Воспитатель: Дагестан – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете,
что такое “Родина”?
Дети: Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы
живем. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение Расула Гамзатова «Мой Дагестан»? (отрывок)
Ребёнок:
Когда, я объездивший стран,
Усталый, с дороги домой воротился.
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Не мало краев повидал я, но ты
По – прежнему самый любимый на свете.
Я, может в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и кляться не ново.
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
Воспитатель: А теперь давайте подойдем к карте.
Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот
как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей
страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце
нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы
добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а
на самолете лететь почти сутки. А теперь посмотрите, где расположился на карте наш Дагестан. И вот сегодня предлагаю вам путешествие по Дагестану. Я предлагаю отправиться в путешествие, но не на поезде и не на самолете, пойдем мы сегодня пешком, а путь нам укажет стрелочка. Надо только сказать:
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: Станция называется “Государственная” (патриотический уголок)
Воспитатель: Назовите столицу России.
Дети: Москва.
Воспитатель: Назовите столицу Дагестана.
Дети: А кто расскажет стихотворение Р. Гамзатова «Махачкала»?
Ребёнок:
Я люблю твое лицо, Махачкала,
Отраженное в воде каспийской,
Ты, как первая подруга, мне мила,
Что навек мне стала близкой.
Я к домам твоим не в силах скрыть любви,
К этим окнам, к морю обращенным,
Я люблю прямые улицы твои, с шумом их неугомонным.
Уплывают вдаль могучие суда,
Чайки машут белыми крылами,
Днем и ночью пролетают поезда
Между морем и домами.
Милый город на каспийском берегу,
Как сияешь ты красой ночною!
Я в душе тебя навеки сберегу,
Где бы я ни был, - ты со мною!»
Воспитатель: Президентом нашей страны является...?
Дети: В.В.Путин.
Воспитатель: Главой Республики Дагестан является…?
Дети: Сергей Меликов.
Воспитатель: Назовите государственные символы России.
Дети: Герб, флаг, гимн.
Воспитатель: Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются
изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.
Воспитатель: Молодцы! А кто расскажет стихотворение Ахмеда Телекаева «Наш флаг»?
(отрывок)
Ребёнок:
Флаг Дагестана триколор, три цвета:
Зеленый, голубой и красный цвет.
Зеленый – это жизни цвет, цвет лета
Лесов красивых Дагестанских цвет.
Цвет голубой на флаге нашем,
То моря, Каспия вода,
И неба чистою до боли,
Да, голубой цвет- чистота.
А красный означает храбрость,
В стране, в которой я живу, все храбрецы,
Вам подтвердит – то каждый,
Я очень этим званьем дорожу.
Трехцветный флаг несу я высоко.
И я горжусь историей народа,
Историей народа своего.
Свободного и гордого народа!
Воспитатель: Спасибо, молодец.
Воспитатель: Флаг, герб и гимн – это главные символы страны. И сейчас, я покажу, как выглядит герб нашей республики.
Государственный герб Республики Дагестан представляет собой круглый белого цвета геральдический щит, в центре которого изображен золотой орел. Над ним изображение золотого солнца в виде диска, окаймленного спиральным орнаментом. У основания щита снежные вершины гор, равнина, море и в картуше - рукопожатие, с обеих сторон которых проходит зеленая геральдическая лента с надписью белыми буквами: "Республика Дагестан".
Герб Дагестана отражает политическое, историко-культурное единство более 30 родственных этносов. Орел в международной символике означает власть, верховенство, государственную прозорливость.
У народов Дагестана он один из наиболее почитаемых представителей мира животных, олицетворение независимости и свободы, мужества и храбрости, гордости и стойкости, выносливости. Он символ лучших черт национального характера дагестанцев-национальной гордости, открытости, миролюбия, гостеприимства. Эту же идею выражает и усиливает рукопожатие. Оно как бы передает тепло, говорит о поддержке, добром приветствии "салам алейкум".
Воспитатель: Мы отправляемся дальше.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается.
Стрелка, стрелка, покажи,
Стрелка, стрелка, укажи
Мы приехали на станцию “Декоротивно -прикладная”(уголок изодеятельности)
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно –
прикладного искусства Дагестана. В нашем уголке находятся изделия табасаранских, унцукульских, кубачинских и балхарских мастеров. Давайте подойдем к полке, где разместились балхарские глиняные игрушки. А историю их возникновения я расскажу сейчас вам. И так слушайте.
Давным - давно, много-много лет тому назад высоко в горах жил в ауле Балхар горец по имени Калкучи. Как-то гуляя по берегу озера, он увидел, как дети из глины лепили различные фигурки птиц, животных. людей и весело играли с ними. Подумал Калкучи: если дети лепят игрушки, то из такой вязкой и жирной глины можно и посуду вылепить. Как гласит легенда, именно с этого и начался балхарский промысел гончарного ремесла, который и поныне действует в этом прославленном ауле.
Глину для гончарных изделий добывали и добывают недалеко от аула, месили ногами. Сами изделия балхарские мастерицы формовали на гончарном круге "жюлла" под мелодичные песни. Сначала посуда была простой, а впоследствии ее стали украшать различными узорами. Традиционно мужчины занимались реализацией готовых изделий. Балхарцы на осликах, с навьюченными корзинами, полными изделий, отправлялись в близлежащие сёла, Балхарская посуда всем очень нравилась, она была удобной и красивой. А также мастерицы изготавливали для своих детей игрушки из глины. Эти игрушки отражение жизни аула. Здесь и игрушка, и маленькая композиция. Сегодня изделия балхарских мастериц находятся в музеях и домашних коллекциях многих стран мира. У нас на столах лежат трафареты игрушек. Предлагаю украсить их традиционными балхарскими узорами.
Самостоятельная работа детей. После окончания работа организовать выставку.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по Дагестану. О многом мы
вспомнили, многое узнали. Многое еще мы можем узнать о родном крае, но это уже на другом занятии.
Итог:
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Что такое Родина? Как называется
наша Родина? Давайте споем песню о нашем Дагестане.