СП «Детский сад №4»
ГБОУ СОШ №8
г.о. Октябрьск Самарской области
Проектирование
сюжетно-ролевой игры
«Оптика»
с детьми дошкольного возраста
Воспитатель
Казакова Л. И.
2017 год
Проектирование сюжетно-ролевой игры «Оптика» с детьми дошкольного возраста
1. Задачи:
- расширить представления о профессиях работников оптики: консультант по оптике - занимается продажей и консультированием клиентов; врач офтальмолог – проверяет зрение, подбирает очки;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; формировать желание творчески развивать сюжет игры;
- воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила культуры общения в учреждениях, развивать дружеские взаимоотношения в коллективе.
2. Подготовка к игре:
Дата
Изготовление
атрибутов
Обогащение
впечатлениями
Обучение игровым
приемам
Май
*Изготовление этикеток для очков
*Изготовление денежных знаков
*Изготовление чеков
*Изготовление и обклеивание коробочек для очков
*Изготовление бланков для рецептов
*Изготовление из бумаги оправ для очков
*Изготовление визиток
*Изготовление из бумаги солнцезащитных очков
*Изготовление таблицы для определения остроты зрения из вырезок из журналов и ватмана.
*Просмотр мультфильма «Айболит»
*Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «Человек заболел» И.Тучина
*Беседы по содержанию
*Беседа «Кто работает в оптике и чем занимаются»
*Просмотр отрывка из мультфильма «Незнайка в цветочном городе» о докторе Пилюлькине.
*Экскурсия в оптику
*Рассказы детей об увиденном во время экскурсии в оптике
* Дидактические игры:
«Кому что нужно для работы»,
«Если малыш поранился» (оказание первой помощи),
«Я берегу здоровье»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Помоги Айболиту».
*Научить закрывать левый,
затем правый глаз
и смотреть на таблицу
*Примерять очки
3. Перспективный план подготовки к игре «Оптика»
Сюжеты
Роли
Атрибуты
Игровые
действия
Речевые обороты
Оптика
*Врач
офтальмолог
*Консультант
*Пациент
*Халат
*Телефон
*Компьютер
*Шапочка
*Таблица для определения остроты зрения
*Рецепт
*Пейджики с картинками
*Оправы для очков
*Таблица для глаз
*«Компьютер» для глаз
*Лопатка для глаз
*Проверяет зрение,
подбирает очки
*Выписывает рецепт
*Принимает рецепт
*Выдает очки по рецепту
* Пробивает кассовый чек
*Получает деньги от покупателя
*Выдает ему сдачу
*Давайте проверим ваше зрение.
*Закройте левый глаз,
закройте правый глаз и называйте, то на что я показываю и т.д.
*Выслушивает жалобы больного
* Проверяет зрение с помощью таблицы для зрения
*Делает тест на цветопередачу
* Примеряет игрушечные очки
* Выписывает очки
* Желает больному здоровья
Добрый день!
*Покажите рецепт.
*Ваша сдача…
*Спасибо за покупку.
*Отдает рецепт
*Примеряет очки
Сопутствующие сюжеты
Автобус
*Водитель
*Кондуктор
*Стулья.
*Руль.
*Дорожные знаки.
*Сумка для кондуктора.
*Проездные билеты.
*Урна для мусора.
*Называет остановки.
*Соблюдает правила дорожного движения.
*Рассаживает пассажиров на стулья.
*Собирает деньги за проезд.
*Выдает проездные билеты.
*Осторожно двери закрываются.
*Следующая остановка «Оптика».
*Будьте внимательны при переходе через дорогу.
*Уважаемые пассажиры!
*Пожалуйста, оплачивайте свой проезд.
*После выхода из автобуса, не забывайте выбрасывать билет в специальную урну.
4. Ход игры.
Ребята, к нам пришло письмо. Вы помните сказку про бабушку Федору? Помните, что там случилось с посудой? Помощь у нас просит посуда, которую бабушка Федора плохо моет и чистит. У бабушки Федоры плохое зрение, у нее болят глаза. Как нам помочь бабушке Федоре? (ответы детей)
- Я предлагаю бабушке Федоре проверить свое зрение и приобрести очки. А для этого нам нужно прийти на прием к врачу офтальмологу.
С помощью считалочки дети выбирают, кому достанутся, какие роли, берут атрибуты для игры, создают игровое пространство. Уточняю, что делают участники ролей во время игры. Уточняю, что остальные ребята будут пациентами и могут взять себе "детей" (куклы, игрушки - зверюшки), могут сами быть пациентами.
- А на чем мы можем туда добраться?
Дети предлагают добраться до оптики на различных видах транспорта: на автобусе, на трамвае, на скорой помощи, пешком. После обсуждения пришли к общему решению – ехать на автобусе.
- Автобус нас уже ждет.
- Водитель и кондуктор, займите свои места в автобусе, а мы идем на автобусную остановку.
Обращаю внимание на то, что дети правильно переходят дорогу, по пешеходному переходу.
В автобус заходим через заднюю дверь. В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Оптика». Водитель напоминает детям, правила поведения в транспорте, при выходе из транспорта. Выходя из автобуса, проездные билеты выбрасывают в урну для мусора.
Напоминает правила поведения в общественных местах и приёмы вежливого общения. «Вот мы с вами и приехали. Для начала надо обратиться к консультанту. Входя в кабинет, не забывайте поздороваться и объяснить, что болит у вас».
Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в игру «Оптика».
Для формирования взаимоотношения в игре направляет действия детей.
Воспитатель привлекает в игру малоактивных, застенчивых детей.
5. Окончание игры
Воспитатель предлагает обсудить игру:
«Во что мы с вами играли?»
«Кто работает в оптике?»
«Какая роль вам понравилась больше всего?»
«Какую роль вы бы хотели исполнить в следующей игре?»
«Как вы думаете, игра наша удалась?»
«Что вам понравилось больше всего в нашей игре?»
Дети высказывают свои впечатления об игре. Воспитатель подводит итог игры, выслушивает высказывания детей.
6. Оценка игры
Игровая ситуация способствует возникновению объединений групп детей по интересам. Дети договариваются друг с другом, мирно распределяют роли и разрешают проблемные ситуации в приемлемой форме. Поведение детей в игре произвольное, не зажатое. Знания детей о работе врача офтальмолога, консультанта, водителя умело используются на протяжении всей игры. Игровые замыслы реализованы в полном объеме. Все участники процесса испытывают психологический и эмоциональный комфорт. На основе полученного опыта в дальнейшем можно строить множество сходных игровых ситуаций, помогающих ребятам выстраивать новые взаимодействия в коллективе.
Оптика
7. Схема игры