kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проведение музыкальных праздников и развлечений, как эффективная форма работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Косультация для педагогов детского сада. Самый важный период для развития представлений о человеке, становления личности, обществе, культуре - это дошкольный возраст. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению с нормами поведения в процессе различной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проведение музыкальных праздников и развлечений, как эффективная форма работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников»»

«Проведение музыкальных праздников и развлечений, как эффективная форма работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников»

В данное время главной целью государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина. В ФГОС ДО определен важнейший принцип организации образовательного процесса на основе духовно-нравственных ценностей, а также важность воспитания у дошкольников любви к своему краю и Отечеству, своему народу, его народным традициям и культуре, родному языку.

Почему формирование духовно – нравственного мира дошкольников является важным и актуальным в наше время? У современных детей искажены понятия о милосердии, доброте, справедливости, великодушии, патриотизме, а материальные ценности превозносят над духовными.

Самый важный период для развития представлений о человеке, становления личности, обществе, культуре - это дошкольный возраст. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению с нормами поведения в процессе различной деятельности.

Фольклор – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт. Фольклор можно назвать источником и фундаментом национальной культуры любого народа, мудрости и духовного богатства. Он синтезирует в себе словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства и при этом имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Издавна фольклор сопровождал ребенка с самого его рождения, давал ему самые главные и простые понятия о жизни и о людях, затрагивал насущное: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе, творчество, семейный уклад.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов.

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. По этому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. В системе музыкального дошкольного воспитания русская и башкирская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Целенаправленно организованные народные праздники в ДОУ играют большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Грамотно построенные праздники создадут возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогут нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской и башкирской культуры, национальных традиций русского и башкирского народа и родного края. Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста. В мире детства праздник можно назвать уникальным педагогическим феноменом.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни, они играли коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоциональную, идеологическую, нравственно-воспитательную роль. В любом фольклорном действе воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа. Многообразные воспитательные функции народных праздников, среди которых развивающая, информационно-просветительская, культурно-творческая, обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Целью погружения воспитанников ДОУ в народные традиции через фольклорные праздники является раскрытие значения фольклора как средства активизации творческого мышления детей, на основе которого у дошкольников развивается понимание культурного наследия, появляется потребность приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию предков.

Значимость фольклорных праздников для формирования личности дошкольника проявляется в следующих аспектах:

– знакомство детей с народными традициями и историей русского и башкирского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

– связь с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

– формирование праздничной культуры детей дошкольного возраста с учетом методически грамотного проведения народных праздников.

Важным компонентом любого народного фольклорного праздника, являлись обряды как совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями, обычный порядок, церемония чего-либо. Значимым элементом является знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время праздников.

В осенний период в детском саду проводятся осенние праздники «Осенины», для младшего и среднего дошкольного возраста устраиваются кукольные театры, для старших и подготовительных групп «День Республики Башкортостан», насыщенный традиционными стилизованными играми, песнями, плясками, хороводами, состязаниями, забавами. Подготовительная работа – обсуждение народных примет, знакомство с пословицами и поговорками на тему осени, о Родине, загадки, игры, разучивание хороводов и народных танцев, песен и частушек. Так же два раза в год проводится День национального костюма, где ребята с удовольствием примеряют народные костюмы, и танцуют народные танцы.

Согласно плану ГМО башкирских групп в разные годы мы проводили такие фольклорные праздники, как «Сумбуля байрамы» - «Сумбуля» — праздник труда и урожая. Его ассоциируют с образом златовласой девушки, и первый сноп, посвящая ей, оставляли на поле. Красивая и трудолюбивая девушка назначалась королевой праздника, вокруг неё проводили игры, пели и плясали, «Науруз байрамы» - Науруз являлся символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В праздник Науруз, люди играют в различные национальные игры и проводят состязания, «Курайга тэнкэ тагыу», на этом празднике рассказывали легенду о курае, и прославляли башкирский национальный инструмент.

Каждый год в нашем детском саду проводится весенний русский народный праздник «Масленица», где обязательно проходят веселые народные соревнования, хороводные игры, танцы. В конце праздника сжигается чучело и всех угощают блинами.

А сейчас я Вас приглашаю выйти и сыграть со мной в хороводную игру

«Звонарь»

        Ход игры: Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим. (проведение хороводной игры).

В основе каждого праздника, развлечения, направленного на формирование патриотических чувств, лежит патриотическая идея, которая проходит через все содержание праздника и должна быть донесена до  каждого ребенка, раскрыта на доступном детям художественном материале (стихи, песни, танцы, игры). Формируя патриотические чувства у детей, мы даем такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг», «военная доблесть».

Одной из форм работы по патриотическому воспитанию является «Поднятие флага», где ребята слушают Гимны РФ и РБ, таким образом дети запоминают цвета Государственных флагов, и звучание мелодии гимнов, учатся вести себя при прослушивании гимнов, воспитывается уважительное отношение к Государственным символам. Патриотические праздники играют важную роль в формировании у детей чувства любви к Родине, гордости за её достижения и уважения к истории страны. Организация мероприятий, приуроченных к значимым датам, не только способствует развитию патриотизма, но и укрепляет связь детей с их культурным наследием. В Детском саду к патриотическим праздникам относятся «День Защитников Отечества», «День Победы». Праздник 23 февраля в детском саду – хороший повод для воспитания у дошкольников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества, воспитания уважительного отношения к военному человеку, человеку в форме. 

Тема ВОВ чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для современных детей – далекая история. Наша обязанность передать детям то, что хранится в нашей памяти, что пережили наши дедушки и бабушки, воевавшие за нашу победу. С детьми проводятся беседы о бессмертных подвигах советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьи имена остались неизвестными. Дети читают стихи о неизвестном солдате, знакомятся с понятием «Вечный огонь». И конечно, на основе уже имеющихся представлений о войне, проводится мероприятие, посвященные главному празднику нашей страны – Дню Победы. 

Таким образом, мы сделали вывод, что народные праздники в детском саду передают детям красоту русских мелодий, красочность и колорит народного творчества, побуждают детей к искреннему и доброму пониманию русских и башкирских обычаев. Народные игры благоприятствуют формированию осознанной дисциплины, волевых качеств. Такая личность становится правдивой и честной. Важность национальных игр подчеркивается их всесторонним воздействием на личность ребенка. Таким образом, это важнейший факт социализации ребенка. Дети знакомятся с народными играми, календарем, народными обычаями; у детей формируется уважение к своим предкам.

Важно, что проведение таких праздников способствует укреплению отношений ребенка с родителями, поскольку проведение данных праздников предполагает участие и родителей. Совместная деятельность, практическая, эмоциональная, творческая, позволяет выявить к ребенке новые качества, раскрыться при родителях, сформировать еще более положительное отношение друг к другу.

Список литературы.

1. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.

2. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. Линка – Пресс, М., 2003.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.

4. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г

5. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.
6. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

8. Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Лукманова Лия Геннадьевна

Дата: 18.04.2025

Номер свидетельства: 668573


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства