2-Музыкальное сопровождение: Э.Григ «В пещере горного короля».
3-Фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна».
Ход тренинга Организационный момент: Ритуал приветствия «Здравствуй друг»
Дети стоят в кругу.
П.:- Добрый день дети. У меня в руках «волшебная коробочка». Возьмите по одной карточке. У каждого из вас в руках оказывается карточка с изображением половины картинки. Ваша задача найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару.
Упражнение «Поздороваемся по-разному».
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Улыбнемся соседу справа, улыбнулись соседу слева. Я вижу у всех у вас хорошее настроение.
РАЗМИНКА
Педагог-психолог:
Ребята, представьте, как жили бы люди, если ничего не боялись? Прыгали с крыш домов, лезли на отвесные острые скалы, ударялись, обжигались, прыгали, не раздумывая в воду.
Что случилось бы в таких случаях. (От.д.)
«А как вы думаете, страх полезен или вреден? (от.д. )
Страх бывает полезный. Полезный страх указывает, что рядом опасность и нужно быть очень внимательным, осторожным. Полезный страх защищает жизнь.
Полезный страх помогает соблюдать правила дорожного движения.
Полезный страх помогает осторожно обращаться с пожароопасными предметами (электробытовые приборы, спички, горючие жидкости).
Полезный страх помогает правильно вести себя на водоемах, в лесу, не употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы.
Страх нам дан природой, для чего же? (ответы детей).
Верно, чтобы уберечься от травм.
Но бывает такой страх, который нам мешает что-нибудь делать, сковывает нас. Это БОЯЗНЬ.
Ой, слышите какой - то звук? Кто-то постучал, нет, кто-то шепчется. Я немножко испугалась, а вы?
Высказывания детей почему не нужно боятся звука.
Психолог: А когда вы были маленькими боялись чего-нибудь?
Игра «Когда я был, маленький я боялся…» - дети рассказывают, чего они боялись, когда были маленькими и кто помог им справиться со страхами.
П: Ребята, как вы поступаете когда вам страшно?
Предлагаю узнать, что за звук к нам доносится?
На экране монитора появляется Песочная фея с грустным лицом.
Дети вместе с педагогом приветствуют фею.
Что случилось с тобой Песочная фея?
Слова ФЕИ: В моей песочной стране с зелеными лесами, голубыми озерами и солнечными городами, все жители страны жили весело дружно и счастливо, могли есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужайкам, разговаривать с необычными птицами, дружить с гномами петь и танцевать. Они никого не боялись и были очень гостеприимными. Но однажды, откуда не возьмись, появился Страшный волшебник и заразил всех жителей этой страны разными страхами. Все стали чего-то боятся. Кто-то боялся своих родителей, кто-то врачей, кто-то собак, а многие из-за этих страхов боялись умереть. И стала песочная страна темной и безжизненной. Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь вернуть красоту моей стране?
Ответы детей. (версии ответов должны быть разными по формулировке)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
П:- Не волнуйся фея, дети помогут тебе и жителям твоей страны. Наши дети храбрые, смелые, отважные, сильные.
Упражнение "Петушиные бои"
Под музыку Арама Хачатуряна «Танец с саблями»
Дети разбиваются на пары – петушки. Они стоя на одной ноге дерутся подушками. При этом они стараются сделать так, что- бы соперник наступил обеими ногами на пол, что означает его проигрыш.
П:- Какие чувства испытали, когда дрались подушками?
Ответы детей.
П.: Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать в большой круг и взяться за руки. Дружно произнесем слова доброты, дружбы и единства: В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!
П:- А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи.
Посмотрите, как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Песок слышат Вас. Даже может говорить.
Упражнение«Здравствуй,песок!»
П:- Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней стороной ладони, затем тыльной стороной ладони.
Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Послушайте. Он с вами здоровается. Плохо слышно, но песочку грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. Давайте и мы поприветствуем песок:
«Здравствуй песок!». (от.д.)
А может попробуем его развеселить! Пощекочем его сначала пальчиками одной руки, затем другой рукой. А теперь сразу пальчиками обеих рук по очереди щекочем песочек.
Наши пальчики плавными движениями как змейки побежали по песку.
Вы слышите, как песок смеется?
Давайте погладим его между ладонями.
Возьмите в руки песок крепко-крепко, потихоньку отпустите. Еще раз давайте его возьмем в руки и подержим его крепко.
Песочек мы тебе поможем!
Игра-упражнение«Песочныепрятки»
От страха все жители песочной страны спрятались в песок, а Страшный волшебник наложил заклинание, чтобы их никто и никогда не нашёл, и волшебный песок стал для них темницей, где темно, холодно, одиноко. Наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника.
- Ребята, жителей песочной страны много, почему они не могут справится с нескольким слугами волшебника?
-Как же можно помочь маленьким жителям?
П.:- давайте поможем выйти жителям страны из песка. Мы же с вами смелые, отважные. А сейчас мы с вами аккуратно расшевелим песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволим друзей из темницы.
П:- человек может победить свой страх только сам! Если со страхами не бороться, они становятся огромными. Но, стоит только начать преодолевать свой страх, то он с каждым днем становится все меньше и меньше, и исчезает совсем.
Упражнение«Песочныйдождик»
Как вы считаете, что нужно всему живому -растениям, птицам, животным, людям - для жизни? Конечно, вода.
Нам с вами нужно песок оживить.
- Нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. А в помощники мы позовем дождь, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные. Возьмите пульверизаторы, и побрызгайте песок.
Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик.
Берите их и начинайте поливать песок:
Дождик,лейвеселей!
Теплыхкапельнежалей.
Длялесов,дляполей, и для маленьких детей.
Песок вам благодарен. Но ведь злого волшебника, мы с вами так и не прогнали, и не победили!
Упражнение«Победительзлости»
Музыкальное сопровождение:Э.Григ «В пещере горного короля».
П:-Давайте вылепим из песка плотный шар. Это шар – злюка.
На этом шаре нарисуем злого волшебника, рот, нос, глаза, уши, волосы.
Разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова «Прогоняем злость, приглашаем радость».
Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар.
Теперь медленно выровняйте поверхность песка руками и положим ладошки на песок.
П:-Вы чувствуете, когда победили злого волшебника?
-Я вас поздравляю. Мы победили злость!
Упражнение«Узорынапеске»
П:- Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и красоты. Нам нужно помочь вернуть красоту этому маленькому миру.
-А как же это можно сделать? (версии ответов детей)
- Вы любите рисовать?.. Я вам предлагаю рисовать на песке пальцами, кулачками, локоточками рук.
Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами.
Какие узоры на песке можно нарисовать?
Теперь песочная страна стала такой же радостной и счастливой,
какой и была раньше.
Посмотрите на узоры своих товарищей, вам нравятся они?
П:- Предлагаю детям коробочки с растениями, домики, животных.
Дети расставляют предметы на песке.
Слова Феи - Вот моя песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники!
Все жители песочной страны веселятся, играют друг с другом, радуются. Ребята, и мне хочется, чтобы у вас было много друзей и вы все были дружными настоящими товарищами.
П:- Ребята, а у вас есть друзья? (от.д.)
Игра «У меня есть много друзей»
П:- Я хочу прочитать Вам стихотворение оно называется: «Счастливая ошибка»
Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот:
Я крикнул: «Ха!»,
И мигом страх забился под забор,
Он струсил сам!
И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор!
Психолог: - Ребята, слово «Ха» надо запомнить и всегда говорить его страху, чтобы он сам вас боялся.
А теперь мы все вместе скажем громко своему страху «Ха!». Поднимите вверх руки, вдохните глубоко, наклонитесь вперед, опустите руки и выдохните: «Ха!».
- Не забывайте слово «Ха!». И всем своим страхам, неудачам, печалям говорите его.
Давайте еще раз скажем «Ха!» своему страху – пусть он уйдет навсегда.
III. Заключительныйэтап.
Наша встреча подошла к концу.
Что понравилось?
Давайте еще раз вспомним, как победить страхи?
Кому вы расскажите о нашем мероприятии?
Вы ребята все молодцы, все справились и научились быть сильными перед страхами!
Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: «Ах!»
Совсем наоборот:
Я крикнул: «Ха!»,
И мигом страх забился под забор,
Он струсил сам!
И слово «Ах!»
Я позабыл с тех пор!
Дождик,лейвеселей!
Теплыхкапельнежалей
Длялесов,дляполей, и для маленьких детей.
В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди, Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно!