Просмотр содержимого документа
«Проектирование системы эффективного педагогического сопровождения детей с признаками одаренности»
МАДОУ «Детский сад №56»
Отчет по самообразованию
«Проектирование системы эффективного педагогического сопровождения детей с признаками одаренности музыкальным руководителем ДОУ»
Музыкальный руководитель
высшей кв. кат. С.П. Зуева,
Май 2016 г.
«Проектирование системы эффективного педагогического сопровождения детей с признаками одаренности музыкальным руководителем ДОУ»
Необходимым условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни является воспитание и развитие одаренных и талантливых детей. Дошкольники, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной нагрузке, но и элементарно нуждаются в ней. Испытывая потребность в реализации своего творческого потенциала, они легко усваивают новый материал, с радостью принимают участие в подготовке сольных номеров, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими не как дополнительная нагрузка, а как поощрение. Таким образом, проблема проектирования системы эффективного педагогического сопровождения детей с признаками одаренности всегда актуальна и значима для меня - музыкального руководителя детского сада. Работа с музыкально - одаренными детьми, их поиск, выявление и развитие является важным.
Научная основа моей темы базируется на подборке методической литературы: Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству»; В. Алексеева «Развитие одаренных детей», Ю. Гильбус «Внимание: одаренные дети», И. В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду»; Г. Н. Новикова «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста».
Музыкальное воспитание осуществляется в следующих формах:
- Музыкальное занятие,
- Развлечения,
- Вечера досуга,
- Самостоятельная игровая деятельность,
- Музыкальные конкурсы,
- Тематические концерты,
- Фестивали и др.
Выявление детей с выраженной музыкальностью происходит по - разному:
- Проведения диагностики музыкальных способностей по Б.М. Теплову.
- Посредством постоянного наблюдения за ними,
- Анкетирования,
- Тестирования.
- Организации концертов, конкурсов фестивалей с целью выявления талантов среди детей.
Также сюда входит созданиеразвивающей предметной среды: светлый, уютный музыкальный зал с красивыми шторами, современным учебным оборудованием (мольберты, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, записывающие устройства, микрофоны), наличие мягкого ковра и переносных модулей - позволяет организовывать работу с детьми, не используя стульев, беседовать, играть, сидя в кругу, что создаёт более раскрепощенную обстановку.
Музыкальный кабинет укомплектован детскими музыкальными и шумовыми инструментами. В повседневной работе использую яркие тематические иллюстрации и портреты композиторов, методические карточки, дидактические пособия. Для инсценировок и театрализации приобретены маски различных персонажей. За несколько лет работы собрана разнообразная аудиотека, включающая в себя диски с музыкальными произведениями, предусмотренными программой, а так же диски и кассеты с записями различной музыки, используемой в процессе музыкального воспитания детей. Все материалы систематизированы. Кабинет оснащен персональным компьютером, в котором собраны рабочие программы, сценарии, педагогические проекты, консультации информационных стендов для педагогов и родителей, материалы папок – передвижек и т.д. Для эффектности того или иного номера детей или взрослых используем необходимые костюмы. За последние несколько лет костюмерная детского сада значительно пополнилась новыми атрибутами и костюмами, как для детей, так и для взрослых.
В дальнейшем с детьми с высоким уровнем музыкальности организуем дополнительную работу: подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду. А также участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном и всероссийском уровнях. Например: ежегодный фестиваль детского творчества «Театральная весна», участие в праздничном концерте, посвященном Дню Победы Великой Отечественной Войне (на станции юных натуралистов), в городском фестивале агитбригад «Птичий край», в городском экологическом конкурсе «Наш веселый Ералаш», воВсероссийском вокальном фестивале - конкурсе «Чудо - песенка» и т.д.
Одним из необходимых условий взаимодействия с одаренными детьми является организация работы с их родителями. Взаимодействие с родителями дошкольников реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, консультации, тематические сообщения, информационные стенды. В социальных сетях интернета «В Контакте» созданы страницы групп нашего детского сада, в которых помещены фотографии и видео с музыкальных занятий, праздников, там же можно прочитать рекомендации и полезную информацию по музыкальному воспитанию. В личных беседах с родителями детей с высоким уровнем музыкальности мотивирую их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений, а так же к содействию дальнейшего обучения детей в системе дополнительного образования.
Педагоги детского сада знают об особенностях развития, проблемах и потребностях одаренных детей и способствуют реализации и развитию их творческого потенциала. Такие формы сотрудничества с педагогами как, консультация «Создание современных условий для успешного развития музыкальных и творческих способностей дошкольника», анкетирование «Музыкальные потребности вашей группы», материалы стенда «Оркестр – это просто!» и т.д. помогают сформировать у педагогов интерес к музыкальному воспитанию.
Для воспитанников детского сада главной целью обучения и воспитания является обеспечение условий для развития творческих способностей с целью их реализации во взрослой профессиональной деятельности. В отношении одарённых детей эта цель особенно важна. Следует отметить, что именно на одаренных детей наше государство и общество в первую очередь возлагает надежду для решения проблем современной цивилизации. По результатам мониторинга, более 30% выпускников нашего детского сада посещают музыкальную школу, танцевальные и театральные кружки. Считаю, что проводимая работа эффективна и требует продолжения.