kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников по экологическому воспитанию.Разведка осенних примет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ. Цель проекта - Формирование экологической культуры личности старшего дошкольника.

 

«ДЕТСКАЯ» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Стать заботливыми хозяевами своей планеты.

 

ЗАДАЧИ:

 

  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
  2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
  3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность дошкольников по экологическому воспитанию.Разведка осенних примет.»




Проектно-исследовательская


деятельность дошкольников


по экологическому воспитанию












Разработала Осташова Л.В.,

старший воспитатель

МБОУ «Центр образования № 47»









Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования




Первый шаг

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.


Второй шаг

Постановка цели проекта, его мотивация.


Третий шаг

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.


Четвертый шаг

Совместное движение взрослого и детей к результату.


Пятый шаг

Совместный анализ выполнения проекта, переживане результата.




Этапы работы над проектом


Подготовительный этап

Анализ, диагностика и оценка состояния объекта, нахождение противоречия, принятие решения о необходимости проектирования, выбор формы, теоретическое, методическое и временное обеспечение, целеполагание, разделение цели на задачи, формирование проектировочной группы, распределение прав и обязанностей, налаживание коммуникаций.

Основной этап

Моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, апробация проекта и его корректировка, создание проекта и его оформление.


Завершающий этап

Представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и выявление новых тем проектов.








ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



« Разведка осенних примет».


ЦЕЛЬ. Формирование экологической культуры личности старшего дошкольника.


«ДЕТСКАЯ» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА. Стать заботливыми хозяевами своей планеты.


ЗАДАЧИ:


  1. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.

  2. Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

  3. Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, самим себе).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.


1.Подготовительный этап «Старт»:


1. Постановка цели.

2. Копилка народной мудрости.

3. Советы взрослых.

4.По страницам книг и журналов.


11. Основной этап «Разведка на местности»:


1.«Облака».

2.«Вода».

3.«Яблонька».

4.«Дубки».

5.«Полянка: насекомые, трава».

6.«Городские цветы».

7.«Прохожие».

8.«Листопад».

9.«В гости к пернатым».

10.Оформление «донесений».


111. Подведение итогов:

1. Заполнение коллективной карточки « Подведем итоги!».

2. Театрализованное представление «Экотопик ищет Экоград».

3. Составление ответного письма обитателям Заячьей поляны.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА


Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Совместная деятельность детского сада и родителей

1.


Команда спасателей

1

Групповые и индивидуальные беседы об охране природы


2.


Копилка народной мудрости

1

Оказание помощи детям в сборе народных примет об осени

3.


Занятие - беседа «Осень наступила»

2

Презентация


4.


Начинаем читать книгу «Экология в картинках»

2

Подобрать художественную и детскую научную литературу о природе. Вместе с детьми разучить или сочинить стихотворения об осени.

5.


Заучивание стихотворений об осени

1

Вм


6.


Заучивание стихотворений об осени


Семейный конкурс стихов об осени


7.


«Волшебное письмо»


1

Выставка рисунков

8.


«Облака»

2

Вместе с детьми наблюдать за облаками, сделать рисунки

9.


«Вода»

2

Экскурсии, опыты


10.


«Плодовый сад»

1

Совместно с детьми понаблюдать за изменениями природы в саду, на дачном участке, в саду детского сада

11.


«Дубки»

1

Сбор желудей, Презентация


12.


«Поляна»

1

Беседы об охране травянистых растений


13.


«Городские цветы»

1

Во время семейных прогулок беседовать с детьми о мире природы в городе

14.


«В гостях у пернатых»

2

Прочитать детям о жизни птиц, вместе с детьми посмотреть телепередачи о природе.

Презентация


15.


«Прохожие»

2

Семейный конкурс


16.


«Листопад»

2

Конкурс семейных поделок из осенних листьев

17


Беседа по итогам проекта

2

Составление «донесений» о проделанной работе. Презентация.


18


Театрализованное занятие «Экотопик ищет Экоград»


1

Подготовка, участие в театрализованном занятии

19.


«Письмо друзьям из пригородного леса»


1

Помощь в оформлении «письма», заполнении коллективной карточки «Подведем итоги»




ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА


1. « СТАРТ».


  1. Постановка цели.


Почтальон приносит «неожиданное письмо» следующего содержания:


Куда: детский сад г Тула, поселка Петелино.


Кому: детям старшей группы.


Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.


« SOS».


На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это,

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.


Откровенье цветов луговых

Вам понятно было б едва ли.

Беззаботно топтали вы их

И безумно, безжалостно рвали.


В вас молчало безумное «СТОЙ!»,

Вам казалось все мало, все мало,

А потом в толчее городской

Вы охапки тащили устало.


И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречено глядел василек,

Безнадежно гвоздики глядели…


После того, как детям будет прочитано это письмо, с ними проводятся групповые и индивидуальные беседы о том, как помочь природе и что прежде чем помогать природе, надо ее узнать, таким образом, подводя дошкольников к цели проекта, которая окончательно формулируется на коллективном занятии – игре «Команда спасателей».

По итогам бесед воспитатель заполняет с детьми карточку




ЧТО МЫ ЗНАЕМ?



ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ?

Что нужно сделать, чтобы узнать?













1.Занятие «Команда спасателей».

