kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психическое развитие детей с нарушением функции опорно­ двигательного аппарата проходит по дефицитарному типу развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата»

Психическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата



Виды нарушений опорно-двигательного аппарата:

  • заболевания нервной системы – детский церебральный паралич

(ДЦП), полиомиелит;

  • врожденная патология опорно-двигательного аппарата – врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость, аномалии развития позвоночника (сколиоз), дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство);

  • приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательногоаппарата – травматические повреждения спинного мозга, головного мозга, конечностей, полиартрит, заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета (рахит, хондродистрофия).


Виды двигательных нарушений у детей с ДЦП. Нарушение мышечного тонуса по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии.

Спастичность – нарастание мышечного тонуса при попытке произвести какое-либо движение

Ригидность – напряжение мышц в состоянии тетануса. Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

Гипотония – низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей дряблые, вялые, слабые.

Дистония – меняющийся характер мышечного тонуса.

Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи)

Наличие насильственных движений в виде гирекинезов и тремора.

Гиперкинезы – непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений.

Тремор – дрожание пальцев рук и языка.

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия).

Нарушение ощущений движения (кинестезия).

Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных (статокинетических) рефлексов. Невозможность удерживать вертикально туловище и голову.

Синкинезии – непроизвольные содружественные движения. При попытке взять предмет одной рукой, происходит сгибание другой руки.

Наличие патологических тонических рефлексов. В норме тонические рефлексы угасают к 3 месяцам.

ДЦП – группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля ЦНС за произвольными движениями, т.е. объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза. ДЦП – резуидального характера (не имеет прогрессирующего течения).

Двойная гемиплегия– тяжёлое поражение всех четырёх конечностей, причём руки иногда поражаются сильнее, развитие двигательных и психических функций крайне затруднено.

Спастическая дисплегия– поражаются преимущественно ноги, руки – в меньшей степени. При своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе большинство детей осваивают ходьбу, развивается речь, познавательные функции, многие способны к обучению в школе по общеобразовательной программе.

Гемипарезы – односторонние двигательные нарушения, руки поражаются сильнее. Это гиперкинетические формы ДЦП: произвольные движения затруднены из – за насильственных движений, тонических спазмов в мышцах, не развивается манипулятивная деятельность, навыки самообслуживания, Тяжёлые недостатки звукопроизносительной стороны речи нередко сочетаются с нарушениями слуха.

Атонически-астатическая форма ДЦП – недостаточная координация движений, несформированность реакций равновесия, низкий мышечный тонус во всех группах мышц, недорахвитие выпрямительных рефлексов. Имеются стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, различные по структуре нарушения психического развития.

Психическое развитие

Психическое развитие детей с нарушением функции опорно двигательного аппарата проходит по дефицитарному типу развития. Под «дефицитарным типом развития» понимается патологическое формирование личности у лиц с дефектами слуха, зрения, речи, опорно-двигательной системы и хроническими соматическими заболеваниями, при которых дефицитарность в сенсорной, моторной, соматической системах обуславливает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы (Лебединский В.В.)

Нарушение зрительного восприятия

Отмечаются нарушения зрительного восприятия, связанные с птозом, двоением в глазах, нистагмом и снижением остроты зрения, недостаточностью фиксации взора, сужением полей зрения, нарушением плавного прослеживания. В основе описанных нарушений лежит паретичность мышц глаза и поражение раз личных отделов головного мозга.

У детей с ДЦП перцептивная активность затруднена в силу дефекта. Они затрудняются прослеживать глазами за своими движениями, нарушена зрительно-двигательная координация, нет единства полей зрения, что негативно сказывается на формировании образа восприятия, препятствует формированию навыков самообслуживания, развитию предметной деятельности, пространственных представлений, формированию наглядно действенного мышления. Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивает поле зрения детей, в связи с этим рисуя или конструируя, они не достраивают и игнорируют одну часть (т.е. рисуют только на одной стороне листа, и т.д.). Подобные сенсорные нарушения в дальнейшем служат причиной нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании.

Нарушение слухового восприятия

У детей с ДЦП наблюдается снижение остроты слуха, может встречаться явление гиперакузии (повышенной чувствительности к звуковым сигналам). У большинства детей с ДЦП страдает фонематический слух (не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию «коза-коса»), они имеют недостаточность слуховой памяти и слухового внимания. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях к недоразвитию речи. Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками.

Тактильное восприятие

При всех формах ДЦП имеет место глубокая задержка кинестетическо анализатора (дефицитарность развития тактильного и мышечно суставного чувства). Ребенок не может воспринимать благодаря мышечно му чувству даже простого движения в заданном направлении. В большей степени страдает кинестезия — не формируется следовой образ движения, не создается фиксированная схема движения в памяти. Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Нарушение пространственного восприятия

Перцептивную и предметно-практическую деятельность детей с ДЦП характеризует грубое нарушение метрических, координаторных, структурно-топологических, проекционных представлений, осознанного восприятия целостного перцептивного поля, стратегии оптико-пространственной деятельности.

Ребёнок с трудом воспринимает, запоминает части своего тела, а также испытывает значительные затруднения в определении правой и левой части тела у человека, сидящего напротив, так как в этом случае он не может представить себя в другом пространственном положении.

Нарушение интеллекта у детей с ДЦП

Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей:

■ неравномерный и мозаичный характер развития психики, при чем наиболее страдают молодые структуры мозга;

■ сниженный запас сведений и представлений, обусловленные вынужденной изоляцией и сенсорной депривацией;

■ выраженность психоорганических явлений психики: инертность и истощаемость, замедленность переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, снижение объема механической памяти.

Нарушение эмоционального развития детей с ДЦП

У детей с церебральным параличом наблюдается задержка в развитии эмоциональных реакций. У них не выражен комплекс оживления при появлении матери, на ее голос или улыбку. Часто наблюдаются негативные эмоциональные проявления: частый смех или плач без соответствующей внешней стимуляции. По мнению Л.М. Шипицыной и И.И. Мамайчук, нарушение эмоциональных реакций, особенно на близкие и знакомые предметы, является важным прогностическим показателем наличия у ребенка отставания в психическом развитии.

При церебральном параличе в формировании эмоциональной сферы чаще всего отмечаются:

  1. Состояние повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции приобретают насильственный характер. В связи с этим он долго переживает одно и то же впечатление, как бы «застревая» на нем. Такие дети склонны, по мнению Т.В. Власовой (1995), к полярным, недостаточно дифференцированным эмоциям, которые поверхностны и неустойчивы.

  2. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается при ДЦП с радостным, приподнятым, «благодушным настроением со снижением критики». Л.О. Бадалян, Т.В. Власова, Е.М. Мастюкова выделяют также характерный для детей с ДЦП симптомокомплекс повышенной эмоциональной возбудимости и нарушений поведения.

  3. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости у детей с ДЦП можно наблюдать состояние полного безразличия, заторможенности, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром) (Бабенкова Р.Д., Бадалян Л.О., 1988; Ипполитова М.В., 1993). Таких детей характеризуют как пассивных, вялых, нерешительных, пугливых. Они с трудом привыкают к новой обстановке, новым людям, проявляют слабость волевого усилия, несамостоятельность и повышенную внушаемость.

Нарушение речи у детей с ДЦП

Доречевое и речевое развитие детей идет в замедленном темпе. Нарушения речи у детей с ДЦП не только оказывают тормозящее влияние на развитие познавательной деятельности, но и часто выступают в качестве самостоятельного дефекта, который препятствует обогащению представлений об окружающем, полноценному общению с окружающими, вызывает переживание собственной неполноценности. Речь ребенка с ДЦП характеризует:

•недостаточность понимания речи (непонимание многозначности слов, незнание предметов и явлений окружающей действительности),

  • расстройства дыхания и голосообразования.,

  • гиперкинезы, спастичность или ригидность мышц языка, гортани, • нарушение мелодико-интонационной стороны речи: голос слабый, иссякающий, смодулированный, невыразительный,

  • нарушения лексико-грамматической стороны речи: выраженная задержка речевого развития (первые слова появляются в 1,5 года, фразовая речь к 3,5 годам), затруднено употребление предлогов, бедность пассивного и активного словаря (узость общих представлений)

  • нарушение коммуникативной стороны речи (общение затруднено, речь не используется как средство построения межличностных отношений).

Нарушение артикуляционной моторики

Основные речевые нарушения у детей с ДЦП

Речевые нарушения при ДЦП: дизартрия, ОНР, алалия, нарушения письменной речи. Они редко встречаются в изолированном виде.Обучение при сохранном интеллекте происходит по программе массовой школы. Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликлиники.

Особенности развития коммуникативной функции речи у детей с ДЦП

Важную роль во взаимодействии человека с другими людьми играет коммуникативная функция. С помощью мимики, пантомимики, а также речевых средств эмоциональной выразительности человек может передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к различным предметам и явлениям окружающей действительности. Коммуникативная функция тесно связана с экспрессивной функцией, которая выражается в умении правильно внешне продемонстрировать свои чувства и прочитать их у других людей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Психическое развитие детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Автор: Мельникова Ульяна Сергеевна

Дата: 25.05.2025

Номер свидетельства: 670534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства