Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка в младшей группе "Пальчик, ручка, язычок"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК»
(НАПРАВЛЕНИЕ: РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РУК У ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА)
Срок реализации программы 2020-2021 гг
Составила воспитатель:
Сайфиева Г.Н..
СПИСОК ДЕТЕЙ КРУЖКА
Барсуков Иван
Борис Семён
Восканян Сонна
Выбиванцев Михаил
Гапонова Алла
Дибирова Ульяна
Ибрагимов Айюб
Иванченко Мирон
Киреева Милана
Кондрашкин Матвей
Котенко Снежана
Кривошеева Ульяна
Мовсисян Андраник
Митрофанов Руслан
Муртазов Константин
Озмани Ангелина
Рубин Ярослав
Светашов Иван
Ступаченко Милана
Элова Клара
Пояснительная записка
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала кружковую работу по теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа кружка направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.
Цель
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики.
Формирование и воспитание нравственно – волевых качеств: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.
Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи:
Привить детям любовь к художественному слову.
Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
Развивать фантазию и творческое воображение.
Развитие коммуникативных навыков.
Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».
Ты красивый, но не рвём!
Погрозили пальчиком.
И в корзинку не берём!
Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.
Шнуровка «Ёжик».
Артикуляционное упражнение «Иголочка».
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
2
Массаж пальчиков «Сухой бассейн».
Пальчиковая гимнастика
Мамочка хорошая,
Воздушный поцелуй над ладонью.
Мамочка любимая!
Поцелуй над другой ладонью.
Очень я её люблю,
Сдуваем с ладони поцелуй.
Поцелуи ей дарю!
Сдуваем поцелуй с другой ладони.
Штриховка «Цветы для мамы».
Артикуляционное упражнение «Блинчик».
Перебираем пальчиками фасоль.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
3
Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
Пальчиковая гимнастика
Вот уж две недели
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает
Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.
Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
«Развесь бельё на верёвочку».
Артикуляционное упражнение «Маляр»
Поглаживание пальчиков в разных направлениях.
Закрепляем платочки прищепками на верёвке.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
4
Массаж пальчиков колечком
Пальчиковая гимнастика
Вот, убрав царапки,
«Моем руки».
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки
Круговые движения ладонью по лицу.
На своей макушке.
Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу.
Артикуляционное упражнение «Орешки»
Надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".
АПРЕЛЬ
1
Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.
Пальчиковая гимнастика
Дятел дерево долбит:
Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите об неё.
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит
Смена рук.
Стук-стук-стук.
Составление контуров предметов из счётных палочек.
Артикуляционное упражнение «Пароход гудит».
Губы в улыбке, открыть рот, с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
2
Массаж пальчиков карандашами.
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С ветки ягодки снимаю,
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко,
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.
Я поем ещё чуть-чуть,
Лёгким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
Артикуляционное упражнение «Улыбка»
Катание ладошкой карандашей по столу.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов(удерживать до 10).
3
Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
Пальчиковая гимнастика
На кроватке мы поспали,
Руки под щёку.
Вещи в шкаф уже убрали.
Свободно двигаем руками – «убираем вещи».
Мы на стуле посидели
Ладонью одной руки накрываем кулак другой.
И за столиком поели.
Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
Штриховка «Домик»
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
4
Массаж пальчиков надевание и снимание колечка.
Пальчиковая гимнастика «Машины»
По шоссе идут машины,
Крутим воображаемый руль.
По асфальту едут шины.
Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.
По дороге не беги,
Погрозили пальцем.
Я скажу тебе: «Би-би».
Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
Панно «Теремок».
Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
МАЙ
1
Массаж пальчиков грецким орехом.
Пальчиковая гимнастика
Вот уж две недели
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает
Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.
Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
«Бусы для мамы».
Артикуляционное упражнение «Часики»
Нанизывание крупных бусин на шнурок.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
2
Массаж пальчиков карандашами.
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Мы пошли гулять на луг,
«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.
А по лугу ползал жук!
Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
Игра «Найди, что спряталось в фасоли».
Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота».
Катание карандаша ладошками.
Поиск в фасоли мелких игрушек.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.
3
Массаж пальчиков «Сильные пальчики».
Пальчиковая гимнастика «День - ночь»
Утро – солнце всходит.
Поднимаем растопыренную ладошку.
Ночь – луна приходит.
Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».
Стирание ластиком нарисованных предметов.
Артикуляционное упражнение «Киска сердится».
С силой сжимать резиновый мячик.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.
4
Массаж пальчиков «Сухой бассейн».
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Ромашки белые цветки –
Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки
Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.
Считать ромашки лепестки.
Игра «Самый ловкий».
Артикуляционное упражнение «Барабанщик».
Перебираем пальчиками фасоль.
Доставание бусинок из стакана ложкой.
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."
Содержание программы
Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка.
Кружок для развития мелкой моторики и артикуляции «Пальчик, ручка, язычок», объединяет два вида деятельности: пальчиковую и артикуляционную гимнастику. Первая часть кружка – пальчиковые игры и упражнения, вторая – артикуляционная разминка.
Годовой календарный учебный график
№ занятия
тема
цель
дата прове
дения кружка
Время
Проведе
ния кружка
ОКТЯБРЬ
1
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Пальчиковая гимнастика «Зайка»
3.«Помоги зайчику добраться до домика».
