ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Цель: Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.
Задачи:
Организовать работу с “педагогической песочницей”;
развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»»
ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Подготовила педагог – психолог МБДОУ «Светлячок»: Чуянова Надежда Витальевна.
Вид проекта: игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: старшие дошкольники, педагог-психолог, воспитатели, родители.
Цель:Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.
Задачи:
Организовать работу с “педагогической песочницей”;
развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Принципы реализации проекта:
Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;
принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;
индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
наглядность;
характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Предполагаемый результат:
стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;
способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;
формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;
легкая адаптация к ДОУ вновь поступивших детей;
приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.
Основные средства реализации проекта:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды.
Актуальность темы.
Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.
Почему именно песок? Песок – необыкновенно приятный материал.
Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.
Песочная терапия позволяет выявить и отработать актуальные проблемы, негативные формы поведения, с использованием обращения к символическому миру.
Теоретическое обоснование.
Метод песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.
Метод песочной терапии как консультативной методики был описан английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.
Формированием концепции «песочной терапии» (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. «Российской школой» была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.
Содержание проекта.
Основные этапы проекта:
Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Второй этап – диагностический.
Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;
составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
Третий этап – реализация проекта.
Четвертый этап – (Повторная диагностика и анализ ) подведение итогов и анализ результатов проекта.
Презентация проекта:
Презентация проекта на родительском собрании , педагогическом совете;
В информационных уголках «ПСИХОЛОГ и Я».
Работа с детьми представляю следующими формами:
индивидуальная диагностика, ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов;
подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
самостоятельная игровая деятельность детей;
система коррекционно-развивающих занятий.
Условия работы с детьми:
Согласие и желание ребенка.
Специальная подготовка педагога,его творческий подход к проведению занятий.
У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Я использую следующие виды работы в педагогической песочнице: – конструирование из песка; – рисование песком и на песке; – экспериментирование; – составление узоров на песке; – диагностика; – создание картин на песке и “песочного мира”; – игры в адаптационный период; – создание песочных композиций и “секретов”.
Взаимодействие с родителями представляю следующими формами:
Анкетирование, тестирование родителей;
просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;
привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;
индивидуальная консультативная работа.
Основные средства:
Информирование родителей о задачах и содержании проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
Подготовка оборудования, материалов и инструментов;
Обогащение предметно-развивающей среды в уголке психолога.
Особенности песочной терапии.
“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.
Это игровой способ рассказать о своих проблемах.
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Принципы работы с детьми:
системность подачи материала,
наглядность обучения,
цикличность построения работы,
доступность,
проблемность,
развивающий и коррекционный характер учебного материала.
Форма организации – подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка.
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы (мелкой моторики, развитию речи, воображения и творческого мышления).
Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
В заключении следует отметить, что коррекционно-развивающие занятия с применением песочной терапии способствуют психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего применения песочных игр в КРР.
Список литературы:
Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.
3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.
4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.
6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000. 7.«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева