Просмотр содержимого документа
«Проект "Умелые ручки" (выжигание)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 «Ивушка» г.Ессентуки
Творческий долгосрочный
проект по выжиганию
с детьми старшего возраста.
Руководитель проекта
воспитатель: Помазанова И.А.
Тип проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, педагог, родители.
Срок усвоения проекта (январь – апрель)
Цель программы – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию детей
Задачи:
Познакомиться с историей появления выжигания по дереву,с историей возникновения электрического выжигателя (его основным частям)
Развивать творческие способности..
Сформировать навык рисования через копирку и аккуратное закрашивание
Ознакомиться со способами работы выжигателем по дереву
Овладеть простой техникой выжигания
основные приёмы выжигания;
различные виды оформления работ;
выполнение заданий по образцу;
составление эскизов и композиций для выжигания в разных художественных жанрах;
оформление досок.
Актуальность проекта заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, но и учатся видеть и передавать красоту. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием заинтересовывают детей
План работы
( срок январь 2 неделя)
История появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву
Из книг мы узнали: выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.
Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Брюйер, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.
Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями, декоративно украшенными выжиганием.
В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры, надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.
В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки, их называли «троицкие», а украшали их выжиганием. Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек.
В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева. В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.
Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.
В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают тонкую моторику руки и усидчивость.
В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.
Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.
( сроки январь 3 неделя)
Виды выжигания, материал и инструменты для выжигания по дереву
Существует несколько видов выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски:
1. Выжигание по контуру: линиями выжигается только контур предмета.
2. Силуэтное выжигание: полностью выжигаются либо фигурки людей, животных, растений и т. д., либо фон, на котором они изображены.
3. Декоративное выжигание: четко выжигаются контуры рисунка и его
тени.
4. Выжигание с передачей светотени: этот вид считается самым сложным, так как требует не только умения хорошо рисовать, но и достаточного опыта по выжиганию.
Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания, лучше всего выжигать не штрихами, а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.
Выжигать можно на любой деревянной поверхности, но лучше всего подходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски, идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.
Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину. Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.
Электровыжигатель состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше.
Правила пользования электровыжигателем:
- не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;
- не подносить раскаленную насадку к лицу;
- не скручивать и не сгибать электрический провод;
- не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;
- не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.
январь ( срок 4 неделя)
Техника выжигания по дереву. Овладение техникой выжигания по дереву.
Из прочитанной литературы мы узнали, что существует различная техника выжигания по дереву.
Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.
Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис, а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.
Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.
Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии: от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.
Результат (февраль – апрель)
В процессе творческой работы дети узнали много интересного, получили ответы на все интересующие нас вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву, с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями) ; узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву; освоили способы работы выжигателем по дереву; овладели простой техникой выжигания по дереву.
От работы с деревом и электровыжигателем дети получали только удовольствие, радовались результатам своего
Мы организовали выставку «Выжигаем по дереву», показали родителям детей и вручили в подарок.
Список использованной литературы
Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву. – М. РИПОЛ классик, 2011г.