Цель: уточнить и закрепить представления детей о знакомых растениях и животных; формировать знания о том, как выручить из беды представителей животного и растительного мира, научиться оказывать «неотложную помощь» лесным обитателям.


2.Копилка народной мудрости (использование презентации)

1.Задание на дом: вместе с родителями собрать народные приметы об осени.

2.Конкурс знатоков народных примет.


3.Советы взрослых.

Задание: поговорить со старшими членами семьи, узнать, что они знают об осени, выслушать их советы.


4.Занятие-беседа « Осень наступила» (использование презентации)

Цель: уточнить знания детей о приметах осени, жизни животных осенью, расширять представления детей об осени, как времени года.

5. По страницам книг и журналов.


1.Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений об осени, ее приметах (по выбору педагога).


6 .Занятие – конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы.


Цель: знакомить детей с признаками осени через поэзию, прививать интерес к поэзии, знакомить с русскими поэтами.


7.Чтение научной литературы, журналов доступных детям среднего и старшего дошкольного возраста.


8.Занятие «Волшебное письмо».


Задание: раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года, как написано в стихотворении:


Думал я день,

Думал два и четыре:

Как рассказать всему миру о мире?


Чтобы письмо мое

Без перевода

Сразу дошло

До любого народа?


И наконец-то меня осенило:

В этом письме

Не нужны мне чернила!


Яркими красками

С кистью в руке

Буду писать на таком языке:


Листья на дереве –

Краской зеленой,

Краской коричневой –

Горные склоны,

Краской оранжевой –

Жаркое солнце,

Разною краской –

Мой дом и оконце,

Желтой –

Колосья созревшего хлеба,

Синею краской –

Прозрачное небо,

Белого голубя

Белым оставлю –

Целый рассказ

Я из красок составлю!

Этот рассказ мой –

О счастье и мире –

Люди читать будут

В каждой квартире.

Тронет он душу

Любого народа:

Краскам не требуется

Перевода!


Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению детей.


9..Организация выставки рисунков для родителей, детей других дошкольных групп ОУ.



«РАЗВЕДКА НА МЕСТНОСТИ».


Разведка на местности – это путешествие дошкольников по намеченному маршруту с остановками, на которых они выполняют определенные задания. (Приложение 1).

Наблюдения проводятся на прогулках или на специально организованных экскурсиях.


1-я остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряют температуру воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие «записи» (с помощью знаков – символов) и рисунки.


2-я остановка – «Вода». Возле водоема ( пруда, озера, речки, ручья, родника) дети наблюдают цвет воды, волны, скорость течения, измеряют температуру воды. Делаются соответствующие записи с помощью педагога. При необходимости очищают берега водоема от мусора.


3-я остановка«Плодовый сад». Каждый ребенок находит «вещественное доказательство» наступления осени – небольшое созревшее яблоко, любой другой фрукт или овощ.

В группе в уголке природы делают выставку из принесенных «доказательств».


4-я остановка «Дубки». Дети находят и рассматривают осенний дуб, находят желуди, которые затем используются для поделок из природного материала на занятии или вне занятия.


5-я остановка« Полянка». Наблюдение за насекомыми, травой на поляне. Составление рассказов о увиденном на занятии или организуются групповые беседы по итогам экскурсии.


6-я остановка«Городские цветы». Дети собирают семена цветов, которые растут в парках, на клумбах. Составляют букеты из осенних городских цветов.

7-я остановка«В гостях у пернатых». На протяжении всего «маршрута» дети отмечают отсутствие перелетных птиц, а на остановке слушают птичье пение, сравнивая его с весенним. После экскурсии организуется просмотр видео о жизни птиц.


8-я остановка«Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года. После наблюдения организуются дидактические игры (лото «Одежда», « Что лишнее?» и т.п.).


9-я остановка – «Листопад». Сбор осенних листьев. Использование принесенных «трофеев» для оформления детского сада, поделок из природного материала и т.п.


Содержание «остановок» зависит от особенностей окружающей природной и социальной среды. Перед каждым выходом на природу с детьми проводятся беседы – напоминания об охране природы. Вместе с детьми педагог разрабатывает рисунки – напоминания о поведении в природе (приложение 2).


10-я остановка – «Оформление донесений». По окончании разведки на местности дети оформляют свои «донесения» в форме газеты с рисунками, фотографиями, которые делались во время экскурсий, рассказами о увиденном на маршруте. К коллективной работе подключают родителей воспитанников.


111. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.


  1. Заполнение коллективной карточки

«Подведем итоги!».


Выполнили мы то, что задумали?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Все ли получилось так, как задумано?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что было сделано хорошо?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что было сделано плохо?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что было выполнять легко, а что оказалось неожиданно трудно?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Кто бы мог сказать нам спасибо за этот проект?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Попросим взрослых оценить нашу работу:

Что сказали мамы:-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что сказали папы:




Что сказали взрослые, работающие в нашем детском саду:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие еще проекты мы могли бы сделать?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------




2.Театрализованное представление «ЭКОТОПИК ИЩЕТ ЭКОГРАД».


3. Составление ответного письма жителям Заячьей поляны (как отчет о проделанной работе).
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осташова Людмила Валентиновна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства