Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика детей с зпр»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕТЕЙ С ЗПР
Дошкольники с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
Физиологические особенности
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и ручной моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, выносливость, гибкость, координация. Практически у всех дошкольников названной категории наблюдаются симптомы недоразвития двигательного анализатора – нарушение в координации движений. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках, поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге (при прыжках держатся за опору: край стола, стула, за руки взрослого), перепрыгивать с места на место на двух ногах. Дети испытывают большие затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий (например, поднять руки над головой, на плечи, опустить вниз), хотя сами действия в отдельности выполнить в состоянии. У дошкольников данной категории не сформирован самоконтроль, поэтому они не замечают неправильного выполнения действий. У всех детей наблюдается снижение таких физических качеств, как ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма. Технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании слабо сформированы. Многие из детей данной категории не умеют правильно держать карандаш, кисточку (держат в кулаке или используют четыре пальца), не регулируют силу нажима (при рисовании линии могут быть мало заметными или дети настолько сильно нажимают на карандаш, что он ломается или рвет бумагу), с трудом пользуются ножницами.
Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако физическое и моторное развитие ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Особенности визуального восприятия
Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающем фактором является речь. Дошкольникам данной категории выполнять задания лучше в тишине. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения и как следствие этого – трудности при выполнении заданий учебного типа. Установлено, что состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.
Особенности сенсорного восприятия
Сенсорное развитие отличается качественным своеобразием. Следует отметить, что у детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильного) несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире, и о себе и о своем окружении. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности отдельные простейшие свойства предметов и явлений. А поскольку у детей с ЗПР каких-либо нарушений на уровне органов чувств не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений, относящихся к нескольким органам чувств и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Это взаимодействии и нарушено у детей с ЗПР. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, когда изображение предмета представлено одной линией, сидуэтом или контуром. Сложности вызывает и узнавание предметов, если они перечеркнуты (зашумлены) или «наложены» друг на друга (детям предлагается узнать несколько предметов, которые изображены не отдельно друг от друга, а как бы наложено).
Ребенок с ЗПР за определенное время воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различных сходных по написанию букв и цифр (например, дети путают цифры 3 и 8, 1 и 7; буквы А и Л, Н и П и т.д.).
Пространственное восприятие
Установлено, что пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействии складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. С недоразвитием пространственной функции связаны трудности в овладении знаниями и навыками по математике, чтению, письму, где очень важно различать расположение элементов. Следует помнить, что освоение ориентировки в пространстве идет последовательно, сначала ребенок осваивает понятия «верх-низ», потом «спереди-сзади» и только после этого «спава-слева».
Особенности анализирования
Сенсорный опыт детей данной категории долго не обобщается и не закрепляется в слове, присутствуют ошибки при назывании признаков величины, цвета, формы. Эталонные представления цвета, формы, величины не формируются своевременно. Дошкольник с ЗПР могут правильно соотносить предмет по цвету (инструкции. «Дай такой же» выполняют правильно), могут верно показать цвет по названию, например показать, где красное кольцо. Но название цветов долго не появляется в речи, или дети путают цвета при назывании.
У детей с ЗПР отмечается замедленный процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности: недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительной моторной координаций, которые проявляются в несформированности чувства ритма, в возникающих трудностях при ориентировке в пространстве и на плоскости. В дальнейшем все выше описанные недостатки возможно будут препятствовать овладению чтением, письмом, счетом.
Вербальная память
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особенное место занимают нарушения памяти: ограниченный объем памяти и снижение ее прочности. Обычно родители спрашивают: «А как определить, сколько предметов или картинок ребенок может запомнить?». В данном случае целесообразно использовать следующую формулу – паспортный возраст ребенка, плюс минус один. Например, если ребенку пять лет, то можно предлагать для запоминания от четырех до шести объектов.
В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условия задачи. При запоминании стихов дети переставляют слова местами, добавляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы.
Следует отметить, что наглядный материал запоминается лучше словесного, непроизвольное внимание страдает в меньшей степени, чем произвольное. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Поэтому так часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок сегодня вечером все рассказал, все понял, а на утро как будто ничего и не было и можно начинать все с начала.