Просмотр содержимого документа
«Проект «В шахматном королевстве»»
Тематический проект «В шахматном королевстве»
Паспорт проекта:
Направленность:
Проект направлен на обучение игре в шахматы, на развитие логики, мышления, концентрации внимания.
Тип проекта:
- познавательно – игровой.
Вид проекта:
- краткосрочный.
Сроки реализации:
-18.09.2017г.-06.10.2017г.
Участники проекта:
-воспитанники, воспитатели, родители.
Конечные продукты:
- шахматное поле с шахматными фигурами,
- игра «Шахматная азбука».
Цель:
- Знакомство дошкольников с шахматами как видом спорта.
Задачи:
-Познакомить детей с историей шахмат, заинтересовать через использование художественного слова, видео материала и знакомство с достижениями в мире шахмат.
-Познакомить с шахматной доской и шахматными фигурами.
-Развивать внимание, память, наблюдательность, умение ориентироваться на плоскости.
-Закреплять умения ориентироваться в пространстве.
-Воспитывать усидчивость.
Модель трех вопросов:
Я знаю:
Белые фигуры ходят первыми (Платон). Шахматы – это игра головоломка (Виолетта). В шахматы можно играть (Андрей). Знаю, как должны ходить фигуры (Егор). Шахматы – это игра (Платон).
Хочу знать:
Хочу узнать правило игры в шахматы (Варя). Почему назвали именно шахматы (Виолетта). Сколько квадратов на шахматном поле (Андрей). Как ходит пешка конь (Костя). Что такое мат королю (Марьяна).
Как узнать:
Спросить у папы (Андрей). Спросить у воспитателей (Егор). Посмотреть в интернете (Артём).
Структура проекта:
Проект, включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап.
На данном этапе мы определили тему проекта, поставили цель, составили план работы, приобрели шахматные доски с фигурами.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о шахматных фигурах. Выяснили представления о них. Предложили детям схему знакомства:
Как называются шахматные фигуры?
Описание геометрической фигуры.
На что они похожи?
Где встречается в окружающей действительности?
Основной этап.
Изучили информацию об истории игры в шахматы и шахматных фигурах.
Ознакомились с шахматной доской и фигурами, с некоторыми шахматными терминами, с основными правилами игры, изучили правила передвижения шахматных фигур и пешек.
Рисовали шахматные фигуры для альбома.
Играли в дидактические игры про шахматы.
Изготовили настенное шахматное поле с фигурами для игры.
Разделы
Виды детской деятельности
Познавательное развитие
Познавательно – исследовательская деятельность
Д/и «Путешествие по волшебной доске»
Д/и «Прямолинейная, бесхитростная фигура»
Д/упр «Волшебная доска»
Д/упр «Замечательный квадрат»
Решение простых шахматных задач.
Просмотр презентаций о шахматных фигурах.
Конструирование из различных материалов
Рисование: шахматные фигуры.
Лепка: пешки.
Речевое развитие
Коммуникативная деятельность
Беседа «Откуда пришли шахматы»
Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.
Д/и «Опиши шахматную фигуру»
Составление небольшого рассказа о шахматных фигурах с помощью вопросов.
Восприятие худ-ной лит-ры и фольклора
Чтение сказки «Сказка про Шаха и про шахматы»
Заучивание стихов, отгадывание загадок о шахматных фигурах.
П/и «Весёлые человечки», «Перепрыгни с кочки на кочку». П/игры с движениями.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа у детей появилось желание научиться играть в шахматы. В свободное время дети самостоятельно играют в шахматы, используя «листы-подсказки».
Рефлексия:
Я узнала, как правильно называть буквы и ходы.
Я узнал, как ходит конь. Он ходит буквой «Г».
А я чуть-чуть научился играть.
Я узнала, что на шахматном поле линии бывают вертикальные и горизонтальные.
Я узнал, что игра к нам пришла из Индии.
Я узнала, как ходит конь.
Теперь я знаю, почему так называют игру.
Результат проекта:
Обобщение результатов работы. В ходе проекта дети лучше стали ориентироваться в пространстве; логически продумывать следующий ход: как свой, так и «противника». А также у детей развивалась наблюдательность, внимание, мышление.