kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:      Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;
  • развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;
  • создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.
Показать полностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»»

ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Подготовила педагог – психолог МБДОУ «Светлячок»: Чуянова Надежда Витальевна.

Вид проекта: игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: старшие дошкольники, педагог-психолог, воспитатели, родители.

Цель: Обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка.

Задачи:

  • Организовать работу с “педагогической песочницей”;

  • развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

  • развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности;

  • создание необходимых условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;

  • принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;

  • индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • наглядность;

  • характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Предполагаемый результат:

  • стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

  • способствует развитию познавательных способностей, тактильной чувствительности, мелкой моторики дошкольников;

  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

  • легкая адаптация к ДОУ вновь поступивших детей;

  • приобретение педагогами опыта самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов.

Основные средства реализации проекта:

  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

  • Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

  • Обогащение предметно-развивающей среды.

Актуальность темы.

Песочная игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит.

Почему именно песок? Песок – необыкновенно приятный материал.

Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых и детей.

 Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. А вы можете быть уверены: если в вашем «песочном царстве» все спокойно, то на душе у ребенка покой и гармония.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. Игры с песком помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок, от которых, не застрахован никто. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладошкой по песку и начни сначала. Это свойство песка особенно полезно для детей с задержкой психического развития.

Песочная терапия позволяет выявить и отработать актуальные проблемы, негативные формы поведения, с использованием обращения к символическому миру. 

Теоретическое обоснование.

Метод песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

 Метод песочной терапии как консультативной методики был описан английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении созданного ею Лондонского Института Детской Психологии она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки “жили” в коробке. Маленькие пациенты института использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли “миром”. Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод “мировой методикой”.

Формированием концепции «песочной терапии» (или “sand-play”) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. «Российской школой» была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Ее применение в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как среды для коррекционно-развивающих занятий.

Содержание проекта.

Основные этапы проекта:

Первый этап – (организационный) поисково-теоретический – посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Второй этап – диагностический.

  • Диагностическое обследование дошкольников; анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных;

  • составление поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Третий этап – реализация проекта.

Четвертый этап – (Повторная диагностика и анализ ) подведение итогов и анализ результатов проекта.

Презентация проекта:

  • Презентация проекта на родительском собрании , педагогическом совете;

  • В информационных уголках «ПСИХОЛОГ и Я».

Работа с детьми представляю следующими формами:

  • индивидуальная диагностика, ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей и педагогов;

  • подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

  • самостоятельная игровая деятельность детей;

  • система коррекционно-развивающих занятий.

Условия работы с детьми:

  1. Согласие и желание ребенка.

  2. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

  3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Я использую следующие виды работы в педагогической песочнице:
– конструирование из песка;
– рисование песком и на песке;
– экспериментирование;
– составление узоров на песке;
– диагностика;
– создание картин на песке и “песочного мира”;
– игры в адаптационный период;
– создание песочных композиций и “секретов”.

Взаимодействие с родителями представляю следующими формами:

  • Анкетирование, тестирование родителей;

  • просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов;

  • привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком;

  • индивидуальная консультативная работа.

Основные средства:

  1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта;

  2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

  3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов;

  4. Обогащение предметно-развивающей среды в уголке психолога.

Особенности песочной терапии.

“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.

Это игровой способ рассказать о своих проблемах.

Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.

Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).

Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.

Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.

Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.

Принципы работы с детьми:

  • системность подачи материала,

  • наглядность обучения,

  • цикличность построения работы,

  • доступность,

  • проблемность,

  • развивающий и коррекционный характер учебного материала.

Форма организации – подгрупповая; индивидуальная.

Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка.

Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.

Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной и познавательной сферы (мелкой моторики, развитию речи, воображения и творческого мышления).

Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

В заключении следует отметить, что коррекционно-развивающие занятия с применением песочной терапии способствуют психофизическому и личностному развитию детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего применения песочных игр в КРР.





Список литературы:

  1. Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

4. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии.// Школьный психолог, 2006г. №3.

5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

6. Психотерапия./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – М., 2000. 7.«Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРОЕКТ: «Роль песочных игр в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Автор: Чуянова Надежда Витальевна

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325301


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства