«Проектная деятельность как путь развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников»
«Проектная деятельность как путь развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников»
«Проектная деятельность как путь развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников»
Метод проектов –способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие -оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.
Проектируются и реализуются индивидуальные траектории образования, представляющих собой некое движение педагога в содержании образования, во времени и в пространстве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность как путь развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников»»
Проектная деятельность как путь развития интеллектуально-творческих способностей дошкольников
Метод проектов –способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка. В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролевые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно- практико- ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие -оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
На современном этапе развития общества, когда государство стало понимать, что общее процветание страны зависит от личностного потенциала каждого индивидуального человека, методы воспитания детей уже на дошкольном этапе претерпевают значительные изменения. Прежде всего, уходит в прошлое авторитарно-командный стиль наставничества, показавший свою крайнюю неэффективность и даже вредность, так как значительно ограничивает свободу мышления и творческий потенциал ребенка, мешая его самоопределению и самореализации в дальнейшем. Но нельзя просто «отбросить все старое», не предлагая ничего взамен. Поэтому ведущими педагогами и психологами и был разработан совершенно новый метод взаимодействия с подрастающим поколением, получивший название проектная деятельность в детском саду.
Одним из инновационных методов в своей работе, позволяющих решать проблему не только развития творческих познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит метод проектной деятельности. Любой проект - продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения.
Проектируются и реализуются индивидуальные траектории образования, представляющих собой некое движение педагога в содержании образования, во времени и в пространстве.
Для этого администрацией сада и воспиателями были разработаны и утверждены на педагогическом совете следующие инновационные проекты:
І. Проект«Ясли – сад - Мир детства»
Цель проекта: построение целостного педагогического процесса с внедрением СОТ (современные образовательные технологий) содействующего развитию каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.
Проект акцентирует внимание на:
-формирование развивающей среды ясли-сада;
-профессиональном мастерстве педагогов и воспитателей;
-совершенствование управления.
II. «Ключик» - проект ресурсного центра по сохранению и укреплению здоровьесберегающих технологий
Сохранение и укрепление здоровья детей рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет быть активным и позволит добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Здоровьесберегающая технология в дошкольномобразовании – технология направленная на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель проекта:обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупность осознанного отношения ребенка к здоровью, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи проекта:
1.Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;
2.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
3.Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
III. «Полиглотики» - проект полилингвального обучения
Обучение на полилингвальной основе, как базового компонента углубленного языкового образования, определяется, прежде всего:
- всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленности на познание целостной картины мира. - С учетом этих тенденций обучение на полилингвальной основе обеспечивает будущим учащимся широкий доступ к информации в различных предметных областях, получение новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями, возможности непрерывного образования, что в свою очередь создает дополнительные шансы конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов.
- Наряду с этим, обучение на полилингвальной основе способствует к тесному взаимодействию с мировым сообществом в решении глобальных проблем человечества, осуществлении гуманитарных проектов и в других областях международного сотрудничества и расширению сферы межкультурного обучения.
Цель проекта: начиная с раннего возраста обучать детей государственному языку в интеграции с другими предметами в режимных моментах. Формировать личности, способных воспринимать и использовать знания на трех языках. Воспитание у детей толерантного отношения к культуре других народов.
Задачи проекта:
1. Определение эффективных форм развития языковых способностей детей.
2. Анализ и выбор оптимальных приемов, средств, технологий воспитания и обучения.
3. Эффективность использования полилингвального обучения на занятиях, в режиме детского сада.
4. Внедрение новых информационных технологий.
5. Разработка программы с полилингвального компонентами воспитания и образования, обеспечивающими принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования детей.
Реальная жизнь требует, чтобы граждане свободно владели несколькими языками для полноценного участия в жизни, как страны, так и за ее пределами. Поэтому приобретенный опыт свидетельствует о том, что полилингвальное обучение в нашей стране имеет будущее. И если нам удастся решить серьезные проблемы, волнующие «полилингвалов» во всем мире – создать благоприятные внешние условия, обеспечить соответствующую учебно – материальную базу, сформировать положительную мотивацию у детей дошкольного возраста и их родителей – тогда можно с уверенностью утверждать, что полилингвальное обучение имеет будущее.
