный палец правой руки — это жук.

Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку.

Встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Страна волшебной клеточки"

Автор: Илюза Василовна Тактаева

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 645925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства