kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психотерапевтические техники (консультация для педагогов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психотерапевтические техники - это действия, которые помогают выявить и нейтрализовать дезаптивное поведение и заменить его на продуктивное, адаптивное поведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психотерапевтические техники (консультация для педагогов)»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»,

Кемеровская область, Промышленновский муниципальный округ,

пгт. Промышленная, ул.Рабочая, д.1

электронная почта: [email protected];

сайт: http://светлячок.промобр.рф/



Психотерапевтические техники

(консультация для педагогов)


Составитель: Абдрафикова З.И.,

педагог-психолог


Психотерапевтические техники - это действия, которые помогают выявить и нейтрализовать дезадаптивное поведение и заменить его на продуктивное, адаптивное поведение.


В некоторых случаях реальную помощь способны оказать быстродействующие психотерапевтические техники. Это несложные упражнения на воображение и самовнушение.

К помощи воображения мы прибегаем в обычной жизни постоянно: при любой игре, прослушивании приятной музыки, просмотре кинофильмов. Любое искусство невозможно представить без элементов творческого воображения и перевоплощения.

А самовнушение используется нами самостоятельно на протяжении всей нашей сознательной жизни.


Упражнение «Поплавок».

Когда все вокруг кажется ужасным, наступает отчаяние, теряются силы, хочется сдаться, нет веры в собственные силы, отсутствует всякое желание, одолевает безразличие, человеку необходим хотя бы лучик уверенности и надежды, чтобы разогнать мрачные мысли и чувства, придать уверенность, подавить страх и испуг. Для этого можно использовать следующую технику.

Сначала прочитайте содержание упражнения, потом закройте глаза, успокойтесь и только тогда проделайте его.

Представьте, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания... Ощутите движение волны, силу ветра, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас. Какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? Поплавок - ваша душа. Она может всегда бороться со стихией и победить. Так она устроена. И стихия, буря тоже не вечна, утихнет, будет солнце и штиль. Тянитесь вверх. Сейчас надо верить и надеяться, а не отчаиваться.

Упражнение «Прогони проблему».

Вам предлагается представить, что позади стоит какая-либо из существующих проблем, от которой вы бы хотели избавиться. Необходимо прогонять проблему, отталкивая ее резким движением руки назад и ударом локтя, проговаривая при этом: «Уйди!».


Упражнение «3 по 5».

Данный метод помогает вернуть человека в реальность. Для этого находящийся рядом должен попросить его:

  • Быстро назвать 5 цветов, которые он сейчас видит перед глазами.

  • Назвать 5 звуков, которые он слышит в данное время.

  • Назвать 5 ощущений своего тела в текущий момент.

После таких упражнений человек обычно возвращается в состояние «здесь и сейчас». При необходимости можно дополнительно хлопнуть ладонями перед лицом, как бы давая сигнал.

Упражнение «Дыхание на обратный счет».

Данную технику можно использовать, чтобы остановить панику, прогнать страх, взять себя под контроль. Первое, что необходимо сделать в случае панической атаки и сильного страха, - успокоиться. Но это легко сказать, а что делать?

Конечно, с помощью техники дыхания на обратный счет.

Меры предосторожности - безопасное место. Лучше начинать упражнение до того, как паника и страх захлестнули.

Закройте глаза. Начинайте глубоко и медленно дышать. Не менее 10 дыхательных циклов. Глубокий быстрый вдох - и медленный выдох. Теперь представьте в воображении электронное табло. С цифрой, например, 50 (вообще от 10 до 100). На каждый такой вдох и выдох цифра на табло уменьшается на один. То есть 50..49..48...47.. и так до нуля. Пятьдесят циклов дыхания с глубоким комфортным вдохом и медленным выдохом. Не делайте очень глубокий вдох. Затем возвращайтесь к обычному дыханию. Посидите немного с закрытыми глазами. Почувствуйте свое тело. Откройте глаза. Результат не заставит себя ждать.




Упражнение «Вращающийся куб».

Вам необходимо мысленно заключить свою проблему в куб. Мысленно вращать этот куб с проблемой, двигать по горизонтали, а затем убрать за горизонт. Упражнения необходимо проделывать 3–5 раз.

Упражнение

«Стирание негативной информации».

Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги, карандаши, стиральную резинку. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите стиральную резинку и начитайте последовательно «стирать» с листа бумаги мысленно созданную негативную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите стиральную резинку и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время упражнение можно повторить.

После каждого упражнения необходимо задать вопросы:

  • какие ощущения вы испытывали?

  • снизилось ли внутреннее напряжение?




Техники семейной арт-терапии.

1. «Семейный портрет». Реалистическое, абстрактное, символическое изображение членов семьи. Варианты: автопортрет, изображение членов семьи, как животных или предметов, изображение нескольких членов семьи с составлением диалогов между ними, подберите и вырежьте иллюстрации из журналов, напоминающие о семье и отношениях между ее членами.

2. «Кинетический рисунок семьи». Изобразите членов семьи в процессе совместной или индивидуальной деятельности, либо сцену из семейной жизни. Варианты: аналогично предыдущему, но с уточнением сюжета и т. д., изобразите себя в любой роли, которую вы играете в семье, изобразите план вашего жилища и расположите в нем членов семьи, выполняющих какую-либо деятельность.

3. «Скульптура семейных отношений». Изобразите семейные отношения в виде скульптурной группы. Можете использовать пластилин, глину, самих участников группы и т. д. Варианты: создайте социограмму, отражающую «я» в его связи с помощью кругов соответствующей величины, расположенных на разном расстоянии от центра - «я», создайте модель в виде трехмерного «мобиля» с помощью вешалки, картона, ниток и т. д. Изобразите, «семейное дерево». Части дерева должны символизировать разных членов семьи.



4. «Детские воспоминания». Изобразите на рисунке или в скульптуре какой-либо эпизод из вашего детства. Варианты: проиллюстрируйте «путешествие» в мир детства, изобразите себя, свои интересы, род занятий и фигуру в настоящий момент, а затем - то же самое в определенный момент вашего детства, изобразите в виде «кукольного дома». Вашу семейную ситуацию, когда вы были  ребенком, стали родителем, дедушкой (бабушкой).

5. Отношения родителей. Разбейтесь на две группы: «детей» и «родителей». Изобразите игру родителей и детей, затем «дети» начинают рисовать под руководством «родителей», а «родители» создают рисунки для «детей». Работа завершается дискуссией об отношениях детей и родителей... Варианты: изобразите своих мать и отца, критикующих вас, распределите роли членов семьи между участниками группы и изобразите сцену семейной жизни.

6. «Эмоциональные портреты». Мать и отец или муж и жена рисуют «эмоциональные портреты» друг друга. Затем передают рисунки друг другу и исправляют изображения, делая их такими, какими хотели бы себя видеть. Вариант: создайте реалистический автопортрет и передайте партнеру, чтобы он сделал его таким, каким хотел бы вас видеть.

7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

8. «Проблемы и их разрешение». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь, например, алкоголизм, заболевание, инвалидность, безработица и т. д.


Техники арт-терапии в работе с детьми.

Коррекция эмоционального неблагополучия детей.

«Свободный рисунок в круге».

Цель: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.

  1. «Рисование по сырому листу».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, емкость с водой, губка.

Инструкция: попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

  1. «Водный салют».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.

Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.

Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры.

Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень — не беда,

Пусть поможет мне вода.

Краской крашу, отпускаю,

Не боюсь и не скучаю.





  1. «Мелки — наперегонки».

Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.

Материалы: мелки, лист картона.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медленно - быстро) делает штрихи на листе.


  1. «Разноцветье камней».

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить камни так, как он захочет.

  1. «Картины».

Цель: развитие моторики, тактильная стимуляция, развитие навыков выбора и «принятия границ», гармонизация эмоционального состояния.

Материалы: коробки разных размеров, бумага разной текстуры, краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку выбрать любую из коробок, наклеить бумагу, не выходя за пределы коробки, раскрасить ее по своему усмотрению.




  1. «Лицо».

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношений с родителями.

Материалы: шаблоны с изображением лиц (женского, мужского, детского), краски, кисточки, тени, помады.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны лиц, при желании прокомментировать свою работу.

  1. «Орнамент».

Цель: развитие моторики, пространственных представлений, чувства ритма, стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.

Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изодеятельности (краски, мелки, пластилин), бумага.

Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.

Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).

  1. «Семья».

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями, исследование особенностей взаимодействия ребенка с миром.

Материалы: шаблоны фигур (женской, мужской, детской), краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур, при желании прокомментировать свою работу.


  1. «Зеркальный монстр».

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно-фобических реакций. С одной стороны, ребенок видит в зеркале свое отражение через нарисованный страх (метафора того, что тело ребенка наполнено страхом), с другой стороны, есть возможность отстраниться от страха, сохранить контроль над ним.

Материалы: зеркало в полный рост ребенка, краски, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх.

  1. «Маска».

Цель: осознание и отреагирование чувств, развитие воображения.

Материалы: заготовка маске из гипса, гуашь, кисточки, емкость с водой.

Инструкция: предложить ребенку раскрасить маску так, как он хочет.

  1. «Создание образов в цвете».

Цель: развитие эмоциональной сферы, отреагирование эмоций, стимуляция.

Материалы: болванки (деревянные), краски, кисти, емкость с водой.

Инструкция: специалист подготавливает детей к работе: «Один, два, три, четыре, пять. Вышла кисточка гулять. Поиграла, поплясала, захотела рисовать». Далее детям предлагается закрасить болванки так, как им хочется. (характеристика по выбору фигур).



  1. «Маленький жираф».

Цель: раскрытие ресурсов у ребенка в возрастном кризисе 3 лет. Тренировка внимания и творческого мышления.

Материалы: акварель, кисточка, емкость с водой, камни, лист бумаги, игрушечный жираф и черепаха.

Инструкция: после прочтения сказки «Маленький жираф» попросить ребенка помочь жирафу сделать пятнышки светлее, закрасить камушки. Хвалит за то, что ребенок все делает сам.

Сказка «Маленький жираф» (Сучкова Н.О.).

Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам!! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:

- Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?

Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»

- Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?

- Нет. Я сам!

Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:

- Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!


14. «Рисование на кукле».

Цель: лучшее познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения.

Материалы: гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить куклу так, как он хочет.

  1. «Разноцветные листы».

Цель: совершенствование механизмов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Материалы: четыре больших листа бумаги, гуашь кисть, емкость с водой, скотч, ножницы.

Инструкция: ребенок поочередно закрашивает листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности вывешивает листы на стену, закрывая один другим.



Заключение

Итак, психология на сегодняшний день имеет очень и очень много психотерапевтических техник и методов как индивидуальных, так и групповых, которые помогают нам решать проблемы в повседневной жизни.







Список литературы

  1. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. – М.: Педагогическое общество России, 2000

  2. Кочунас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. – М., 2003

  3. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии и психотехнике / Под редакцией В.Ю. Баскакова. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001

  4. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии. Процесс и язык коммуникации. М.: РАУ. Политологический центр, 2010 г.

















Арт-терапевтические техники для работы

со взрослыми


1. «Рисование в парах». Рисуйте с партнером на листе бумаги. Если вы испытываете затруднения из-за отсутствия «правил игры», можете следовать следующим условиям: один рисует извилистыми линями, другой – прямыми, каждый использует свой определенный цвет или группу цветов, один пытается копировать то, что рисует другой (одновременно).

2. «Каракули Д. Винникота». Нарисуйте каракули и передайте партнёру, который должен создать из них образ. Варианты: нарисуйте символ или образ текущего момента или состояния. Поменяйтесь с партнёром и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им. Затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга. Аналогично предыдущему, но с выбором темы или, напротив, совершенно спонтанно.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психотерапевтические техники (консультация для педагогов)

Автор: Абдрафикова Зоя Ивановна

Дата: 15.04.2024

Номер свидетельства: 649011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства