Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО: ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Здоровей-ка»»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад №24 «Золотая рыбка»
_____________ Т.И. Сулемина
___ сентября 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО:
ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Здоровей-ка»
(5-6 лет)
(1 год обучения)
Ессентуки, 2022-2023г.
Содержание
1. Паспорт программы
2. Пояснительная записка
3. Цель, задачи программы
4. Особенности программы
5. Основные шаги по реализации программы
6. Планируемые результаты
7. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
8. Тематическое планирование
9. Перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста
10. Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
«Здоровей-ка» – программа по формированию основ здорового образа жизни детей.
Основание для разработки Программы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326);
Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. N 26 (Зарегистрировано Минюсте РФ 29.05. 2013 г., N 28564).
Приоритетный национальный проект «Образование»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Целевые группы
Дети старшего дошкольного возраста.
Цель программы
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи.
Направленность программы
Программа «Здоровей-ка» – комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста. Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким направлениям:
Культурно-гигиенические навыки
«Чистота – залог здоровья»;
Строение тела, правила ухода за ним; культура питания
«О себе хочу все знать!»;
Основы двигательной культуры
«Движение – это жизнь!»
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате поэтапной, систематической, работы с детьми, родителями, педагогами:
Повысится уровень представлений о ценности здорового образа жизни, овладении его элементарными нормами и правилами;
Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о ценности здорового образа жизни в повседневной жизни
Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни
Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни
Пояснительная записка.
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение
физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Не случайно в Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образователь-ная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование представлений о здоровом образе жизни.
Применение в работе ДОУ программы повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку; формирует положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Цель, задачи программы
Цель программы: всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Задачи программы:
Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета.
Формирование навыков разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях.
Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
Использовать проектно-исследовательскую деятельность с детьми для более углубленного раскрытия отдельных тем.
Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
Особенности программы.
Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятельность всех участников образовательного процесса. Программа ориентирована на формирование у детей позиции познания ценности здоровья физического, психического и социального, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширения знаний и навыков по гигиенической культуре и культуре питания.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Программа рассчитана для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия содержат познавательный материал, соответственно возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительными минутками, упражнениями для осанки и др.), необходимыми для развития навыков ребенка, которые закрепляются в повседневной жизни. В занятия включены не только вопросы физического развития детей, но и вопросы духовного здоровья. Дети учатся любви к себе, людям, к жизни.
На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основные шаги по реализации программы
Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность». В течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Материал данной программы реализуется вовремя непосредственно образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Непосредственно образовательная деятельность:
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Формы и режим занятий. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и рассчитана на 1 год обучения. Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей - от 15 до 30 минут .
Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке изученного:
викторины,
конкурсы,
выставки,
развлечения,
уроки экспериментирования.
Формы организации учебного процесса: - коллективный - индивидуально-групповой.
Методы и формы обучения. Программой предусматривается использование традиционных, инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
Результатом освоения программы «Здоровей-ка» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Это ребенок, который:
имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самооценки, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
Механизм оценки получаемых результатов.
Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы.
№
Критерии
Показатели
1.
Запоминание и воспроизведение учебного материала.
- Знание строения организма, - Значение органов,
- Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний, - Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
2.
Способность понимать значение изученного материала.
- Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, - Предполагать результат здорового образа жизни.
3.
Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе.
- Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод.
4.
Оценка результатов работы.
- Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей.
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется, по разработанным картам даёт педагогам возможность отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.
Формой отчета является мониторинговые карты и диаграммы.
Мониторинг проводится 2 раза в год —в начале и в конце года, для проведения полученных в процессе бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.
Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, а также определять трудности реализации программного содержания в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.
Тематическое планирование.
Блок «Здоровье».
Месяц
Тема
Задачи
Сентябрь
Что такое здоровье?
- Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
- Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Октябрь
О правильном питании
- Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
Ноябрь
Чтобы нам не болеть
- Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни.
Декабрь
Тело человека и личная гигиена
- Познакомить детей со строением тела человека,
- Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица,
- Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
- Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.
Январь
Спорт для здоровья
- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом.
- Познакомить с некоторыми видами спорта.
Блок «Безопасность».
Месяц
Тема
Задачи
Февраль
Безопасное поведение в быту
- Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
- Закрепить правила безопасного поведения в быту.
Март
Ребенок и другие люди
- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми,
- Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
- Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.
Апрель
Пожарная безопасность
- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара,
- Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Май
Ребенок на улицах города
- Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками,
- Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения,
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье».
Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце».
Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8
Г.К. Зайцев Уроки Айболита СПб, ,1995
В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
С.Е. Шукшина Я и мое тело(с. 32,33)
Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999
Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005
Ситуации
Что я знаю о своем здоровье.
Как правильно есть.
Самые полезные продукты.
Пора ужинать.
Общение
Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться?
Что нужно человеку для жизни?
Как сделать свой сон полезным.
Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной.
Художественная литература
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Пословицы.
Дидактические и развивающие игры
«Съедобное-несъедобное»
«Полезная и вредная еда»
«Подбери пару»
Октябрь
Тема: «О правильном питании».
Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Поговорим о еде».
Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78)
План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство» СПб, 2006, с.97
Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49
Журнал. Ребенок в детском саду. 2006, №6, 2007, 1, с.45«Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127
Ситуации
Помоги Федоре.
Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда.
Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду.
Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Чтобы быть здоровым».
«Как устроено наше тело».
Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36
Шукшина С.Е. Я и мое тело, М.,2004,с. 26
Голицына Н.С. Твои возможности, человек, с. 8
Н.Н. Авдеева и др. Безопасность СПб,2002, с.84 – 95
Ситуации
Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя.
Какую роль играет сердце в организме?
На что похожа его работа?
Какое наше тело: хрупкое или прочное?
Общение
Для чего человеку необходимо сердце?
Что ты знаешь о строении своего тела?
Чистота и здоровье.
Моя кожа.
Зачем мы дышим?
Покажи, где находится головной мозг?
Художественная литература
К.Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту»,
З.Александрова «Купание»,
В.Катаев «Цветик – семицветик»,
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»,
Загадки, потешки.
Дидактические и развивающие игры
«Опасно-неопасно».
«Правила гигиены».
«Таня простудилась».
«Моя внешность».
Творческие игры
С\р «Поликлиника».
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть».
Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Айболит в гостях у детей».
Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60
План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство», с.184
Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке».
Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55
Ситуации
Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой.
Какие виды спорта вам нравятся?
Каким видом спорта хотели бы заниматься?
Чем полезен тот или иной вид спорта?
Общение
Кто спортом занимается.
Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде.
Мой любимый вид спорта. Почему?
Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой?
Художественная литература
Загадки. З. Петрова Стихи.
Дидактические и развивающие игры
«Назови вид спорта».
«Назови спорт по показу».
Творческие игры
Физкультурные занятия в детском саду.
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту».
Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«В мире опасных предметов».
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15
Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет
Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002,
с. 54-60
Ситуации
Что будет, если встанешь на подоконник.
Почему нельзя брать нож?
Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны?
Ножницы, катушки – это не игрушки.
Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях?
Общение
Я знаю, что можно, что нельзя.
Безопасность в нашей группе.
В мире опасных предметов
Таблетки – не конфетки.
Почему нельзя играть на кухне?
Художественная литература
Маршак С.Я. «Пожар»,
Загадки.
Пословицы и поговорки.
Дидактические и развивающие игры
«Источники опасности».
«Игра дело серьезное».
«Нарисуй отгадку».
«Если возник пожар».
Творческие игры
С\р «Семья», «Детский сад», «Больница».
Март
Тема: «Ребенок и другие люди».
Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Если чужой приходит в дом».
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88
Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет
Ситуации
Ты потерялся.
Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку.
Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?
Общение
Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь.
Незнакомый человек угощает тебя чем-то.
Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине.
Как позвонить в милицию?
Художественная литература
Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят».
А.Толстой «Буратино».
К.Чуковский «Котауси и Мауси».
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Дидактические и развивающие игры
«Похитители и находчивые ребята».
«Куда убежать, если за тобой гонятся».
Творческие игры
«Семья», «Транспорт», «Магазин».
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность».
Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Если в доме случится пожар»,
«Знай и соблюдай»
Н.А. Арамина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М,2007,с.20
Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности
К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14,
О.А.Скоролупова Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
Ситуации
Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар?
Спички не тронь – в спичках огонь.
Почему в лесу нельзя жечь костры
Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара?
Общение
Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»?
Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки?
Почему дети не должны играть на кухне?
Художественная литература
С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»;
Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»;
Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
К.Чуковский «Путаница»;
С.Михалков «Дядя Степа»;
Е.Хоринская «Спичка-невеличка»,
Б.Житков «Дым».
Дидактические и развивающие игры
«Четвертый лишний»;
«Если возник пожар»,
«Опасные соседи»,
«Кому, что нужно для работы».
Творческие игры
С\р «Пожарная машина», «Больница».
Май
Тема: «Ребенок на улицах города».
Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Вид деятельности
Содержание
Методическая литература
Занятия
«Безопасность на дорогах»
Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13
Журнал. Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33
Ситуации
Всем ребятам надо знать, как по улице шагать.
Если ты на улице потерялся
Для чего нужны правила дорожного движения?
Опасности зимней дороги.
Общение
Где нужно переходить улицу?
Для чего нужен светофор?
Зачем нужны дорожные знаки?
Как вести себя в транспорте?
Художественная литература
Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»;
Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»;
Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»;
Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
Баль Л.В., В.В.Ветрова Букварь здоровья Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2007
Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007
Голицына Н.С. Твои возможности, человек
Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями
Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб, ,1995
Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.
Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века.-М.: АРКТИ,2000
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина Программа «Я – человек», 1999
Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
Макиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образователь-ного процесса в ДОУ ч.II, c. 18
Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003