IV. «Тьюторка» - проект развития исследовательских навыков у дошкольников
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения можно использовать методы, которые предлагает Савенков А.И. Один из приемов, использование простых графических схем, которые дают возможность, выявить логическую структуру текста. Занятия по познавательной деятельности проводятся один раз в неделю. Используя исследовательский метод мы отошли от традиционного обучающего занятия, когда взрослый преподает, а ребенок учится. Савенков А.И. подчеркивает, что «Доминирование исследовательского метода в обучении не исключает иных методов и приемов, оно предполагает лишь его преобладание».
Цель проекта: организация и внедрение исследовательской деятельности детей младшего возраста в ДО.
Задачи проекта:
1. раскрыть содержание поисково — исследовательских методов в детском саду;
2. определить место и значение поисково — исследовательской деятельности в детском саду;
3. обеспечить организацию поисково — исследовательской деятельности в детском саду.
Ознакомление детей с новым не является переносом части школьной программы в детский сад. Это необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания, потому, что ребенок, так или иначе, сталкивается со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта.
В тоже время у детей будет «багаж знаний» для бушующих занятий в начальной школе на уроках естествознания и курсах природоведения станет для них впоследствии более понятным и интересным.
V. «Ұлттық қазына» проект этнокультурного воспитания
Обучая национально-культурным ценностям казахского народа в гармоническом сочетании, дать знание воспитывающее народной культуре.
Цель проекта: Воспитывать воспитанников к высокой человечности, доброте, высокой ответственности, научить любить и ценить свою национальность, народ, оберегая свою Родину, преданно служить ей.
Задачи проекта: Поднять интерес и стремлению к знаниям, научить принимать полученные знания в природе, в быту, соединяя их с жизненными закономерностями, научить применять их на опыте, развивать мышление и языковое чутье, сообразительность, красноречие.
VI. «Наш мир» - социальный проект совместной работы приобщения родителей к педагогическому процессу
Ориентация на индивидуальность ребёнка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьёй. Работа педагогического коллектива нашего детского сада направлена на развитие педагогики сотрудничества. На воспитателях и педагогах дополнительного воспитания лежит особая ответственность. Именно они чаще всего видят родителей и членов семьи ребенка ближе всех, знакомы с проблемами и особенностями семьи. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Детский сад — первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель проекта: повысить компетентность родителей ДО, а так же повысить знания о рефлексии взаимоотношений родителя с ребенком, сформировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка, способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Задачи проекта:
партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
единое понимание обеими сторонами целей и задач воспитания и обучения детей;
помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДО.
О перспективности проектной деятельности свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими развитие успешной личности.
Полученный результат:
Сформирована единая педагогическая позиция по отношению к ребенку, как субъекту собственного развития, создан коллектив единомышленников.
Разработаны варианты индивидуальных инновационных образовательных проектов для каждого воспитателя, что позволяет организовать коллективные учебные занятия.
Найдены оптимальные варианты организации и структуры научно-исследовательской деятельности педагога.
Повышается уровень теоретического обоснования опыта воспитателя через целенаправленное чтение философии, психологии, педагогической литературы. Целенаправленной стала работа воспитателя по осмыслению своей системы работы.
Отмечается наличие в практике педагогического коллектива элементов сотрудничества, приемов, способов создания благоприятного микроклимата, выражающегося в способности педагога облегчить самовыражение ребенка, в умении их воодушевлять, снимать риск самораскрытия, самореализации, оказывать помощь.
Намечены основные направления и формы деятельности по формированию ключевых компетентностей, этической культуры, нравственного сознания.
Повысилось качество образования детей.
Внедрение этих проектов позволило наиболее полно воспитать сознательное отношение к собственому здоровью, формировать личность дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем.
Список литературы:
1.С.Ф. Еликова, О.И. Вязовая, Е.А. Москоленко. Я и мир вокруг меня. 2010 г.
2.И.Н.Павленко, Н.Г. Родюшкина. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. 2006 г.
3.Н.В.Полтавцева, Н.А. Гордова. Физическая культура в дошкольном детстве.2007 г.
4.М.М.Безруких Развитие социальной уверенности у дошкольников. 2003 г.
5.С.К.Исмагулова, Н.К.Ткаченко, Д.Ф. Исмагулов. Творческая педагогика.2009 г.
6.Е Шишмакова, Т. Комарова. Воспитание дошкольников. 2009 г.