4.Артикуляционное упражнение «Улыбка»
Развивать мелкую моторику рук, общую координацию движения, координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
2
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика «Друзья»
3.«Помоги ёжику собрать все грибы на полянке».
4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок».
Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках.
Учить вытягивать губы вперёд
3
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
2.Пальчиковая гимнастика «Капуста»
3.Шнуровка «Овощи».
4.Артикуляционная гимнастика «Хоботок - улыбка».
Развитие мелкой моторики рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом,
3.Игры с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыплёнок».
4.Артикуляционное упражнение «Качели».
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки
ЯНВАРЬ
1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастка «Зима»
3.Игра «Застегни и расстегни».
4.Артикуляционное упражнение «Шарик».
Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом
2
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».
2.Пальчиковая гимнастика.
«Что зимой мы любим делать?»
3.Шнуровка «Яблоня».
4.Артикуляционное упражнение «Лошадка».
Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию.
3
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
2.Пальчиковая гимнастика
«Здравствуй, Дедушка Мороз!»
3. «Собери бусы».
4.Артикуляционное упражнение «Сдуй ватку с ладошки».
Развитие мелкой моторики рук, соотношение движений рук в соответствии с текстом. Учить контролировать струю потока воздуха, умения действия со шнуром
4
1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики»
2.Пальчиковая гимнастика
«Я с игрушками играю»
3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли»
4.Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, Активизировать движение пальцев рук,
Координацию движений.
ФЕВРАЛЬ
1
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика.
«Лесные звери».
3.MAXI – пазлы
4.Артикуляционное упражнение «Поймаем мышку»
Активизировать движение пальцев рук,
Координацию движений. Развитие навыка игры с большими пазлами
2
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Пальчиковая гимнастика «Зима»
3.Игры с пробками.
4.Артикуляционное упражнение «Качели»
Развивать мелкую моторику рук, координацию рук, умение закручивать и откручивать пробочки на бутылочках, координировать действия рук с текстом.
3
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»
2.Пальчиковая гимнастика «Богатырь»
3.Сматывание нитки в клубок.
4.Артикуляционное упражнение «Пятачок».
Совершенствовать навык контроля сжимания и разжимания пальцев рук
Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию рук, умение действовать согласно тексту.
2
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».
2.Пальчиковая гимнастика
«Мамочка «
3.Штриховка «Цветы для мамы».
4.Артикуляционное упражнение «Блинчик».
Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, развитию тонко координированных движений рук, сенсомоторную координацию
3
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
2.Пальчиковая гимнастика
«Весна».
3.«Развесь бельё на верёвочку».
4.Артикуляционное упражнение «Маляр»
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки
4
1.Массаж пальчиков колечком
2.Пальчиковая гимнастика
«Кошечка»
3.Перебирание бус одновременно двумя руками навстречу друг другу.
4.Артикуляционное упражнение «Орешки»
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.
АПРЕЛЬ
1
1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.
2.Пальчиковая гимнастика
«Дятел»
3.Составление контуров предметов из счётных палочек.
4.Артикуляционное упражнение «Пароход гудит».
Развивать умение детей сжимать и разжимать кулачки поочередно, развивать творческие способности, внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления.
2
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
3.Складывание мелких предметов (пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
4.Артикуляционное упражнение «Улыбка»
Развивать моторику рук, учить вкладывать один предмет в другой, развивать сообразительность.
3
1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
2.Пальчиковая гимнастика
3.Штриховка «Домик»
4.Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».
Активизировать движение пальцев рук методом штриховки
4
1.Массаж пальчиков надевание и снимание колечка.
2.Пальчиковая гимнастика «Машины»
3.Панно «Неунывайка».
4.Артикуляционное упражнение «Заборчик»
Развивать мелкую моторику рук(
застёгивание и расстёгивание пуговиц, молний, кнопок).
МАЙ
1
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Пальчиковая гимнастика
3. «Бусы для мамы».
4.Артикуляционное упражнение «Часики»
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь, творческое мышление
2
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
3.Игра «Найди, что спряталось в фасоли».
4.Артикуляционное упражнение «Загони мячик в ворота».
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.
Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно..
Развитие мелкой моторики рук; гибкости; подвижности пальцев.
Организационно-педагогические условия реализации программы
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д. Дети охотно осваивают навыковое содержание (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Здесь было важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребёнок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы велась по следующим направлениям:
В непосредственно образовательной деятельности - совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми.
В образовательной деятельности в режимных моментах : пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок ,потешек, сказок, самомассаж кистей рук ,игры и упражнения на формирование тонких движений пальцев , пальчиковый театр , игры с крупным конструктором во второй половине дня, дидактические игры.
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказыо них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы кружка в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Кружок, который способствует развитию мелкой моторики, проводится один раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы
Планируемые результаты
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Оценочные и методические материалы
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. Упражнение «Фонарики»,
2. Сжимание и разжимание кулачков,
3. Потирание кулачков,
4. Сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Из «Методики оценки психомоторного развития дошкольника» (Н.О. Озерецкий, Н.И.Гуревич) (май месяц)
1. тест «Скатай шарики» - оценка тонкой моторики пальцев рук (средний показатель 20 секунд).