Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы на СВО
Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы на СВО
Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их.
Травматизация – столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать, и событиями, на которые он не может активно реагировать
При любой травматизации ребенок может терять контакт с какой-то из своих «частей», не чувствовать границ тела. Происходят нарушения в эмоциональной сфере – воспитанник будет переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Ребенок начинает бояться того, что раньше не вызывало тревогу.
Дети после травмы часто теряют опору, перестают чувствовать контакт ног с землей, поэтому рекомендуется с воспитанниками рисовать, лепить цветы и деревья. Например, предложите ребенку нарисовать дерево с крепким большим стволом и множеством корней. Чтобы закрепить эффект от занятий и усилить чувство опоры, можно во время сна положить под ноги ребенку скрученный валик из полотенца – дать опору ногам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы на СВО»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 города Ставрополя
Психологические техники и методы снятия напряжения для детей, чьи папы на СВО
(октябрь, 2024)
Педагог-психолог Аванесян Сюзанна Сиамантоевна
Цель работы педагога-психолога с детьми, которые переживают уход близких на СВО, – уменьшить негативный эмоциональный фон. Задачи работы – помочь воспитанникам осознать свои чувства и выразить их.
Травматизация – столкновение с опытом, который ребенку не по силам выдержать, и событиями, на которые он не может активно реагировать
При любой травматизации ребенок может терять контакт с какой-то из своих «частей», не чувствовать границ тела. Происходят нарушения в эмоциональной сфере – воспитанник будет переживать резкие эмоциональные скачки, «зависать» в реакциях. Ребенок начинает бояться того, что раньше не вызывало тревогу.
Дети после травмы часто теряют опору, перестают чувствовать контакт ног с землей, поэтому рекомендуется с воспитанниками рисовать, лепить цветы и деревья. Например, предложите ребенку нарисовать дерево с крепким большим стволом и множеством корней. Чтобы закрепить эффект от занятий и усилить чувство опоры, можно во время сна положить под ноги ребенку скрученный валик из полотенца – дать опору ногам.
«Я – дерево». Предложите ребенку «вырастить великанские ноги». Задача ребенка – представить, что ноги становятся огромными и крепко удерживают в равновесии, не давая раскачиваться от ветра, где «ветер» – это метафора, события, на которые мы повлиять не можем.
«Грустное деревце». Упражнение поможет детям объяснить, что их беспокоит. Предложите ребенку «превратиться» в деревце, которое обижено, повреждено и грустит. Спросите, что для деревца сделать – поставить опору-палочку (себя), подвязать веточку (погладить по ручке), полить (погладить сверху вниз), поставить забор (стать вокруг) – ребенок получит необходимый ресурс.
«Рисуем ладошки». Ладонь возвращает и укрепляет образ «Я». Простой способ возвращаться «в себя» – обрисовать ладошки и любые игры с ладошками. Предложите ребенку обвести ладони или оставить отпечатки на любом материале, например, в тесте. Чтобы создать у воспитанника ощущение заполнения внутренней территории, предложите разрисовать силуэт ладони.
Лепка полезна при любых психосоматических болезнях
«Лепка». Лепка из теста или глины трансформирует напряжение, снимает зажимы, дает ощущение контроля. Упражнения с лепкой особенно эффективны для тех, кто потерял контроль над ситуацией, жизнью, реальностью.
«Что у тебя в руке?». Дети после травматизации пытаются все контролировать. Проводите с детьми беседы о планах, составляйте расписание, делайте коллажи мечты. Помните, что на практиках дети с травмами не закрывают глаза, боясь ослабить контроль, все время что-то вертят в руках. Чтобы снять напряжение в ручках, одновременно ослабить контроль и вернуть безопасность – дайте детям в руки массажеры. Например, массажные колечки, эспандер, шарики-антистресс, наполненные мукой или крахмалом.
«Сейф для страхов». Задача упражнения – аккуратно прикоснуться к теме страха, дать ребенку отдых и контроль над страшными воспоминаниями и снами. Предложите ребенку соорудить (нарисовать, вылепить, сделать из коробки) сейф для страшных воспоминаний. Не называя воспоминания, дать метафору – просто смять лист бумаги, газету или взять темные листы бумаги, камни, шишки, сложить их в сейф, ключ от которого будет либо у взрослого, либо у самого ребенка.
«Ловец снов». Предложите ребёнку сделать из спичек и разноцветных ниток «ловцов снов» или вырезать ажурную снежинку, чтоб, как фильтр, впитывала бы в себя страшные образы, не подпуская их к ребенку.
«Ангел». Вырежьте из бумаги ангела для защиты ребенка. Предложите дать фигурке имя, чтобы сделать его более одушевленным и личным. После чего отдайте фигурку ребенку и попросите повесить над кроваткой, на стене или предложите сделать гирлянду из ангелов.
Прием «Крыло ангела». Когда ребенку нужно почувствовать безопасность, отстраниться от большого количества людей, почувствовать поддержку, положите правую руку на левое плечо. Для левшей – левую руку на правое плечо. Так обозначается личная территория и возникает ощущение прикосновения друга к плечу.
«Строим и рисуем домики». Дети ищут убежище «изначально в безопасном месте» – матке. Поэтому с ребенком полезно делать домики, халабуды, играть в прятки, такой ребенок любит прикрываться одеялом или простыней. По желанию предложите ребенку нарисовать дом, чтобы возвратить ощущение границы.
«Колыбелька». Практика возвращает контур безопасности и дает ресурс. Взрослый сидит на полу, обнимая сидящего перед ним ребенка за спинку (обхватывая руками и ногами), чуть покачиваясь и шепча что-то теплое в ушко.
«Раскрасим». Предложите ребёнку раскраски с четкими «жирными» границами или раскраски по цифрам. Например, внутри бумажной тарелки рисовать спонжиками, ватными палочками, зубными щетками. Следующий этап – капать акварельной краской на влажную бумагу. Затем обводить высохшую форму, придумывая, на что она похожа.
По желанию предложите ребенку сочинить историю о получившемся образе. Например, предложите ответить на вопросы «Кто это, какой он, что с ним случилось?», «Чего ему хочется?», «Кто и что ему может помочь?». Обязательно доведите начатую историю до счастливого завершения.