kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ по теме: «Тайм-менеджмент современного педагога»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с базовыми понятиями тайм-менеджмента; трансляция опыта педагогической деятельности по формированию рабочего времени и пространства воспитателя; предупреждение  возможных затруднений в работе молодых специалистов, акцентировать внимание опытных коллег на факторах препятствующих эффективности профессиональной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ по теме: «Тайм-менеджмент современного педагога»»

Психологическое занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ по теме:

« Тайм-менеджмент современного педагога»



Ход занятия

- Добрый день, уважаемые, коллеги! Наша встреча посвящена тайм-менеджменту в педагогической деятельности. В начале предлагаю поприветствовать друг друга.



Приветствие. Упражнение «Ток»

Цель: создание благоприятного настроя для работы в группе.

Инструкция педагога-психолога: (Педагогам предлагается закрыть глаза.) Сейчас я дотронусь до участника, сидящего слева от меня. Он примет мое приветствие и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему. И так далее, пока мое приветствие не вернется ко мне уже с другой стороны.



Орг.момент: - Уважаемые, коллеги! Я хотела бы начать с двух цитат.

 «Время — самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем другим». Питер Друкер

В своей книге «Ваше время  в Ваших руках» Лотар Зайверт писал: «Находите время для работы, это – условие успеха. Находите время для размышлений, это – источник силы. Находите время для игры, это — секрет молодости. Находите время для чтения, это – основа знаний. Находите время для дружбы, это – условие счастья. Находите время для мечты, это – путь к звездам. Находите время для любви, это – истинная радость жизни. Находите время для веселья, это  – музыка души».

Работа в инновационных условиях требует от современного педагога максимальной работоспособности и умения быстро адаптироваться к возникающим изменениям. Одна из ключевых проблем в осуществлении профессиональной деятельности отсутствие времени и трудности в его эффективном распределении.

Многие из педагогов, проанализировав свою жизнь, придут к следующим, не совсем радостным выводам: я растрачиваю время на мелочи, позволяю другим людям, эмоциям, обстоятельствам отнимать его у себя; я не умею планировать, поэтому создаю себе дополнительные трудности; не добиваюсь целей в поставленные сроки; из-за постоянных цейтнота и «текучки» я не могу в достаточной мере заниматься собственным здоровьем, личностным и профессиональным развитием, воспитанием собственных детей и пр.

Поэтому необходимо учиться правильно и рационально организовывать свое рабочее и личное время для достижения целей, что, в свою очередь, позволит сохранить работоспособность и предотвратить возможность возникновения стресса.

Таким образом, современному педагогу необходимо знание основ тайм - менеджмента.

Понятие «тайм-менеджмент» обозначает умение управлять временем, т.е. грамотно планировать свое время, правильно расставлять приоритеты, вовремя осуществлять контроль за проделанной работой и при необходимости корректировать временные рамки, отпущенные на то или иное занятие.

Практическая часть.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цели: получение дополнительной информации об участниках, настрой на работу в группе по теме занятия.

Инструкция. Ведущий выходит в центр круга. Участники сидят на своих местах. Мест ровно столько, сколько сидящих. Ведущий обращается к присутствующим со словами «Поменяйтесь местами те, кто…», заканчивая предложение определенной фразой. Задача участников — поменяться местами в зависимости от указанного условия, не договариваясь между собой. Ведущий пытается занять пустующее место. Если ему это удается, то на его место становится тот человек, которому не досталось стула.

Примеры фраз:

  • …кто никогда не опаздывает на работу;

  • …кто всегда успевает в рабочее время выполнить всё необходимое;

  • …кто планирует свой рабочий день заранее;

  • …кто не успевает отдохнуть в выходные;

  • …кто часто замечает нехватку свободного времени.



Упражнение «Ассоциации»

Цели: получение обратной связи, развитие навыка размышлять, создание основы для работы по теме занятия.

Инструкция. Участникам надо назвать ассоциации, которые у них возникают со словом «время». Ответы записываются на доске, после чего педагогам предлагается оценить, каких ассоциаций больше — положительных или отрицательных. На основе этого ведущий делает вывод.



Упражнение «Мои сферы жизни»

Цель: осознание жизненных приоритетов.

Инструкция. Из предложенного перечня участникам предлагается выбрать те сферы жизни, которые важны лично для каждого:

  • семейная жизнь;

  • профессиональная деятельность;

  • личное развитие;

  • общение с друзьями;

  • финансовое благополучие;

  • образование;

  • быт;

  • духовная жизнь;

  • здоровье;

  • отдых;

  • хобби.

Далее необходимо проранжировать эти сферы жизни по степени значимости следующим образом: на вершине — самая важная и значимая, далее — две менее значимых, ниже — три следующих по значению сферы, оставшиеся — помещаются на нижний уровень.

Вопросы для обсуждения:
1) Довольны ли вы тем, как распределено время в обозначенных сферах?
2) В какой из сфер вы готовы сократить временные затраты?



Определение личного хронотипа

- Известно, что умение эффективно организовывать свое время зависит от индивидуальных особенностей человека, к которым относятся темперамент и хронотип.

Хронотип – специфическая организация работы организма в течение суток. По характеру суточных биоритмов физической активности можно разделить людей на три хронотипа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы») и дневной («голуби»).

  У «сов» пик активности и покоя сдвинут на более поздние,  а, у «жаворонков» — на более ранние часы.

  У «голубей» максимальный уровень активности приходится примерно на середину дневного периода. Считается, что хронотип передается по наследству. Это такой же генетически запрограммированный показатель, как, например, цвет глаз или цвет волос.

Определить свою принадлежность к одному из хронотипов поможет Анкета Олофа Остберга.

Необходимо подсчитать количество баллов по всем вопросам.

  • 0 – 7 баллов – «Жаворонок»

  • 8 - 13 баллов – «Голубь»

  • 14 - 20 баллов – «Сова»



Упражнение «Поглотители времени»

Цель: выявление препятствий, мешающих в достижении профессиональных целей.

Инструкция. Из предложенного списка участникам предлагается выбрать «поглотители времени», которые являются помехой для современного педагога в достижении профессиональных целей и решении задач, и проранжировать их по степени значимости.

«Поглотители времени»:

  • нечеткая постановка целей;

  • отсутствие приоритетов;

  • попытка слишком много сделать за один раз;

  • плохое планирование дня;

  • личная неорганизованность, незнание с чего начать;

  • недостаток мотивации;

  • хаос в бумагах;

  • «расплывчатые» должностные обязанности, отсутствие понимания своих зон ответственности;

  • неумение довести дело до конца;

  • синдром откладывания;

  • отрывающие от дел телефонные звонки;

  • отсутствие самодисциплины;

  • спешка, нетерпение;

  • медлительность;

  • недостаточный контроль за перепорученными делами.

По завершении работы педагог-психолог делает вывод:

- Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите «свои» 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени (домашнее задание «Я больше никогда не буду это делать»).

Внимательно следите за тем, чтобы в вашей жизни сохранялось равновесие. Работая до изнеможения, вы не сможете обмануть организм, он все равно возьмет свое, и если вы не остановитесь, он сделает это принудительно. А это явно не входит в ваши планы.

Основной принцип равновесия: важно количество времени дома и качество времени на работе.

На первом месте всегда должны быть Вы и главные люди Вашей жизни, — ради этого и стоит работать над собственной эффективностью.



Мини-лекция «Эффективные приемы по организации времени»

- Для того чтобы избавиться от поглотителей времени, необходимо владеть приемами по организации времени. Рассмотрим некоторые из них.

1) Принцип Парето (соотношение 80:20). Этот принцип сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848–1923) и получил свое подтверждение в различных сферах деятельности. В общем виде принцип Парето утверждает, что в пределах данной группы или ряда некоторая малая часть является более важной, чем ее относительный вес в этой группе. Проекция этого правила на работу педагога выглядит следующим образом: в процессе работы 80% результата достигается за 20% рабочего времени (несколько жизненно важных проблем). Остальные 80% потраченного времени (многочисленные второстепенные проблемы) дают только 20% от всего результата. В отношении ежедневной работы это значит, что не следует начинать с выполнения приятных, легких, небольших дел, требующих минимального вложения сил. Необходимо рассматривать задачу относительно ее важности. Сначала — те немногие жизненно важные проблемы, а потом — остальные многочисленные второстепенные задачи.

2) Прием «Выделяем приоритеты, или АBC - анализ». 

Эта техника основана на том, что части в процентах наиболее важных и наименее важных дел в сумме остаются неизменными. Все задачи подразделяются на три класса в соответствии с их значимостью. Анализ ABC базируется на трёх закономерностях:

  • Наиболее важные дела составляют 15 % общего их количества. Вклад этих задач для достижения цели составляет около 65 %;

  • Важные задачи составляют 20 % общего их количества, значимость их для достижения цели примерно равна 20 %;

  • Менее важные задачи составляют 65 % общего их количества, а их значимость равна 15 %.

Для использования АВС – анализа необходимо следовать таким правилам:

  • Составить список всех дел. Обязательно в перечне должен быть пункт, который связан с составлением и коррекцией планов на сегодняшний и завтрашний день.

  • Систематизировать дела по важности, установить очередность дел в соответствии с их значением для вас.

  • Пронумеровать дела.

  • Присвоить задачам соответствующие категории А, В, С и запланировать для них следующие временные интервалы:

- А – первые 15% всех задач, на них отводится 65% рабочего времени (в перечне из 10 пунктов – это 1 и 2 задачи).

- В – 20% всех задач и 20 % рабочего времени (это 3 и ч задачи из 10).

- С – на оставшиеся 65% задач остается 5% рабочего времени (5-10 задачи).

  • Перепроверьте временной план и его соответствие выделенному времени.

  • Откорректировать свой временной план, прежде всего обратить внимание на задачи категории А.

  • Проанализировать задачи В и С еще раз. Какие из них можно поручить выполнить другим людям?

3) Прием «Якорь для начала работы». 

Человек тратит много усилий на включение в работу. Хорошим «якорем» для начала сложной работы могут быть:

  • любая организационная, подготовительная работа. Как говорят художники, «прежде чем делать эскиз, наточи карандаши»;

  • «метод швейцарского сыра» — т. е. начинать выполнение дела, «выгрызая» из разных мест наиболее простые и приятные дела (подобрать иллюстрации или написать несколько понятных абзацев к отчету);

  • «промежуточная радость» — разбить работу на несколько этапов и за прохождение каждого назначить себе небольшую награду.

4) Метод «Пяти пальцев». Используется для подведения итогов конкретного дня и ориентируется на начальные буквы названий пальцев:

М — мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б — близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С — состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим?

Б — бодрость, физическая форма: каким было мое самочувствие?



Заключительная часть. Упражнение «Чемодан в дорогу»

Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки.

Инструкция: Наше занятие подходит к концу, но впереди у каждого из нас долгий путь к самосовершенствованию. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который положим самые важные и полезные вещи, необходимые нам для эффективного распределения времени. Каждый из участников выбирает из предложенных карточек – высказываний, ту, которую можно положить в чемодан.

Карточки:

  • Позитивное начало дня.

  • Начинать рабочий день в одно и то же время.

  • Перепроверять план дня.

  • Составить список приоритетных дел.

  • Разбить цель на небольшие, быстро осуществляемые задачи.

  • Планируя свой день, 40% времени оставляйте на непредвиденные дела.

  • Реально оценивать соответствие своих возможностей и желаний.

  • Выполнение работы начинать с ключевых задач.

  • Уделить время подготовительной работе.

  • Разбивать работу на несколько этапов. Учитывать свои индивидуальные особенности: тип темперамента и хронотип.

  • Находить время для отдыха и здоровья.

  • При необходимости делигировать полномочия.

  • Уметь отказывать и говорить «нет» задачам, не входящим в число избранных Вами приоритетов.

  • Избегать незапланированных импульсивных действий.

  • Выработать привычку своевременно разбирать бумаги, выбрасывая ненужные и работать за чистым столом.

  • Контроль за результатами и самоконтроль.

  • Составлять план следующий день

  • Поощрять себя за выполнение большой и важной работы

  • Домой – с хорошим настроением.

- Перед тем как закончить нашу встречу предлагаю вам послушать одну притчу, которую я по возможности визуально отображу действиями, и предлагаю её в качестве ресурса.

Притча «Банка жизни»

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый из которых был не менее трёх сантиметров в диаметре. После чего профессор спросил студентов, полна ли банка?

Студенты ответили: «Да, банка полна». Тогда он взял мелкий щебень, высыпал его в банку и немного потряс её. Щебенка заняла свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: «Да, полна». Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: «Да, и на этот раз однозначно, она полна!»

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Щебень - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться щебень и камни. И также в вашей жизни. Если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи.

Инструкция. Участникам предлагается продолжить следующие предложения:

1) Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

2) Для эффективной организации своего времени необходимо…

3) В своей профессиональной деятельности я буду использовать…

4)  Актуальным на занятии для меня было…



- Цените время и спасибо вам за Ваше время!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соболева Ольга Ивановна

Дата: 31.10.2021

Номер свидетельства: 590152


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства