ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ CОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА , КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ CОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА , КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.
Утвердившееся в последнее время в коррекционной педагогике положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии послужило базой для организации в ДОУ коррекционно-развивающих групп: с задержкой психического развития, с нарушением зрения и экспериментальной площадки по работе с детьми - инвалидами. Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ТПМПК с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года, но в особых случаях приём в группу может производиться при наличии свободных мест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ CОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА , КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ »
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ CОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА , КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ
Горбунова Е.И.
МАДОУ г.Нижневартовска
ДС №32 «Брусничка»
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.
Утвердившееся в последнее время в коррекционной педагогике положение о возможностях компенсации отставания в психическом развитии послужило базой для организации в ДОУ коррекционно-развивающих групп: с задержкой психического развития, с нарушением зрения и экспериментальной площадки по работе с детьми - инвалидами. Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения ТПМПК с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года, но в особых случаях приём в группу может производиться при наличии свободных мест.
Основной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Для педагогического коллектива важно выстроить систему сопровождения детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаю комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед,музыкальный руководитель,педагог - психолог).
Он включает в себя:
Создание предметно-развивающей среды;
Материально-техническое оснащение;
Разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;
Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:
Обучение, воспитание, развитие.
Социальную адаптацию и интеграцию в общество.
I. Обучение, воспитание, развитие.
Дети с особыми потребностями получают достаточный объем общеобразовательных услуг, способных компенсировать физические и психические отклонения и адаптироваться в дальнейшей жизни.
Обеспечивая детям равные права получения образования в соответствии с их возможностями, обучение и воспитание ведется по следующим программам: Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», Л.Б. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», «Коррекционная работа в детском саду VI вида», редакцией Плаксиной Л.И.
Эти программы направлены на стимулирование всестороннего развития, коррекцию аномального развития, а также пробелов в развитии у детей.
II. Оздоровление и лечебно-восстановительные мероприятия.
Лечебно-оздоровительная работа предполагает своевременную диагностику и сочетание психолого-медико-педагогической коррекции с профилактическими мерами.
Два раза в год проводится углубленный осмотр детей врачами-специалистами. Врачи невропатолог, офтальмолог и педиатр назначает индивидуальные курсы лечения: медикаментозный, витаминотерапию, физиотерапию.
Следующим важным этапом в решении комплексной задачи психофизической и социальной адаптации детей с особыми потребностями являются физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Занятия физкультурой, участие в соревнованиях, праздниках помогают детям объективно оценить и поверить в свои возможности. Дифференцированный подход осуществляется, прежде всего, в отношении дозирования занятий и конкретных упражнений.
III. Коррекция нарушений в развитии.
Считаю психолого-педагогическое сопровождение неотъемлемым звеном системы сопровождения детей с ОВЗ, которое обеспечивает создание оптимальных условий для их полноценного личностного и интеллектуального развития.
В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует психолого-педагогический консилиум, который принимает коллективное решение о мерах психолого-педагогического воздействия, а также осуществляет:
координацию деятельности всего коллектива по психолого-педагогическому сопровождению ребенка;
диагностику уровня психического развития детей;
индивидуальные и групповые занятия психолога;
ведение индивидуальной психологической карты развития ребенка;
составление маршрута сопровождения ребенка;
консультативную психологическую помощь педагогам;
консультативную психологическую помощь родителям детей.
Основными принципами в нашей коррекционной - развивающей работе с детьми с ОВЗ являются:
принцип единства диагностики и коррекции – определение методов коррекции с учётом диагностических данных;
безусловное принятие ребёнка со всеми его индивидуальными чертами характера и особенностями личности;
принцип компенсации – опора на сохранные, более развитые психические процессы;
принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов;
создание комфортных условий для развития личности ребёнка.
Реализация этих принципов осуществляется в ходе сопровождения ребёнка, заключающегося в дифференцированном подходе, то есть в адекватной системе педагогических требований, соответствующих возможностям ребёнка.
При обследовании детей считаю обязательным условием:
комплексный поход к диагностике (участие специалистов: педагога дефектолога, логопеда, психолога);
подход с учётом процесса развития, который требует не только оценки результатов применения диагностических проб, заданий, но и тщательного анализа истории развития;
качественный анализ выполнения ребёнком диагностических заданий.
Психолого-педагогическая диагностика познавательной деятельности определяет уровень актуального развития, выявляет потенциальные возможности - «зону ближайшего развития».
Считаю наиболее целесообразным применение следующих методик для исследования познавательных процессов детей дошкольного возраста:
Диагностическое обследование раннего и младшего дошкольного возраста развития под редакцией Серебряковой Н.В.
Психологическая диагностика отклонений развития детей дошкольного и младшего школьного возраста Л.М. Шипицыной.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
При обследовании принимаю во внимание слабо развитую речь, снижение объёма не только активного, но и пассивного словаря. Поэтому для таких детей использую невербальные методики. Оценивая интеллектуальные возможности ребёнка, учитываю такие показатели, как умение принимать и удерживать в памяти задание, обдумывать предстоящие действия, оценивать результат, переключаться с одного задания на другое. Таким образом, при заключительной оценке результатов обследования детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии, опираюсь на качественные критерии оценки при выполнении заданий: адекватность, критичность, обучаемость, понимание инструкции и цели задания, переключаемость.
Адекватность.
- эмоциональная реакция ребёнка на факт обследования (адекватность поведения).
Понимание инструкции и цели задания.
задание принимает сразу и действует в соответствии с его содержанием, но результат может быть разным (для детей с нормальным умственным развитием);
задание принимает, начинает действовать, но затем теряет его и выполнение не доводит до конца (для детей с ЗПР);
содержание задания не осознаётся; ребёнок произвольно манипулирует материалом, который находится у него (для детей с умственной отсталостью);
В случае неправильного выполнения задания диагностическим показателем для меня является критичность - умение найти и исправить свою ошибку.
Варианты критичности:
ребёнок самостоятельно проверяет своё выполнение задания, понимает свои успехи и неудачи (для детей с нормой);
ребёнок не ведёт самостоятельной проверки, но начинает поиск, если ему говорят (для детей с ЗПР);
самостоятельно поиски ошибки не ведутся, исправляют тогда, когда на неё укажут (для детей с ЗПР и РДА);
ребёнок не способен исправить ошибку даже в том случае, когда объяснят, в чём она состоит. Он не понимают того, что не выполнил задание, поэтому не огорчается (для детей с умственной отсталостью);
Немаловажным в диагностике считаю уровни обучаемости:
высокий - высокая чувствительность к помощи взрослого, невелико число подсказок для выполнения задания. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов действия на аналогичные задания. Быстрота и лёгкость усвоения новых понятий и способов деятельности, высокая работоспособность, усидчивость, отсутствие усталости.
низкий - закрытость для помощи взрослого; выраженная пассивность в новых условиях, неиспользование старого багажа знаний; инертность в новых учебных ситуациях; медленный темп работы, истощаемость, утомляемость, рассеянность.
Варианты переключения:
свободное самостоятельное переключение с одного способа выполнения на другой с пониманием различий в заданиях (для детей с нормой);
переключение после того, как обращается внимание на одинаковость задания (для детей с ЗПР);
переключения не происходит и после объяснения ребёнку различий в заданиях, действия остаются стереотипными (дети с УО).
По итогам проведённого углублённого диагностического исследования составляю коррекционно-развивающую программу - документ, определяющий направления, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы психолога. Реализация коррекционной программы осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий при активном участии родителей, педагогов и детей.
При подборе основных коррекционных методов учитываю ведущий вид деятельности дошкольников:
подвижные, сюжетно-ролевые игры;
коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения;
психогимнастические игры.
В комплексе с игровыми методами использую телесно ориентированные и релаксационные методы.
Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование новых информационных технологий, компьютерных методик, использование тренажёров биологической обратной связи (БОС) «Волна». Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Данные обследования помогают мне выделить детей, нуждающихся в релаксационном воздействии.
Для снятия психоэмоционального напряжения у детей организую занятия в сенсорной комнате. В процессе занятий в этой комнате снимается усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие. Свидетельством тому является изменение показателей до и после занятий:
Оптимальная работоспособность увеличивается в среднем на 20%;
Низкий уровень работоспособности снижается в среднем в 2 раза;
Значительно снижается высокий уровень тревожности на 20-25%.
Исходя из практики, которая показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребёнка, работу с родителями считаю одним из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Следовательно, необходима преемственность работы ДОУ и семьи. Наблюдения выявили три категории родителей:
первая - извлекает практическую пользу из имеющихся педагогических знаний;
вторая - пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике;
третья - не применяют вообще.
Убеждена в том, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяю решение следующих задач:
Психолого-педагогическое просвещение родителей;
Оказание психологической помощи родителям ребёнка и педагогам в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Опыт показывает, что дети, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь справиться с дефектом.
Считаю важным акцентировать внимание родителей:
На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
Знание и учет сильных и слабых сторон ребёнка;
Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.
Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:
Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.
Мой опыт работы свидетельствует о том, что успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «психолог - педагог – ребенок – родитель».