kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути реализации семейно-ориентированного принципа в службах ранней помощи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пути реализации семейно-ориентированного  принципа в службах ранней помощи.

Анотация. В статье рассматривается проблема семей, воспитывющих детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Главным для каждого человека, является семья, и в какой семье будет расти и воспитываться ребенок с ОВЗ, так в дальнейшем сложится его жизнь. Актуальность темы является то, что в нашем мире все больше и больше детей рождаются, либо приобретают различные заболевания, влияющие на их жизнедеятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути реализации семейно-ориентированного принципа в службах ранней помощи.»

Пути реализации семейно-ориентированного принципа в службах ранней помощи.

Анотация. В статье рассматривается проблема семей , воспитывющих детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Главным для каждого человека, является семья, и в какой семье будет расти и воспитываться ребенок с ОВЗ, так в дальнейшем сложится его жизнь. Актуальность темы является то, что в нашем мире все больше и больше детей рождаются, либо приобретают различные заболевания, влияющие на их жизнедеятельность.

В настоящее время в обществе создаются все больше условий, для детей с отклонениями в развитии (разнообразные центры, клубы, интернет ресурсы), где родители могут взаимодействовать друг с другом, получать информацию, не чувствовать себя в этом мире с данной проблемой наедине с самими собой.

Важную роль для таких семей, имеющих ребенка с ОВЗ, является ранняя помощь, психолого - педагогическая поддержка специалистов. И чем раньше родители обратятся за помощью , тем лучше будет складывать развитие ребенка, его взаимодействие с окружающими, адаптация в обществе, и в целом его социализация как личности.

Ключевые слова: семья, ребенок с ОВЗ, ранняя помощь, психолого –педагогическая поддержка, инклюзия, социализация

Для каждого человека семья занимает главное место. В семье ребенок растет, усваивает нормы социума, нормы человеческих взаимоотношений, впитывая из семьи, все то, чем характерна его семья. Можно с полной уверенностью считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка в обществе.

Когда в семье рождается ребенок с отклонениями в развитии,(умственном или физическом, либо это комплексное заболевание) для родителей это звучит как приговор. Многие родители оставляют такого ребенка на попечение государства, но большинство находят в себе силы и начинают действовать, не смотря на трудности, а трудностей в таких семья очень много, начиная от психологической неготовности принятия факта, что ребенок не такой как все, это психологическое и эмоциональное напряжение, страх, неуверенность в будущем своего ребенка, тем самым нарушаются внутрисемейные взаимоотношения. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья – семья с особым статусом, рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровьяявляется серьѐзной проблемой для семьи.

Основные проблемы с которыми сталкиваются родители:

1.проблемы, связанные с медицинским фактором : информация о заболевании ребенка и особенностях его течения, (не всегда специалист может точно поставить диагноз), прогнозирование ; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

2.проблема в финансовой сфере: в семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми.

Исходя из данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество детей с нарушениями в развитии значительно растет. Множество факторов, которые влияют на рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это и низкий социально - экономический уровень жизни некоторых семей(не благополучные семьи), и неблагоприятная экологическая ситуация в современном мире, которая ухудшается с каждым днем. Показатели роста детей, имеющих различные отклонения, как в физическом так и умственном плане, имеет огромную тенденцию к увеличению. В развитых странах показатель детской инвалидности составляет 250 случаев на 10 000 детей . По данным ВОЗ, более 10% населения являются люди, с ограниченными способностями, из них 120млн. – дети и подростки. Ежегодно в РФ рождается около 30 тыс. таких детей, растет детский травматизм, высок уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Отмечается рост наследственной и врожденной патологии.

Наше общество не всегда правильно понимает проблему семей, воспитывающих ребенка инвалида, но благодаря развивающимся тенденциями работы с такими семьями, период адаптации родителей, к данной проблеме решается в более положительном ключе.

Благодаря созданию различных центров, клубов, а также социальной интеграции в образовательном процессе ( появление инклюзии), а также разнообразие информации в интернет ресурсах, родители могут обеспечить себя разнообразной информацией и ранней помощью,

Холостова Е.И. в своих работах выделила пять моделей поведения родителей при появлении ребѐнка с ОВЗ:

1. Принятие ребенка с ОВЗ. В этой модели поведения родители адекватно принимают ребенка с ОВЗ, оценивают его и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность. У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку. Девизом в таких семьях считается: «необходимо достигнуть как можно больше там, где возможно». Вера в собственные силы и способности ребенка дают таким родителям душевную силу и поддержку.

2. Реакция отрицания – отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и настаивают на высокой успешности его деятельности.

3. Реакция чрезмерной защиты, заботы, опеки. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Такой ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на инфантильном уровне.

4. Скрытое отречение, отвержение ребенка. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным воспитанием. Ограниченные возможности считаются позором. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.

5. Открытое отречение, отвержение своего ребенка. В таких семьях ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Взрослые начинают всех - общество, врачей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и аномальному ребенку . 6 Реакция чрезмерной защиты. Большой ошибкой в воспитании и общении с ребѐнком инвалида со стороны родителей является проявление жалости и снисходительности к нему (реакция чрезмерной защиты). Родители стараются оградить своего ребѐнка от физических нагрузок, сделать за него большинство вещей, даже, если ребенок, может сделать их сам. Именно такое поведение родителей, самостоятельности негативно влияет на ребѐнка, в первую очередь, на развитие у него самостоятельности.

Особое значение в плане освещения потребности в реализации специальной помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, имеет научное наследие Е.М. Мастюковой. В своих научных трудах, освещающих проблемы нарушенного развития детей, исследователь неоднократно указывала на необходимость всестороннего и комплексного изучения семей данной категории. В связи с возросшими потребностями практики и вниманием научной общественности к проблемам семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в конце ХХ – начале ХХI столетия были выполнены ряд исследований, положивших начало новому направлению в специальной психологии – «психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями» (И.В. Багдасарьян, Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, Г.А. Мишина, В. Сабуров, В. В. Ткачева).

Исследование проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, способов психологической помощи родителям таких детей, выявление значимости этой помощи являются очень важными и актуальными проблемами в современном обществе

Если семья принимает своего ребенка вместе с его особенностями, растит его с любовью, если у всех членов семьи есть время, силы и желание развлекаться, получать удовольствие от чего-то совместного, если у каждого есть и свои, отдельные интересы, друзья и увлечения, - это самое лучшее!

Чем раньше родители будут включены в коррекционно-развивающий процесс, который является важнейшим условием развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, тем лучше будут условия для развития и успешной, гармоничной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ранняя психолого-педагогическая помощь, создание родителями атмосферы доброжелательности и безопасности, помогут ребенку мыслить позитивно, добиваться успехов, не акцентировать внимание на особенностях своего развития, развивать таланты и способности, социализироваться в обществе, и быть полноценным членом нашего общества.

Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это комплекс мероприятий, направленных на раннюю диагностику, коррекцию и комплексную помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет с различными нарушениями развития. Особенностью данной категории детей является то, что чем раньше начинается оказание помощи, тем больше шансов на успешную коррекцию и адаптацию в обществе

Одним из важных результатов работы с семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, будет является то, что родители готовы вместе с ребёнком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя и помогать друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплочённой, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна. Таким образом, семья в процессе воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это комплекс мероприятий, направленных на раннюю диагностику, коррекцию и комплексную помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет с различными нарушениями развития. Особенностью данной категории детей является то, что чем раньше начинается оказание помощи, тем больше шансов на успешную коррекцию и адаптацию в обществе.
Организация ранней помощи детям с ОВЗ осуществляется через различные формы работы, включая раннюю медицинскую диагностику, педагогическую коррекцию и комплексную реабилитацию. Одним из важных звеньев в системе ранней помощи является Служба ранней помощи детям с ОВЗ, которая оказывает помощь семьям и детям в возрасте до трех лет.
Главными задачами ранней помощи детям с ОВЗ являются:
- ранняя диагностика нарушений развития;
- оказание помощи семьям в воспитании и обучении детей;
- раннее лечение и коррекция нарушений;
- создание условий для социальной адаптации и реабилитации детей. Важной составляющей ранней помощи является помощь родителям детей с ОВЗ. Специалисты помогают родителям разобраться в особенностях развития и поведения своих детей, дают рекомендации по воспитанию и обучению. Также проводятся занятия с родителями, на которых обсуждаются вопросы раннего развития детей.
Основыные рекомендации для семей, имеющих ребенка с аномальным развитием:

- диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом;

- диагноз ЗПР означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее;

- чем раньше начнете занятия со специалистами, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников;

- специалисты, которые помогут вашему ребенку: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед;

- для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, в которые принимают детей от 4 до 7 лет.

чтобы попасть в специализированное учреждение необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

документы, которые необходимо представить на комиссию: для детей с ЗПР - заключение логопеда, окулиста, отоларинголога, педиатра, психиатра.

Каждый ребенок с ОВЗ уникален, и требует индивидуального подхода к его проблемам и особенностям.



















Заключение.

В последние годы тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями состоит в положительной динамике. Ранняя реабилитационная работа, связаная с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего отклонения в своем развитии, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения очень важна не только для ребенка с ОВЗ, но и для родителей, чей ребенок имеет умственные или физические отклонения, либо эти отклонения могут быть комплексными, Ранняя психолого –педагогическая помощь, связанна с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребёнка, имеющего нарушения, и достижением максимального успеха в раскрытии потенциала ребёнка для обучения. Другая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития. Третья цель состоит в том, чтобы адаптировать семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворить потребности ребенка максимально эффективно.

Ряд обстоятельств, которые способствовали улучшению ранней психолого – педагогической помощи в частности – это укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы и социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), постепенная трансформация массового видения проблемы детей с ограниченными особенностями здоровья россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, на сегодняшний день произошел динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями, в дошкольных и школьных учреждениях создаются инклюзивные группы, классы. В которых ребенок ивалид, может чувствовать себя на ровне с нормальными детьми.

Ребёнок с ОВЗ должен чувствовать, что близкие люди его любят и понимают, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.

Ранняя психолого –педагогическая помощь помогает семьям обеспечивать равные права на образование детей с ОВЗ , социальную адаптацию в обществе;

Тесное взаимодействие сотрудников социальных служб, образовательных учреждений, психолога, социального работника, медика и родителей , приводят к положительной динамике в развитии и адаптации ребека инвалида. Главным условием является открытость, гуманность, профессионализм, ответственность в отношениях.

Ранняя психолого-педагогическая помощь, помогает создать для родителей атмосферу доброжелательности и безопасности, а также помогут ребенку мыслить позитивно, добиваться успехов, не акцентировать внимание на особенностях своего развития, развивать таланты и способности, социализироваться в обществе, и быть полноценным членом нашего общества.
















Литература

1.Беляева М.А., Кузнецов И.Е. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка-инвалида. – Екатеринбург, 2001.

2.Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.

3.Галасюк И. Н. Проблемное поле семьи ребенка с интеллектуальными нарушениями: анализ зарубеж. исслед. // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2015. — № 2. — С. 224–227. Корнеева Е. Н. Координация социальных ожиданий и представлений участников образовательного взаимодействия // Материалы международной научно — практической конференции «Наука и образование в современном мире». — Караганды: РИО «Болашак-Баспа» 2018. — 338 с. — 4 том. С. 89–91.

3.Корельская Н.Г. «Особенная» семья- «особенный ребенок: книга для родителей детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008

4.Корнеева, Е. Н. Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Корнеева, Н. К. Мокеева.

5. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2003.

6.Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития. -М.: Теревинф, 2013.

7.Сереней В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ // Интерактивная наука. — 2019. — № 8 (42). — С. 14–16.

6.Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.

7.Хазова С. А., Ряжева М. В. Динамика совладающего поведения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 203–209.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Пути реализации семейно-ориентированного принципа в службах ранней помощи.

Автор: Цвет Оксана Васильевна

Дата: 22.02.2024

Номер свидетельства: 646202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства