1. Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;
  2. Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;
  3. Продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
  4. Развивать речь детей; формировать умение обосновывать свой ответ;
  5. Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников;
  6. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе.
  Наблюдения на прогулках за птицами, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, сказок, стихов, загадок, примет. Игры: развивающие, дидактические, подвижные; изготовление кормушек, скворечников с родителями, изготовление масок к подвижным играм, изодеятельность.
  Глобус, карта, аудиозаписи «Голоса птиц в природе», художественная и познавательная литература, иллюстрации, открытки, календарь наблюдений, игры разного вида, модели птиц для выявления отличительных признаков.
  - наглядные (наблюдение за птицами в разное время года, рассматривание иллюстраций);
  - словесные (беседы, чтение стихов, сказок, составление рассказов из личного опыта);
  - практические.
  Ожидаемые результаты: повышение уровня экологических знаний и практических умений по данному направлению.
         |    Месяц  неделя   |    тема   |    Цель, задачи   |    Форма организации   |    Материал и оборудование   |  
  |   Сентябрь       |    Беседа на тему «Что мы знаем о птицах»   |    Выявить уровень знаний детей по теме   |    Совместная деятельность   |        |  
  |        |    «Птицы водоёма»   |    Расширить знания детей о приспособительных особенностях водоплавающих птиц.   |    Совместная образовательная деятельность «Ребёнок и окружающий мир»   |           |  
  |        |    П/и «Ворона»   |    Разучить с детьми новую игру народов Севера   |    Совместная деятельность   |    Пособие с подробным описанием игры   |  
  |   Октябрь       |    «Птичий двор»   |    Расширить и конкретизировать знания детей о домашних птицах и их детёнышах (куры, гуси, утки, индейки)   |    Совместная деятельность, составление коротких описательных рассказов.   |    Иллюстрированное методическое пособие «Разнообразие животного и пернатого мира»   |  
  |        |    Н/п игра «Пирамидки. Птицы в природе   |    Развивать умение устанавливать последовательную зависимость состоящую из нескольких звеньев экологической пирамиды.   |    Настольно печатная игра   |    Кубики с изображением солнца, земли, деревьев, цветов, мошек, лягушек, рыб, птиц(снегирь, дятел, синица, курица)   |  
  |        |    Разработка календаря наблюдений за птицами   |    Привлечение детей к совместной деятельности   |    Совместная деятельность   |    Ватман, фломастеры, условные обозначения   |  
  |   Ноябрь       |    Как птицы к зиме готовятся   |    Учить устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы   |    Совместная деятельность. «Ребёнок и окружающий мир»   |    Глобус, карта, иллюстрации, конспект занятия   |  
  |        |    Работа с календарём наблюдений за птицами   |    Развивать наблюдательность   |    Прогулка, совместная деятельность   |    Календарь наблюдений за птицами   |  
 
        |   Декабрь       |    «Пернатый мир томской области»   |    Познакомить детей с особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц, формировать бережное отношение к птицам   |    Совместная образовательная деятельность «художественная литература» чтение сведений о кедровке, белой сове, белой куропатке   |    Конспект, пособия с изображением птиц.   |  
  |        |    «Зимующие птицы»   |    Познакомить с конкретными видами птиц своей местности, с характерными особенностями внешнего облика   |    Совместная образовательная деятельность   |    Конспект, фотоиллюстрации.   |  
  |        |    Акция «Птичья кормушка»   |    Приобщить родителей к совместной деятельности с детьми, вызвать желание помочь птицам.   |    Работа с родителями, индивидуальные беседы.   |    Фотоальбом с кормушками, алгоритмы изготовления кормушек.   |  
  |        |    Развлечение «Загадки Деда Мороза о зимующих птицах»   |    Уточнить и конкретизировать знания детей о птицах.   |    Развлечение   |    Сценарий развлечения   |  
  |   Январь       |    Птичья столовая   |    Расширить знания детей об особенностях питания птиц   |    Прогулка, развешивание кормушек   |    Кормушки, изготовленные родителями совместно с детьми, корм.   |  
  |        |    Д/и «Кто чем питается»   |    Уточнить и конкретизировать знания детей о питании птиц   |    Дидактическая игра   |    Картинки с изображением птиц возле кормушек.   |  
  |   Февраль       |    Утренняя гимнастика «Птицы»   |    Развивать ловкость, способствовать оздоровлению детей, учить подражать движениям птиц   |    Комплекс утренней гимнастики   |    «Комплексы утренней гимнастики в детском саду»   |  
  |        |    Д/и «У кого какой клюв»   |    Уточнить и конкретизировать знания детей о строении птиц   |    Дидактическая игра   |    Пособия с изображением   клювов разных птиц   |  
  |        |    Досуг «Голоса птиц»   |    Знакомство с пением птиц, звуковыми сигналами   |    Совместная игровая деятельность   |    Аудиозапись с голосами птиц   |  
  |        |    Занятие «Как живут наши пернатые друзья зимой»   |         |    Совместная образовательная деятельность «Ребёнок и окружающий мир»   |       Конспект   |  
  |   Март       |    Разучивание нового музыкального движения «Чирик»   |    Учить подражать движениям птиц   |    Музыкальное воспитание   |    Макеты птиц, музыкальное сопровождение   |  
  |        |    Стихи о птицах   |    Предложить детям совместно с родителями подобрать и выучить стихотворения о наиболее понравившейся птице.   |    Работа с родителями, совместная деятельность родителей с детьми.   |    Подборка стихотворений о птицах.   |  
  |        |    Досуг «Юные чтецы стихов о птицах   |    Развивать речь, память, умение выступать перед сверстниками.   |    Досуг, совместная деятельность.   |        |  
  |        |    «Как птицы весну встречают»   |    Обратить внимание на изменение поведения птиц с приходом весны.   |    Наблюдение на прогулке.   |        |  
  |   Апрель       |    Праздник «День птиц»   |    Вызвать эмоциональное оживление, закрепить знания ранее полученные.   |    Совместная деятельность   |    Конспект развлечения   |  
  |        |    «Кто как птенцов растит»   |    Расширять знания детей о жизни птиц.   |    Дидактическая игра   |    Книги, пособия с изображением птиц и птенцов   |  
  |   Май       |    Птицы у кормушки   |    Развивать мелкую моторику, фантазию.   |    Совместная образовательная деятельность «Лепка»   |    Пластилин, стеки, дощечки, конспект   |  
  |        |    «Птицы-такие разные»   |    Учить детей изображать птиц на бумаге   |    Совместная образовательная изо-деятельность   |    Конспект, карандаши, краски, восковые мелки   |  
  |        |    «Какие ноги у птицы»   |    Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение.   |    Совместная деятельность, наблюдение на прогулке   |    Пособия с изображением птичьих лап.   |  
  |   Задание на лето:   |    Сбор семян для подкормки птиц зимой, составление мини-энциклопедий про птиц: воробей, ворона, голубь, дятел, утка, лебедь. Сбор фотографий, зарисовки, художественное слово.   |        |        |        |